Submitted by Елена Петровна Изверова on пн, 31/07/2017 - 20:16
ДЕТИ ВОЙНЫ
Учитель
И когда кончится война, и мы станем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, крепко сплочённая армия советских детей.
Корней Чуковский, 1942 г.
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украдут детство.
Ученик 1:
Годы летят стремительно,
Больше полвека прошло,
Но память хранит пронзительно
Все то, что давно ушло.
Мой дед босоногим мальчишкой
Узнал, что такое война,
А мы по рассказам и книжкам
Представим, что было тогда…
Учитель:
22 июня. Этот день будет вечно возвращать нашу память к 1941 году.
Ученик 3:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник.
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Учитель: прослушайте запись из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года:
(Левитан о начале войны)
Ученик 4:
Мяли танки теплые хлеба.
И горела, как свеча изба.
Шли деревни. Не забыть вовек
Визга умирающих телег,
Как лежала девочка без ног,
Как не стало на земле дорог.
Учитель:
Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере…
Теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.
Учитель:
Враги зверски расправлялись с мирным населением на оккупированных территориях, угоняли женщин и детей в концентрационные лагеря. Там их ждали голод, пытки, чудовищные эксперименты, смерть в газовых камерах. Многие дети попали в руки немцев, в плен. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь...
Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей.
Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей.
На основании материалов расследования, свидетельских показаний, данных эксгумации, установлено, что за три года существования лагеря Саласпилса немцы загубили не менее 7 000 детей, частью сожженных, а частью захороненных на гарнизонном кладбище.
Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году.
Инсценированная песня «Саласпилс»
Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков, партизанами.
Ученик 5:
Перед нами фрагменты дневниковых записей:
"Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было 9 с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел и был ранен…"
Ученик 6:
Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они попадали на войну. Освобожденные из плена, братья и сестры погибших, сироты или дети живых родителей… Они не знали как сложится их жизнь через месяц, день или час. Но храбрость этих до срока возмужавших сердец, недетская сила были связаны в едином порыве, принесшем нам Победу.
Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Некоторые из них были занесёны в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведёны в ранг «пионеров-героев».
Ученик 7 : Котик Валентин Александрович (Валя Котик) - юный партизан-разведчик партизанского отряда имени Кармелюка, действовавшего на временно оккупированной территории Каменец-Подольской области Украинской ССР; самый младший по возрасту Герой Советского Союза.
Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Каменец-Подольской с 1954 года и ныне Хмельницкой области Украины в семье служащего. Украинец.
В годы Великой Отечественной войны, находясь на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Шепетовского района, Валя Котик вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. С 1942 года он имел связь с Шепетовской подпольной партийной организацией и выполнял её поручения по разведке.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Наступил день, когда Валя совершил свой подвиг.
Рев моторов становился громче - машины приближались. Уже хорошо были видны лица солдат. Со лбов, полузакрытых зелеными касками, стекал пот. Некоторые солдаты беспечно сняли каски.
Передняя машина поравнялась с кустами, за которыми спрятались мальчики. Валя привстал, отсчитывая про себя секунды. Машина проехала, против него уже броневик. Тогда он поднялся во весь рост и с криком «Огонь!» одну за другой швырнул две гранаты... Одновременно прозвучали взрывы слева и справа. Обе машины остановились, передняя загорелась. Солдаты стремительно спрыгивали на землю, бросались в кювет и оттуда открывали беспорядочный огонь из автоматов.
Валя не видел этой картины. Хорошо знакомой тропкой он уже бежал в глубину леса. Погони не было, немцы боялись партизан. Слухи о нападении партизан на фашистов и гибели палача - шефа жандармерии быстро распространились в городе.
С августа 1943 года юный патриот - разведчик шепетовского партизанского отряда имени Кармелюка.
В октябре 1943 года юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов, склада.
29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою.
16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области 14-летний партизанский разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.
Юный партизан погиб через несколько дней после своего четырнадцатилетия.
Родился 29 августа 1927 года в городе Керчи Крымской области. Семья Дубининых состояла из четырёх человек. Володя был неугомонным, деятельным, всегда стремившимся осуществить в жизни то, что наполняло мечтами его горячую голову.Детство Володя провел в Керчи.
Когда грянула Отечественная война, Володе было всего 14 лет. Вместе со взрослыми он ушел в Старокарантинские каменоломни.
Володя был связным и разведчиком в этой подземной крепости, около двух месяцев отчаянно сопротивлявшейся гитлеровским захватчикам. Оккупанты вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами.
За полтора месяца командир группы юных разведчиков пионер Владимир Никифорович Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел и планы немцев были сорваны.
Со своими товарищами Ваней Гриценко и Толей Ковалевым Володя Дубинин часто ходил в разведку. Юные разведчики приносили в отряд ценные сведения о расположении вражеских частей, о количестве гитлеровских войск. Опираясь на эти данные, партизаны планировали свои боевые операции. Именно разведка помогла отряду в декабре 1941 г. дать достойный отпор карателям. Во время боя в штольнях Володя Дубинин подносил партизанам боеприпасы, а потом и сам встал на место тяжелораненого бойца.
Мальчик хорошо знал планировку подземных галерей, расположение всех выходов на поверхность. И когда в январе 1942 г., после освобождения Керчи частями Красной Армии саперы принялись разминировать территорию вокруг каменоломен, он вызвался помогать им.
2 января юный герой погиб, подорвавшись на мине. Володя Дубинин похоронен в партизанской могиле, неподалёку от каменоломен.
Ученик 9 : Богданова Надежда Александровна - самая молодая пионерка-героиня. Занесена в Книгу почета Белорусской республиканской пионерской организации.
Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...
Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.
Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она.
Ученик 10 : Шумов Анатолий — несовершеннолетний партизан Великой Отечественной войны, казнённый гитлеровцами. Причислен к пионерам-героям.
Толя Шумов родился в 1924-м году. В 1941 году Анатолий, после окончания восьмого класса решает оставить школу и втайне от матери вместе с тремя одноклассниками подаёт заявление в военное училище. Однако поступить в училище буквально перед самой войной не удаётся. Толя был очень расстроен этим: началась война, а ему, комсомольскому организатору класса, рослому, физически крепкому парню, приходится сидеть в тылу и разносить повестки мобилизующимся. «Фашисты наши города занимают, а нас, лбов, на фронт не пускают», — однажды сказал он матери после прослушивания очередной сводки Совинформбюро.
1 сентября Анатолий пошёл в девятый класс, однако учёба уже не доставляла ему былого энтузиазма: основное внимание он стал уделять военной подготовке в создаваемом директором их школы И. Н. Назаровым добровольческом истребительном батальоне. Школьники на этих занятиях овладевали винтовкой и пулемётом, приёмами маскировки и ориентирования.
Линия фронта тем временем стремительно продвигалась на восток. В сентябре-октябре 1941 года в западных районах Московской области шло формирование партизанских отрядов и подпольных групп, которые должны были начать функционировать на оккупированных территориях в случае прорыва противником Можайской линии обороны. 17 октября 1941 года гитлеровцы заняли райцентр Осташёво.
В Осташёвском районе к этому времени было сформировано три партизанских отряда. В состав одного из таких отрядов была включена и Евдокия Степановна Шумова, так как оставаться в Осташёве бывшей партийной работнице было невозможно, а эвакуироваться в глубокий тыл она наотрез отказалась, считая, что её место среди земляков, борющихся с врагом. Вместе с матерью в партизаны ушёл и сын.
В задачу юных партизан входили главным образом добывание сведений о численности врага в конкретных местах, о продвижении немецких войск по проселочным дорогам, а также распространение среди местных жителей агитационных листовок, печатавшихся на эвакуированной в партизанский лес типографии.
Анатолий не отказывался от любых, даже таких трудных и рискованных заданий как минирование автомобильных дорог и уничтожение линий телефонной связи противника. Несколько раз он был близок к провалу, два раза задерживался немецким патрулём, но оба раза сумел уйти и вернуться в отряд.
Так во время проверки на Куровском большаке у Анатолия сняли верхнюю одежду, однако он сумел улизнуть буквально из под носа у немцев и в сильный мороз в одном нижнем белье добраться до партизан с ценными сведениями.
В другой раз избежать неприятностей Толе помог случай. Путь его проходил через плотину водяной мельницы, на которой оказался выставлен часовой. Обойти плотину не было возможности, а стало быть, не миновать объяснений с часовым, а это опасно — сапоги у Анатолия были полны листовок. Партизан уже обдумывал, как будет действовать как в случае если охранник окажется слишком дотошным, как неожиданно за спиной появилась гужевая повозка с немцами, ехавшими на мельницу. Около самой запруды повозка застряла. Анатолий не растерялся, бросился помогать вытаскивать телегу. «Гут, гут», — одобрительно закивал часовой и пропустил незнакомого подростка.
Была и трагикомичная история. Будучи задержанным в деревне Сумароково, Толя на допросе настойчиво утверждал, что занимается поиском своей пропавшей матери. Анатолий стал действовать как бесшабашный подросток: рассказывал немецкому офицеру, хорошо знавшему русский язык, анекдоты про коммунистов и смешные истории и сумел своим остроумием расположить его к себе. Офицер оставил Толю при себе и обещал помочь в розысках матери. Два дня комсомолец Шумов примерно играл свою роль, при этом высматривая и запоминая всё, что происходило во вражеском лагере. Затем, улучив момент, он сбежал в партизанский отряд, прихватив с собой полевую сумку с документами и картой, бинокль и пистолет офицера.
После этого вызывающего поступка немцы заинтересовались личностью дерзкого подростка. За предоставление сведений о нём была назначена награда.
30 ноября 1941 года Толе предстояло очередное задание в Осташёве. Во время передвижения по селу Толя был случайно замечен местным «полицаем» Кириллиным, который не преминул сообщить об этом своему немецкому начальству. Началась облава, в результате которой Толя был схвачен. После допроса, сопровождавшегося пытками и длившегося несколько часов, Анатолия Шумова привязали к саням и под охраной шести автоматчиков направили в Можайск. В лесу под Можайском Толя был расстрелян. Точное место его смерти не известно.
Очевидцы подтверждали: на допросах Анатолий держался мужественно, несмотря на пытки, не проронил ни слова.
Ученик 11 :«Сын Полка» (Александр Колесников)
В марте 1943 года Саша с другом сбежали со школьных уроков и отправились на фронт. Им удалось забраться в товарный поезд в вагон с прессованным сеном. Но на одной из станций их обнаружили и отправили обратно в Москву. На обратном пути Саша снова удрал на фронт - к отцу, служившему заместителем командира механизированного корпуса. Где Саша только не был, сколько дорог пришлось пройти пешком, проехать на попутных машинах... Недолго думая, он пристроился к танкистам, которые направлялись на переформирование в тыл. Рассказал им, что отец у него тоже танкист, что маму потерял во время эвакуации, что остался совсем один... Ему поверили, приняли в часть сыном полка - в 50-й полк 11-го танкового корпуса. Так в 12 лет Саша Колесников стал солдатом.
Дважды он ходил на разведку во вражеский тыл, причем оба раза с заданием справился. После чего Сашу с уважением называли не иначе, как Сан Санычем.
Однажды подошел необычный эшелон, в котором везли боеприпасы! Состав остановился, пропуская встречный санитарный поезд. И тут его осенило: он решил взорвать его! Но когда до взрыва остались считанные минуты, Саша понял, что его сейчас разорвет на куски! И он сразу же бросился в воду, проскочив между часовыми.. Как Саша ни старался отплыть подальше, его настиг и подобрал катер фашистской охраны. Мальчик потерял сознание от побоев, и к тому же озверевшие гитлеровцы распяли Сашу у входа в лесную сторожку: прибили руки и ноги гвоздями к стене. Но, к счастью его спасли наши разведчики. Внезапно атаковав сторожку, красноармейцы отбили маленького солдата у немцев. Очнулся Саша под печкой сожженного белорусского села. Сколько времени он там пробыл, не знает…Саша кричал, звал на помощь, но его никто не слышал.. Он вновь терял сознание.. И в скором времени его нашли и отправили в медсанбат.
Ученик 1:
Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах, и в блокадном Ленинграде.
Ученик 2:
Ленинград… 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек.
Запасы продовольствия заканчивались, снижались нормы выдачи хлеба. С 20 ноября в пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие в сутки получают 250 грамм, а неработающие и дети - по 125 грамм хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам…
Учитель:
Острый голод давал о себе знать все сильнее. Умирали и молодые, и старые, и дети. Смерть настигала людей везде: на улице, в квартире, на работе. Только за первую блокадную зиму голод и холод унес в Ленинграде 252 тысячи человек.
(песня «Ленинград - метроном»)
Ученик 3:Дневник Тани Савичевой
Если вы были в Ленинграде на Пискаревском кладбище, значит, видели огромные братские могилы, в которых похоронены сотни тысяч ленинградцев. В музее этого кладбища есть дневник маленькой девочки Тани Савичевой. В этом дневнике она записывала даты и время, когда умирали ее родственники: «Женя умерла 28 декабря в 12:30 часов утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г. Дядя Леша – 10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама – 13 мая в 7.30 утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня…»
Таню успели эвакуировать, но она прожила недолго и умерла от истощения.
Ученик 4:
Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. Именно дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках.
…Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла –
И синее небо, и запах простого цветка?..
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим – всего по четырнадцать лет….
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашел,
Как только рабочую премию – банку варенья –
Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.
(В. Радкевич «Баллада о банке варенья»)
Ученик 5: "В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас возили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы…"
Ученик 6: Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким.
Учитель:
Есть на энском заводе товарищ Василий Палыч
Уважаемая фигура, серьёзнейший гражданин.
Недаром на доску почета имя его попало
Недаром воспел его в прозе проезжий писатель один.
А лет ему было пятнадцать, к тому же ещё неполных.
А видом он был невзрачен, четырнадцати не дашь,
Этакий худенький мальчик, в средней школе, я помню,
У нас таких называли попросту «карандаш».
Через короткое время в кинотеатре местном
В киножурнале показывали несколько сцен про него.
Был скромен Василий Палыч, но все-таки, знаете, лестно
Вдруг на экране театра увидеть себя самого.
Глядел на себя мальчишка, глядел задумчивым взором,
До слез ему захотелось, чтобы вот этот журнал
Где – нибудь там, на фронте, увидел отец, о котором
Вот уже восемь месяцев он ничего не знал.
Глядел на экран мальчишка, нахохлившийся, упрямый,
Какой – то комок непослушный грудь ему распирал.
Нет, никогда не увидит его на экране мама,
Убитая бомбой немецкой по дороге сюда, на Урал.
И все ему вдруг показалось диковинной, страшной сказкой,
В которой смешался с кровью недавнего детства снег.
И стал в этот миг ребенком, маленьким мальчиком Васькой
Товарищ Василий Павлович, уважаемый человек….
(В. Гусев «Василий Павлович»)
Рассказ о мальчике.
Женя 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.
Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.
Но к этому моменту почти все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.
Учитель
Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.
Ценою крови куплена Победа,
Пусть это помнит шар земной всегда!
Без потерь нет ни роты, ни взвода,
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков живых.
Счастье Родины – мир и свобода,
Нерушимы они, как гранит.
Майский день сорок пятого года
Наша память надежно хранит!