Журнал «Справочник заместителя директора школы» № 8, Август 2017
Контроль реализации образовательных программ
Получите индивидуальный план работы на год, который поможет контролировать образовательную деятельность
Татьяна Щербакова, заместитель директора МБОУ «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» города Щекино Тульской области. Почетный работник общего образования. 26 лет работает в школе. Аккредитованный эксперт для проведения мероприятий по контролю в сфере образования. Автор 16 публикаций
В учебном году у заместителя директора более 60 важных мероприятий по контролю образовательной деятельности. Предлагаем новый сервис – готовый план работы. Вы можете выбрать любые пункты и сформировать план, который подходит именно вам.
Мы предусмотрели, как контролировать содержание образовательных программ и качество образования; повышать уровень профессионализма учителей; обеспечивать охрану здоровья школьников; работать с родителями учеников. В основе плана – структура примерных основных образовательных программ (ООП) общего образования.
В комментариях к разделам проанализировали сложные пункты плана. Мы учли последние изменения в образовательной деятельности, поэтому предлагаем ознакомить учителей русского языка с новой моделью основного государственного экзамена (ОГЭ) или внедрить по всем предметам диагностические работы на основе Всероссийских проверочных работ (ВПР).
Раздел I: контролируйте, как ваша школа реализует образовательные программы
Важные задачи до начала учебного года: подготовить и утвердить образовательные программы; организовать повторную промежуточную аттестацию учеников, которых условно перевели в следующий класс из-за академической задолженности.
На что обратить внимание
Задача первая – подготовить образовательные программы, чтобы их утвердил педсовет и руководитель образовательной организации (ОО). Проанализируйте до августовского педсовета образовательные программы, обсудите их содержание с педагогами и скорректируйте программы.
ВАЖНО: С 1 сентября все школы обязательно включают астрономию в образовательную программу для 10-11-х классов
Обращаем ваше внимание на приказ Минобрнауки России от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования…». Минобрнауки включило в федеральный компонент государственного образовательного стандарта раздел «Стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии». Астрономию школьники с 1 сентября 2017 года изучают как отдельный обязательный учебный предмет. Учитывайте эти изменения, когда утверждаете учебные планы и рабочие программы в структуре ООП среднего общего образования.
Задача вторая – проконтролировать сроки повторной промежуточной аттестации.
Как реализовать
Чтобы реализовать первую задачу, на августовском педсовете обсудите вопрос об утверждении образовательных программ. Положительное решение (утвердить программы) секретарь вносит в протокол педсовета.
Чтобы решить вторую задачу, организуйте работу комиссии учителей-предметников для промежуточной аттестации во второй раз. Состав комиссии руководитель ОО утверждает приказом. К примеру, в мае педсовет определил сроки повторной промежуточной аттестации для ученика – 29 ноября и 20 декабря. Директор школы подписал приказ, с которым ознакомили учителей, родителей и учеников. Родители учащегося согласны с этими сроками и письменно подтвердили согласие.
Если ученик не ликвидирует задолженность, то по усмотрению родителей школа оставит его на повторное обучение или будет обучать по индивидуальному учебному плану, а также направит на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и по заключению ПМПК переведет на обучение по адаптированным образовательным программам.
ДОКУМЕНТ Родители ученика отвечают за академическую ликвидацию задолженности (п. 4 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Согласуйте с ними сроки аттестации
Раздел II: повышайте качество образования
Основные задачи – учитывать последние изменения в независимой оценке качества образования для учеников основной и старшей школы и проконтролировать качество оценочных материалов.
На что обратить внимание
Предлагаем в сентябре на заседаниях профессиональных объединений педагогов рассказать учителям о новой модели государственной итоговой аттестации (ГИА) по русскому языку для 9-х классов.
В 2017 году ученики основной и старшей школы впервые участвовали в ВПР. Решите, как использовать итоги ВПР, чтобы повысить качество образовательных результатов учащихся.
Главное – понять, какие образовательные результаты оценивает учитель и насколько качественные задания он включает в диагностические и проверочные работы.
Как реализовать
Предлагаем обсудить с учителями русского языка и литературы новый формат ОГЭ, который пока еще остается проектом. Расскажите учителям, что устная часть с 2018 года может включать три задания (edustandart.ru).
ПРИМЕР. Задания для устной части ОГЭ. Задание 1 – чтение вслух текста научно-популярного характера. В задании 2 девятиклассникам предлагают принять участие в условном диалоге – интервью и ответить на пять вопросов. Вопросы:
1. Общаетесь ли вы в социальных сетях?
2. Чем удобны социальные сети?
3. Есть ли отрицательные стороны использования социальных сетей?
4. Могут ли социальные сети заменить живое общение?
5. Посоветуйте сверстникам, как правильно использовать социальные сети.
В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определенную тему с опорой на план.
Обсудите качество оценочных материалов на профессиональных объединениях. К примеру, до методического объединения вы анализируете результаты оценочной деятельности и делаете вывод, насколько текущие отметки учеников совпали с результатами внутришкольного контроля, с результатами ВПР и ГИА. На методическом объединении рекомендуете педагогам учитывать новые формы независимой оценки качества образования для основной и старшей школы и использовать задания ВПР на уроках, в диагностических и контрольных работах.
СПРАВКА О том, как изменится ОГЭ по русскому языку и единый государственный экзамен по литературе, читайте в № № 9 и 10
Раздел III: совершенствуйте уровень профессионализма учителей
Помогите педагогу научиться проводить занятия так, чтобы реально достигать образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования.
На что обратить внимание
Проанализируйте сведения об образовании учителей и тематику курсов повышения квалификации, которые они проходили. Систематизируйте трудности педагогов и составьте список. Профессиональные проблемы учителя можно выявить в течение года на уроках, занятиях внеурочной деятельностью, при подготовке рабочих программ, оценочных материалов.
Как реализовать
Предлагаем посмотреть сайты региональных институтов повышения квалификации и найти для учителей программы, которые реально помогут им реализовать требования ФГОС общего образования на урочных и внеурочных занятиях.
ПРИМЕР. На dpomos.ru функционирует Региональный реестр дополнительных профессиональных программ города Москвы. Заместитель директора вместе с учителем может прочитать тексты программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки, помочь педагогу выбрать программу. Затем учитель оформляет электронную заявку на курсы.
Раздел IV: организуйте быструю обратную связь с родителями
Когда ребенок приходит в 1-й класс, то вы предлагаете родителям изучить локальные нормативные акты и на заявлении о приеме ребенка в школу написать, что родители ознакомились с документами.
На что обратить внимание
Предлагаем повторно информировать родителей об организации образовательной деятельности в школе на родительских собраниях в начале сентября. Ваши разъяснения помогут им лучше понять правила внутреннего распорядка ОО.
Как реализовать
Объясните систему условий реализации ООП, познакомьте родителей с педагогами, расскажите о молодых специалистах, если они есть в ОО. Предлагаем дополнить знакомство с учителями информацией о том, сколько призеров и победителей предметных олимпиад, конкурсов подготовили учителя.
У родителей могут возникнуть вопросы по реализации ООП. Вы отвечаете на вопросы. Если ответить сразу не можете, обязательно свяжитесь с родителями после собрания.
Покажите родителям электронную приемную на сайте ОО – форму обращения к администрации школы. Продемонстрируйте, как написать обращение к директору школы на сайте и отправить обращение через электронную приемную. Таким образом, вы поможете родителям ваших учеников в течение учебного года улучшить работу школы: задать вопросы, сформулировать предложения, выразить благодарность.
Как работать с интерактивным планом
Вы видите электронный годовой план по мероприятиям и месяцам (скачайте прикрепленный файл внизу страницы: План работы заместителя директора на год_ВЫЧИТАН 5.xlsx). Плюсы в нем означают, что и в какой месяц необходимо сделать. В документе, который вы скачали, измените задачи и месяц, когда планируете их выполнить. Вы можете распечатать план и работать по нему (скачайте:План работы заместителя руководителя ОО на учебный год.rtf).
На картинке-инструкции вы видите, как контролировать мероприятия плана. Например, вы хотите посмотреть, какие задачи завершить в конкретном месяце, или в какие именно месяцы нужно заняться той или иной задачей вплотную. Воспользуйтесь фильтрами:
1. Нажмите на квадрат со стрелочкой.
2. Выберите из списка «Фильтр». Откроется окно «Фильтр».
3. Рядом с нужными мероприятиями оставьте галочки, с остальных – снимите. Нажмите ОК.
4. Сбросить фильтр – в окне «Фильтр» команда «Снять фильтр со столбца».
© Материал из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru
|