Цель. Развитие умения анализировать литературное произведение.
Задачи.
1. Учить анализировать, сравнивать, видеть реальное и вымысел в произведении.
2. Расширять кругозор учеников; прививать интерес к литературе.
3. Работать над развитием выразительной речи.
Планируемые результаты
Личностные
1. Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.
2. Развитие умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
3.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
4.Формировать уважительные и доброжелательные отношения к одноклассникам, к их мнениям. Формировать умение с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого ученика.
5. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками и с учителем в учебном процессе.
6. Проявлять творческое отношение при выполнении заданий.
Предметные результаты
1. Выразительно читать текст, использовать интонацию.
2. Определять главную мысль произведения.
3.Давать характеристику персонажу.
4. Понимать приём сравнения как основной приём описания подводного царства
6.Готовить творческий пересказ: сочинять продолжение сказки.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
2.Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
3.Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.
4.Соотносить поставленную цель, полученный результат деятельности и оценивать его, понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5.Использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.
Познавательные УУД
1. Овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствие с целями и задачами.
2. Формировать умение находить информацию для поставленной задачи в художественном тексте
4. Формировать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Формировать познавательную активность.
6. Осознанное и произвольное построение высказываний в устной речи с соблюдением нормы построения текста.
7.Работа с вопросами по содержанию литературного текста.
8.Установление аналогии, выделение существенной информации, анализ сказки; нахождение значения слов в словаре и в учебнике.
Коммуникативные УУД
1. Формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, осознанно строить речевое высказывание.
2.Формировать умение задавать вопросы, слушать и понимать речь других.
3. Осуществлять взаимный контроль, формировать умение приходить к единому мнению при работе в паре и согласовывать свое мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога.
Оборудование:
1.Портрет М. Горького.
2. Книги писателя
3.Ноутбук учителя, проектор, презентация к уроку
4. Карточки (текст речевой разминки)
5. Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass
6. Программное обеспечение системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass
Сценарий урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный момент
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
-
Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места.
-Все за парты тихо сели,
прикрыли глазки и мысленно сказали:
“Я внимателен, я хорошо думаю,
я сосредоточен, догадлив,
сообразителен и уверен в себе. Я всё знаю, всё умею."
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.
II. Речевая разминка
Предлагает прочитать разными способами: "птичьим базаром", орфографически, орфоэпически, с ускорением, сердито, весело, выразительно.
"Как он может жить на свете
Без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
Раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас –
Весьма во многом.
Не родня ли это чудо
Безобразным осьминогам?"
Читают способом "птичий базар", орфографически, орфоэпически, с ускорением, сердито, выразительно.
III. Постановка темы, цели и задач урока
Задаёт вопросы.
1) Узнали ли вы, из какого произведения эти слова?
2)Кто написал этот рассказ?
3)Чьи это слова и о ком они?
4) Давайте сформулируем тему урока. Над каким произведением мы будем работать на уроке?
Отвечают на вопросы учителя.
1)Эти слова из рассказа «Случай с Евсейкой».
2)Этот рассказ написал М. Горький
3)Это слова рыб, которые они бормотали, плавая вокруг Евсейки.
Формулируют тему урока.
4)Мы будем анализировать произведение М. Горького «Случай с Евсейкой»
IV. Проверка домашнего задания
Дома вы нарисовали иллюстрации. Покажите их и расскажите, к какому отрывку вы их нарисовали.
Показывают свои иллюстрации и рассказывают, к какому отрывку он нарисован.
V. Работа по теме урока
Задаёт вопросы.
1.Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?
2. Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне. (выборочное чтение)
3. Найдите в тексте названия животных, которые встретились Евсейке.
4.Реальные или сказочные это животные?
5.Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой.
Отвечают на вопросы
1. Однажды Евсейка сидел на берегу моря и удил рыбу. Она не клевала и мальчик задремал.
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть.
(хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка спинку изогнула,
(Руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла.
(Приседаем)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут».)
Выполняют физкультминутку
VII.Продолжение работы по теме урока
Задаёт вопросы.
1.Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?
2.Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что все рыбы — немые?»?
3. Как мальчик объяснил рыбам значение слова «папа»?
4. Чего он испугался?
5. Почему же он не заплакал, испугавшись?
6.Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки.
(Дети читают предпоследний абзац на с. 8.)
7. Как Евсейка старался смотреть на все вокруг?
8. Прочитайте разговор Евсейки с рыбой. Подумайте, с какой интонацией нужно читать.
9. Что вы думаете о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор?
– Представьте, что вы, так же как Евсейка, оказались в подводном царстве. Как бы вы себя повели?
– Что в сказке, рассказанной М. Горьким, вымысел, а что могло быть на самом деле?
Отвечают на вопросы учителя.
1.Он удивился тому, что рыбы разговаривали.
2.Он сказал, что узнал об этом от папы.
3.Он объяснил так: «Так себе... Вроде меня, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый...»
4.Он испугался того, что его сейчас съедят.
5. Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать.
6.Дети читают предпоследний абзац на с. 8.
7.Он старался смотреть на все беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.
8.Действующие лица: автор, рыба, Евсейка. Со слов «А болтливая рыба все спрашивает его...».
9. Дети отвечают на вопросы, высказывают своё отношение и отношение автора к главному герою.
VIII.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Организует выполнение теста, используя систему контроля и мониторинга качества знаний
ProClass
Тест.
Вариант1.
1. Кто не встретился Евсейке на морском дне?
А) актинии
B) рак-отшельник
С) лангусты
D) рыба-пила
2. Сколько четверок по русскому языку было у Евсейки в прошлом году?
A) две C) четыре
B) три D) пять
3. Вставьте пропущенное слово в песенку рыбы.
Плавниками...,
И зубаста, да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
A) трепеща
B) скрежеща
C) шевеля
D) всех ища
4. Кто написал рассказ «Случай с Евсейкой»?
A) М. Горький
B) К. Г. Паустовский
C) В.В. Бианки
D) А.И. Куприн
5. Кто скрывается под псевдонимом Максим Горький?
A) А.И. Куприн
B) В.М. Гаршин
C) КГ. Паустовский
D) А. М. Пешков
6.Вспомните, о ком так сказал Евсейка: «Так себе... Вроде меня, только - побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый...»
A)кот C) папа
B) дед D) дядя
7. Кто не встретился Евсейке на морском дне?
A) голотурии
B) рыба-меч
C)сепии
D) сифонофоры
8. Закончите предложение.
Глаза у рыб были круглые и скучные, как...
A) алгебра
B) русский язык
C) математика
D) география
9. Вставьте пропущенное слово.
Как он может жить на свете без усов и чешуи? Мы бы, рыбы, не могли бы ...хвосты свои!
A) намочить
B) разделить
C) раздвоить
D) обкромсать
10. О ком из писателей идет речь в приведенном отрывке?
Отец его умер рано, и мальчик оказался в доме деда. Дед стал учить внука с 6 лет грамоте. Затем мальчик продолжил учение в Нижегородском слободском училище, но вскоре дед разорился и отдал его в «люди».
A) М. Горький
B) А.И. Куприн
C) К.Г. Паустовский
D) М.М. Пришвин
Выполняют тест помощью системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass
Вариант1.
1.
D) рыба-пила
2.
A) две
3.
A) трепеща
4.
A) М. Горький
5.
D) А. М. Пешков
6.
C) папа
7.
B) рыба-меч
8.
A) алгебра
9.
C) раздвоить
10.
A) М. Горький
IХ.Подведение итогов урока
Организует подведение итогов урока.
Как вы думаете, это рассказ или сказка?
- Почему это произведение помещено в разделе «Были и небылицы»?
– Какие открытия сделали?
– Что вас особенно заинтересовало?
– Что больше всего понравилось?
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, подводят итоги
Х.Домашнее задание
Предлагает записать домашнее задание.
-Теперь откроем дневники,
запишем в них задание:
подготовить пересказ от 1-го или от 3-го лица.
Дополнительное индивидуальное задание ( по желанию): постарайтесь придумать продолжение сказки
Задают уточняющиеся вопросы
ХI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Проводит рефлексию учебной деятельности на уроке.
Урок подходит уж к концу
Давайте посмотрим, какими мы были на уроке.
-С каким настроением вы заканчиваете урок? Возьмите смайлик с таким настроением.
-Что ты хотел бы пожелать себе и своим товарищам на следующий урок?
Урок закончен. Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, останутся у вас в памяти.