МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Исследовательская работа
по теме
«Край родной – ты свет души моей»
Номинация
Народные традиции
родного края.
Подготовили
ученики 4 класса
Ротачкова Юлия
Комарова Любовь
Лунгу Савелий
Руководитель:
учитель начальных классов
Исламгалиева Гульсара Жакотовна
2017 год
" Одежда - одно из выражений красоты,
а, как известно, подлинная красота всегда
эстетически воспитывает людей.
В этом её непреходящее значение "
М Горький
Исследовательская работа проведена в 4 классе ( брали костюмы национальностей , имеющихся в классе)
Народныекостюмы
Содержание
Цель.
Задачи.
Этапы работы над проектом.
Содержание истории костюма.
Вывод.
Список литературы.
Актуальность выбранной темы воспитания на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.
Мы считаем, что нужно восстанавливать прерванную «связь времен», возрождать духовные ценности, возвратить утраченную любовь к родной земле, её природе, уважительное отношение к предкам. Данной проектной работой хотим познакомить учащихся школы с некоторыми образцами народных костюмов и заинтересовать историей русской культуры.
Цель:
Изучить историю национального народного костюма.
Познакомить ребят нашей школы с национальным народным костюмом
и заинтересовать созданием собственной модели.
Задачи:
Изучить литературу, связанную с историей национальной культуры (взяли национальности нашей школы).
Вовлечь родителей в воспитательный процесс через совместную деятельность с детьми (создание модели русского народного костюма с помощью родителей).
Реализовать свои способности.
Создать презентацию для защиты проекта в интересной для ребят форме.
Подготовить речь для презентации проекта.
Воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, чувство ответственности за порученное дело.
Этапы работы проекта:
Выбор темы.
Работы в классах (участники 4 класс).
Сбор материалов по теме проекта (в каждом классе своя группа и свое задание).
Обсуждение отобранного материала.
Изготовление моделей , рисунков костюмов с помощью родителей.
Создание презентации по теме.
Защита проекта( основная группа создателей проекта )
Содержание
Русский национальный костюм.
Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму.
Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства: шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых. Фабричные ткани широко использовались на русском севере, в центральных губерниях Европейской России и с конца XVIII века местами в Сибири. Наибольшее же распространение в народном быту они получили с конца XIX века.
Верхняя одежда, надевавшаяся при выходе на улицу зимой, весной и осенью, была одинаковой и для мужчин и для женщин, различало их только большее или меньшее количество украшений. По всей России мужчины и женщины зимой носили шубы и полушубки мехом внутрь, крытые тканью или нагольные. Весной или осенью - суконные кафтаны, зипуны, поддевки. Отправляясь в дальнюю дорогу, повсюду надевали зимой поверх шубы тулуп, а в весенне-осеннюю непогоду - армяк. Таким образом, русский традиционный костюм представляет собой довольно своеобразное явление народной культуры.
В крестьянских семьях одежда была простая.
У белорусов и украинцев костюмы похожие.
Длинные сарафаны. Рубахи с длинным, широким рукавом . Традиционный женский костюм некогда состоял из длинной, доходившей до щиколотки, рубашки-платья туникообразного покроя; его боковины и рукава слегка раскашивались, а квадратные ластовицы (кирпичик) создавались из материи другого цвета, что имело магическое значение (обеспечивало плодовитость).
Для крашения одежды и шерстяной пряжи украинцы использовали растительность - траву, кору деревьев, цветы. В описаниях Кинель-Черкасской слободы П.С.Палласом представлен уникальный способ изготовления краски из природного червеца: "С половины июня до половины
июля месяца бабы и дети обыкновенно упражняются перед жатвою в собирании червеца. Они ищут сего насекомого на сухих и тощих местах, по большей части около корня земляницы, которая у них клубайка называется, также при редко растущей траве, мохна называемой.
Казахский национальный костюм
Древнейшими традиционными материалами для изготовления одежды у казахов были шкуры кожа, шерсть домашних животных, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Использовали в основном овчину, реже шкуру коз и жеребят. Для бедных слоев населения была характерна одежда из шкур сайгаков, головные уборы из меха лисицы, выдры и других пушных зверей. Обеспеченные люди шили одежду из привозных материалов - шелка, парчи, бархата. Широко в одежде использовались хлопчатобумажные ткани
Большое место среди материалов для казахской одежды занимала шерсть домашних животных. Ее использовали в качестве утепляющей подкладки для верхнего платья (халатов, бешпентов) и головных уборов. Многие виды одежды шили из войлока. Для его изготовления использовалась преимущественно белая шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец.
Широкое распространение в казахской одежде получили китайские бумажные ткани, попадавшие на территорию Казахстана в виде подарков, военной добычи, в обмен на продукты кочевого хозяйства. Шелковые материи покупали в основном феодалы, так как только знатные богатые люди имели право носить шелковую одежду. Наиболее распространенными были шелка красного и желтого цвета.
Молдавский национальный костюм
Традиционный молдавский костюм у мужчин состоит из белой рубахи, суконного жилета или меховой безрукавки, белых штанов. Неотъемлемой его частью является тканый шерстяной пояс брыу красного, зеленого или синего цвета, длиной до 3 м. Женщины носят платок, белую орнаментированную рубаху, многоклинную юбку, шерстяной или полотняный фартук. Поверх рубахи надевают еще несшитую шерстяную юбку катрицэ. Мужской головной убор зимой - барашковая шапка, летом - соломенная шляпа; женский - полотенцеобразный убор, платок. Обувь и у мужчин и у женщин - так называемые опинчь (типа постол) из кожи. В некоторых сёлах на севере республики и в Приднестровье в праздничные дни женщины носят традиционный костюм или его отдельные части. Молдавский национальный костюм можно легко отличить по ярким вышивкам, которые обычно украшают женские рубашки и передники (фартуки). Наиболее интересными и необычными считаются костюмы с самыми многочисленными вышивками.
Участники проекта.
Выводы:
Работать над проектом детям понравилось. Они много времени проводили с пользой, вместе узнавая новое, что способствовало сплочению классного коллектива. Почти все дети проявили интерес к теме проекта, многим увлеченно помогали родители. Узнавая о костюмах, которые носили их прабабушки и прадедушки, дети с удовольствием делились своими мнениями, мыслями. Учащиеся сделали вывод, что в современной одежде сохраняются традиции русского народного костюма, элементы которого вдохновляют сегодняшних художников-модельеров на создание настоящих шедевров современной моды. Работая над проектом, дети узнавали обычаи своего народа.
Список использованной литературы:
Буткевич Л.М. «История орнамента» М., «Владос», 2004
Гордеева В.И. «Русская народная одежда» М., «Изобразительно искусство», 1974
Шпикалова Т.Я. «В мире народного творчества» М., 1998