Интересы нынешних дошколят часто сводятся к мультикам, компьютерным играм, а книги, к сожалению, уходят на задний план. Книга перестала быть желанным подарком. Некоторые дети небрежно относятся к ним, они привыкли к изобилию. А ведь совсем недавно для расшалившихся детей самым страшным наказанием было: «Я сегодня не буду вам читать!»
Воспитать у каждого ребёнка интерес к художественной литературе, научить бережно относиться к книге - эти задачи нельзя эффективно решить без участия родителей.
При совместной работе воспитателей и родителей у детей формируются представления об особенностях художественной литературы, развивается поэтический слух, способность целостного восприятия произведений разных жанров.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Но, к сожалению, молодые родители сами часто не большие книголюбы.
Осуществляя работу по привлечению родителей к познанию ознакомления детей с художественной литературой, мы используем различные формы: Анкетирование проводим не только с родителями, но и с детьми ( с разрешения родителей). Часто благополучные ответы родителей не совпадают с ответами детей, подводя итоги анкетирования на родительских собраниях.
- Анкетирование «Книга в семье».
Во второй младшей группе мы провели анкетирование не только с родителями, но и с детьми. С разрешения родителей ответы детей записали на диск. Благополучные ответы родителей часто не совпадали с ответами детей. На вопрос: «Как называется твоя любимая книга?», многие дети не смогли ответить. «Кто читает книги дома?», дети отвечали, в основном: мама или бабушка, редко дедушка, а вот « Папа читает только газету для себя на диване»- со слов детей. А на вопрос: «Как часто мама читает тебе книгу?», были и такие ответы: «У мамы нет времени на книжки».
Подводя итоги анкетирования на собраниях, родители улыбались, но работа по ознакомлению детей с художественной литературой стала более активной со стороны родителей.
2.) Наглядная агитация (фотовыставки, фотогазеты, фото-отчеты)
3.) Консультации для родителей («Как правильно выбирать книги для ребенка», «Гигиена чтения» , «Как собрать детскую библиотеку», и т.д.)
4.) Беседы и индивидуальные рекомендации:
«Что читать ребенку?» в зависимости от темперамента ребенка, «Роль сказки в развитии речи детей» и др.
5) Оформление уголков чтения в группах детского сада, стендов «Моя любимая книга»
6) Акции «Читаем детям», где не только дома, но и в д\саду читают родители, бабушки, дедушки, старшие сестры и братья любимую книгу ребенка.
В этом году мы провели «Марафонскую» акцию «Читаем детям». Она взяла начало в январе и продолжалась до 30 марта- до «Книжкиных именин». Вечерами в группе родители, бабушки, дедушки, папы, сестры читали любимые книги детей, а в конце чтения- беседы по содержанию.
7) Создание «Книжкиной больницы» в группах помогает привить детям бережное отношение к книге.
8) Оформление выставки «Как книга стала книгой». Благодаря выставке, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.
9) Создание книг- самоделок по сказкам, которые дети придумывают совместно с родителями.
10) Выставки рисунков (детей и родителей), поделок, сделанных по мотивам прочитанных книг.
В средней группе провели выставку поделок- «Мы из сказок дедушки Корнея».
11) Празднование именин писателей, произведений детских известных произведений.
Детям интересны не только стихи и сказки детских писателей, но какими они были в детстве, чем интересовались, итд. «Путешествие по стране Чукоккола» организовали на именины К.И. Чуковского. Гостями и участниками этого путешествия были родители.
12) Очень интересная форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах, читают их детям, а в завершении- викторина по этим книгам или конкурс между родителями и детьми.
13) Душевно и очень трогательно проходят вечера поэзии. В нашей группе участниками такого вечера были бабушки и дедушки –дети военных лет. В доступной форме проходит ознакомление с биографией писателей. Выступления проводят не только воспитатели, но и родители. Здесь важно создать обстановку: Это портрет поэта, свечи в подсвечниках или настольная лампа, книги поэта. В младших группах в нашем ДОУ проходят вечера поэзии по творчеству А. Барто и К.И. Чуковского, а в старших –
А.С. Пушкина Е. Благининой Цикл стихов «Почему ты шинель бережешь?». Участниками этого вечера были бабушки и дедушки – дети военных и послевоенных лет. Мечта этих детей- сухарики и кусочек сахара, по вкусу пришлись и сегодняшним дошколятам на совместном чаепитии.
14) Посещение мероприятий в библиотеке, расположенной в микрорайоне, а так же школьной библиотеки.
15) Большим событием в жизни группы - детей и их родителей, являются «Книжкины именины», которые отмечаются с 1943 года. В России этот замечательный праздник организовал писатель - фронтовик Л. Кассиль.
Здесь есть всё: инсценировка сказки, драматизация отрывков любимых произведений, исполнение частушек, сочиненные родителями про книжных героев и т.д. Но неизменным является выступление- рассказ воспитателя о первом празднике- «Книжкины именины».
Основные формы работы с родителями помогают ознакомить детей с художественной литературой, формируя нравственную и культурную сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.
Только единые педагогические воздействия педагогов и родителей на детей дошкольного возраста способствуют успешному воспитанию интереса к книге и к художественной литературе.
«Не раз доводилось слышать утверждение, что в наш век радио, кино и телевидения литература утрачивает свою ведущую роль. Не знаю… Я по-прежнему верю, что человечество еще внимательнее будет вчитываться в печатную строку, ибо ничто не заменит книгу, где всё основано на доверии к воображению читателя. А именно это развитие воображения -одну из необходимых условий, помогающих воспитывать эстетическую грамотность- одна из черт Человека Будущего.»
Лев Кассиль
|
На: Взаимодействие с родителями воспитанников: формы и методы
Познавательно! Конечно, все родители со своими характерами, все со своим настроением, и, конечно, нужно находить подход к каждому...