Редакция от 16 июня 2017
Как проводят внешнюю приемку образовательной организации к 2017–2018 учебному году
Ю.Г. Щемелев
Внешнюю приемку образовательной организации проводит межведомственная комиссия. Она оценивает готовность организации к началу учебного года и докладывает об этом Минобрнауки России.
Это и отличает внешнюю приемку от внутренней, которая является формой самоконтроля. Образовательная организация проводит ее сама.
Чтобы образовательная организация прошла приемку, она должна:
- соблюдать требования пожарной, антитеррористической безопасности;
- соблюдать санитарные нормы;
- проводить медицинские (противоэпидемические) мероприятия;
- провести ремонтные и другие работы, которые связаны с подготовкой к новому учебному году.
Письмо Минобрнауки России от 16 июня 2017 г. № ТС-186/08 устанавливает методические рекомендации по проведению приемки организаций к началу 2017–-2018 учебного года. Государственные органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты, которые регулируют порядок приемки образовательных организаций к началу учебного года.
Межведомственная комиссия проведет контрольные мероприятия до 20 августа.
Внимание: если образовательная организация не пройдет приемку к новому учебному году, то ее привлекут к административной ответственности
Если во время приемки образовательной организации комиссия выявит нарушения, то составит протокол об административном правонарушении и наложит штраф в размере, который зависит от вида нарушения.
Например, за нарушение требований пожарной безопасности штраф составит (ст. 20.4 КоАП РФ):
- для должностных лиц – от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
- на юридических лиц – от 150 тыс. до 200 тыс. руб.
Кого проверяют
Члены межведомственной комиссии проверяют готовность к новому учебному году образовательные организации, которые находятся в ведении:
- органа исполнительной власти субъектов РФ;
- органа местного самоуправления, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
Такая информация указана в перечнях задач комиссий по приемке, которые устанавливают пункты 3.5 и 3.6 методических рекомендаций, направленных письмом Минобрнауки России от 16 июня 2017 г. № ТС-186/08.
Кто входит в комиссию
В состав комиссии входят:
- руководитель органа, который выполняет функции и полномочия учредителя образовательных организаций, или его заместитель;
- представители МВД России;
- МЧС России;
- Роспотребнадзора.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления может включить в комиссию также представителей:
- коммунальных служб по направлениям энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
- профессиональных союзов и их объединений;
- комиссий по делам несовершеннолетних.
Персональный состав комиссий утверждает совместный приказ органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления с территориальными органами МВД России, МЧС России и Роспотребнадзора (п. 3.4 методических рекомендаций, направленных письмом Минобрнауки России от 16 июня 2017 г. № ТС-186/08).
В зависимости от особенностей субъекта РФ, в котором находится образовательная организация, перечень представителей могут расширить.
Что проверяют
Комиссия проверяет готовность образовательной организации к новому учебному году на основе плана мероприятий этой организации. Он включает в себя:
1) анализ результатов проверки и устранения нарушений, которые выявлены в ходе оценки готовности организации к предыдущему учебному году;
2) проверку выполнения мероприятий плана с учетом перспективного планирования и исполнения мероприятий типового перечня по подготовке организаций к новому учебному году (приложение 7 к письму Минобрнауки России от 16 июня 2017 г. № ТС-186/08).
Типовой перечень включает:
- мероприятия пожарной безопасности (например, приобретение или замену первичных средств пожаротушения);
- санитарные, медицинские и гигиенические мероприятия (например, прохождение медицинского осмотра персоналом);
- мероприятия антитеррористической безопасности (например, установку ограждения по периметру организации);
- ремонтные работы (например, проведение текущего ремонта);
- другие мероприятия (например, поставка школьных автобусов, подключение к сети Интернет, проведение занятий по курсу ОБЖ – безопасность дорожного движения);
3) проверку доступности зданий и сооружений образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями;
4) проверку безопасной эксплуатации энергоустановок (электротеплоустановок), их технического состояния, в том числе:
- надежность схемы электротеплоснабжения, ее соответствие категории энергоприемников;
- содержание энергоустановок в работоспособном состоянии и их безопасная эксплуатация;
- своевременное и качественное техническое обслуживание, ремонт, испытание энергоустановок и энергооборудования;
- соблюдение требований к персоналу и его подготовка;
- соблюдение требований охраны труда электротеплотехнического и электротехнологического персонала;
- укомплектование рабочих мест средствами индивидуальной защиты, пожаротушения и инструментом;
- укомплектование рабочих мест обязательной документацией;
- выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора).
5) проверку организации мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
6) проверку работоспособности и обслуживание систем автоматической противопожарной защиты;
7) проверку наличия и исправности первичных средств пожаротушения;
8) проверку состояния путей эвакуации и эвакуационных выходов;
9) размещение наглядной агитации по вопросам соблюдения мер безопасности и умения действовать в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
10) выполнение предписаний органов государственного контроля и надзора.
На практике комиссия проверяет образовательные организации по восьми направлениям.
Направление 1. Наличие необходимой документации.
Проверяющие обращают внимание на наличие:
- устава;
- свидетельства о госрегистрации права на оперативное управление, подтверждающего закрепление за организацией собственности учредителя;
- свидетельства о госрегистрации права пользования земельным участком, на котором размещена организация;
- свидетельства об аккредитации;
- лицензии на право ведения образовательной деятельности;
- паспорта безопасности организации;
- декларации пожарной безопасности;
- плана подготовки организации к новому учебному году;
- локальных актов;
- должностных инструкций, в том числе должностных обязанностей по охране труда;
- плана работы образовательной организации на учебный год;
- книги учета движения детей;
- журнала регистрации приказов;
- плана повышения квалификации педагогических работников;
- трудовых книжек;
- инструкций по охране труда, инструкций о мерах пожарной безопасности;
- журналов инструктажа по охране труда, пожарной безопасности;
- договоров с родителями обучающихся и воспитанников;
- журнала технической эксплуатации здания.
Направление 2. Состояние здания и территории образовательной организации.
Готовность здания к новому учебному году и работе в осенне-зимний период оценивают по параметрам:
1) общее состояние помещений, качество проведенного текущего или капитального ремонта;
2) состояние искусственного и естественного освещения, источников искусственного освещения;
3) хранение неисправных и перегоревших ртутьсодержащих ламп, организация их вывоза из здания организации;
4) состояние отопления, оборудование отопительных приборов регулируемыми кранами. В образовательной организации нельзя:
- использовать переносные обогревательные приборы, обогреватели с инфракрасным излучением, а также
- ограждать отопительные приборы изделиями из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов;
5) состояние системы вентиляции и концентрация вредных веществ воздуха помещений;
6) состояние холодного и горячего водоснабжения. Если отсутствует централизованное водоснабжение (холодное и горячее), то проверят обеспеченность механизированной подачи воды:
- на пищеблок;
- в помещения медицинского назначения;
- прачечную (постирочную);
- туалетные комнаты;
7) наличие резервных источников горячего водоснабжения;
8) состояние централизованной канализации, а при ее отсутствии – автономной канализации здания, состояние выгребов или локальных очистных сооружений;
9) наличие журнала технической эксплуатации здания, а также актов:
- опрессовки отопительной системы;
- проверки ртутьсодержащих и ионизирующих приборов в помещениях организации;
- общего и технического состояния здания;
- проверки готовности кабинетов и групп к новому учебному году.
При проверке территории образовательной организации комиссия анализирует:
1) наличие и состояние ограждения организации по всему периметру;
2) соблюдение существующих требований по озеленению;
3) наличие и состояние наружного электрического освещения территории;
4) наличие обновленных указательных знаков дорожного движения при подъезде к образовательной организации;
5) подготовленность групповых и физкультурных площадок, веранд, теневых навесов и другого оборудования для обучающихся или воспитанников:
- наличие крепления гандбольных и мини-футбольных ворот;
- наличие технических паспортов у различных видов оборудования;
6) наличие площадки для сбора мусора и договора со специализированными организациями о его вывозе, состояние мусоросборников, соблюдение организацией требований к расположению и оборудованию площадки для сбора мусора.
Направление 3. Укомплектованность образовательной организации кадрами, обучающимися или воспитанниками.
Комиссия анализирует, соблюдает ли образовательная организация требования:
- по предельной наполняемости классов или групп;
- наличию групп с круглосуточным пребыванием;
- наличию путевок и правильности их оформления и хранения;
- правильности расстановки кадров.
Направление 4. Состояние групповых комнат или классов.
Комиссия проверяет готовность групповых комнат или классов к образовательному процессу:
- наличие нормативных документов;
- наличие справочной и художественной литературы;
- наличие обучающих компьютерных программ, видеоматериалов, игр, пособий, поделок для организации разнообразной деятельности детей;
- соответствие учебно-методического обеспечения требованиям образовательной программы;
- санитарное и техническое состояние комнат.
Направление 5. Противопожарное состояние и антитеррористическая защищенность здания.
Комиссия проверяет:
1) наличие локальных актов, которые обеспечивают противопожарный режим в образовательной организации;
2) состояние эвакуационных выходов;
3) наличие плана эвакуации детей на случай возникновения пожаров, утвержденного приказом руководителя образовательной организации и согласованного с органами пожарного надзора;
4) наличие инструкций, которые определяют порядок действия персонала при пожаре;
5) оборудованность здания средствами оповещения людей о пожаре;
6) наличие и состояние противопожарного водоснабжения и первичных средств пожаротушения (пожарные краны, рукава, водоемы и резервуары, ручные огнетушители);
7) состояние наружных пожарных лестниц, лестниц-стремянок и ограждений на крышах здания, слуховых окон чердачных помещений, приямков окон подвальных и цокольных помещений;
8) наличие электрических фонарей на случай отключения электроэнергии;
9) наличие автоматической пожарной сигнализации и заключенных договоров на ее обслуживание;
10) наличие актов о замере сопротивления изоляции электропроводки, проверки пожарных кранов на водоотдачу;
11) наличие приказов:
- о назначении ответственного работника по охране труда, пожарной безопасности, а также ответственного за электрохозяйство;
- о мерах обеспечения пожарной безопасности;
- об установлении режима и мер пожарной безопасности;
12) наличие документов, подтверждающих прохождение обучения по охране труда и пожарной безопасности;
13) наличие журнала учета инструктажей по охране труда и пожарной безопасности;
14) наличие договора на оказание охранных услуг;
15) наличие системы видеонаблюдения;
16) наличие кнопки экстренной связи с органами внутренних дел.
Направление 6. Состояние пищеблока, медицинского кабинета, кладовых и т. п.
При проверке кладовых контролируют наличие и состояние:
- холодильных камер или холодильников для скоропортящихся пищевых продуктов;
- тары с крышкой для хранения сметаны и творога;
- тары для хранения крупы, муки, макаронных изделий;
- стеллажей и шкафов для хранения ржаного и пшеничного хлеба;
- темных помещений для хранения картофеля и корнеплодов;
- отдельных стеллажей для хранения капусты;
- ларей для хранения квашеных, соленых овощей;
- ящиков для хранения плодов и зелени.
- тары для перевозки продуктов.
Кроме того, изучают условия для хранения продуктов, имеющих специфический запах (специи, сельдь).
В ходе проверки анализируют состояние медицинского кабинета.
Направление 7. Наличие и состояние спортивного оборудования.
У спортивного оборудования не должно быть трещин, сколов и т. п. Оборудование должно иметь обработанную поверхность, которая должна исключать получение травм.
Направление 8. Соблюдение в образовательной организации дезинфекционного режима.
Комиссия проверит, проводит ли образовательная организация дезинфекционные мероприятия.
Как оформляют результаты
В результате проверки межведомственная комиссия оформляет акт по форме, которую приводит Минобрнауки России в приложении 8 к письму от 16 июня 2017 г. № ТС-186/08.
Акт составляют в двух экземплярах и регистрируют в образовательной организации, которую проверяли.
Образовательная организация хранит первый экземпляр акта проверки.
Второй экземпляр комиссия направляет в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, который осуществляет управление в сфере образования.
Если комиссия выявила нарушения, то образовательная организация разрабатывает и согласовывает с комиссией план мероприятий по их устранению.
В плане указывают сроки, в которые нужно провести мероприятия. После того как образовательная организация их проведет, отчеты о мерах по устранению нарушений подайте в сроки, установленные комиссией.
© Материал из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru
|