Submitted by Вера Мишина on Tue, 25/07/2017 - 20:11
Межпредметные связи – это современный принцип обучения в школе. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и естественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников.
Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя химии. Она требует знания содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя химии с учителями других предметов.
Химия и литература.
Тема «Фосфор».
«Чудовище лежало перед нами... Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
- Фосфор,- сказал я». Дойл А.К. Записки о Шерлоке Холмсе.
Тема «Соединения кальция».
«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился... и получилось именно то, что называют негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти... Скалы, деревья, клад, мумии - все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями». Буссенар Л. Похитители бриллиантов.
Химия и история.
Сапфир - разновидность минерала корунда, синего цвета, по твердости уступает только алмазу, большой кристалл сапфира украшал когда-то корону египетской царицы Клеопатры.
Изумруд - зеленого цвета из-за примеси хрома, также содержит примеси железа и ванадия. В изумрудную чашу, по библейской легенде, собрали кровь Христа. Римский император Нерон через изумрудный монокль наблюдал горящий Рим.
- Русский академик Леман умер в результате отравления мышьяком, попавшим ему в легкие и пищевод при взрыве реторты в лаборатории.
Химия и биология относятся к естественным наукам, так как имеют общие грани с разных точек зрения, рассматривают одни и те же объекты. Биология изучает живые организмы. Все организмы состоят из различных химических элементов, а процессы, происходящие в живой клетке обусловлены теми или иными химическими реакциями. Известно, что цинк концентрируется в поджелудочной железе, йод - в щитовидной железе, фтор - в эмали зубов, молибден - в почках и т.д. Элементы могут проявлять специфическое сродство по отношению к некоторым органам и содержаться в них в высоких концентрациях. Десять металлов, необходимых живому организму получили название «металлы жизни»: Ca, K, Na, Mn, Fe, Zn, Cu, Mo, Co, Mg. Поэтому учителю очень важно подчеркнуть межпредметные связи между химией и биологией.
Химия и математика.
На уроках химии при решении задач учащимся требуются математические умения сокращать и грамотно ввести подсчёты результатов, округлять числа, вычислять массовые и объёмные доли компонентов в смесях процентного содержания, осуществлять вывод формул. Так, использование межпредметных связей химии и математики повышают мотивизацию обучения, интерес учащихся к химии.
Химия и русский язык.
Синонимы - слова, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимические ряды могут включать кроме формулы и названия по международной номенклатуре, названия в соответствии с русской номенклатурой, а также тривиальные (случайные названия), бытовые и торговые, профессионализмы, жаргонизмы, в некоторых случаях к ним можно присовокупить устаревшие (исторические названия), и новые (неологизмы). Например:
«мертвая» вода, тяжелая вода, дейтериевая вода и многое другое.
В школьном курсе химии иногда встречаются термины, реакции, в основе которых лежат фамилии ученых - химиков, физиков, минералогов и т. д. Наука, изучающая совокупность личных имен, проявляющихся в изделиях, типах машин, минералах, веществах, красках, пластмассах, реакциях, носит название ономастики.
Применение межпредметных связей на уроках химии позволяет повысить познавательный интерес, активизировать мыслительные процессы у учащихся. Межпредметные связи «как цель» в курсе химии реализируются с математикой, физикой, биологией, геологией, историей и географией.