Урок литературного чтения "В. Осеева "Сыновья", УМК "Начальная школа 21 века, 2 класс.
Submitted by Наталья Владимировна Лыскина on пн, 24/07/2017 - 19:14
Урок литературного чтения « В. Осеева «Сыновья», УМК «Начальная школа 21 века», 2 класс.
Цель урока: учить детей анализу литературного произведения, умению извлекать информацию из текста. Побудить учащихся задуматься о том, что такое семья, какими должны быть отношения домочадцев друг к другу. Научить видеть и ценить любовь матери, уважать старших.
Познавательные УУД:
Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
Формирование умения работать в паре.
Регулятивные УУД:
Формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
Личностные УУД:
Формирование умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.
Ход урока:
Оргмомент.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
Актуализация знаний.
- Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлых уроках?
( - Семья и я).
- Самое дорогое для человека - его семья. Отношениям в семье посвящено много сказок, рассказов, стихов и других произведений.
- Вспомните, какое задание было на дом.
(- Пересказ рассказа С.Аксакова «Моя сестра» близко к тексту).
-Как автор относился к своей маленькой сестренке?
( -Заботливо, с любовью).
3. Постановка учебной задачи.
1 ) - Ребята, посмотрите на портрет. Кто эта писательница?
( Валентина Осеева).
- Какие рассказы В. Осеевой мы читали в 1 классе?
( «Три товарища», «Печенье», «На катке»).
- Кто герои ее рассказов? (-Дети).
- Чем вам нравятся рассказы В. Осеевой?
( Использование мультимедийной презентации).
Валентина Осеева родилась 28 апреля 1902 года в г. Киеве в семье инженера- строителя. Она росла доброй, любознательной девочкой. Очень любила читать маленькие рассказы. Читала сама, без помощи взрослых. Один раз ее мама спросила: «Понравился тебе рассказ?» Валя ответила: «Не знаю. Я о нем не думала». Мама очень огорчилась. Она сказала: «Мало уметь читать, надо уметь думать!» Девочка хорошо запомнила эти слова и с тех пор стала размышлять о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
- А всегда ли мы задумываемся, когда читаем?
( - Не всегда).
- Что хотел сказать нам автор?
( Когда читаешь, надо уметь думать, анализировать произведение).
- Какую проблему мы сегодня будем учиться решать? ( Учиться не только читать произведение, но и размышлять, анализировать его.)
- А с каким рассказом мы сегодня познакомимся- узнаем из учебника с.79-80.
- По заголовку.
- По иллюстрации.
-Верно ли наше предположение, послушаем рассказ.
4. Открытие нового знания.
1) Чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья» (Сайт «Детский час»).
-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
2) Словарная работа. В рассказе встретились такие выражения:
Ловок, да силен, никто с ним не сладит.
Поет, как соловей.
-Как вы понимаете эти выражения? А вы слышали, как поет соловей?
-Давайте послушаем. ( Звуки природы - пение соловья).
5. Физкультминутка.
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре.
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех могу пересчитать.
Папа, мама, брат, сестра,
Кошка Мурка, 2 котенка,
Мой сверчок, щегол и я-
Вот и вся моя семья.
6. Первичное закрепление. Чтение рассказа детьми по частям.
- Что говорили о своих сыновьях женщины. Найди ответ в учебнике.
- Почему же старичок увидел только одного сына? Рабочая тетрадь с.39, вопросы 1-4.
Работа с пословицами:
Избалованный ребенок - не кормилец.
Бывает, что родители заботливы, а детки не работливы.
-Как вы понимаете смысл пословиц?
- Почему же мамы так хвалят своих сыновей?
(- Мамы всегда добры к своим детям, гордятся их успехами, даже когда им тяжело, они этого не замечают, потому что в этот момент не думают о себе).
- А в народе говорят: Всякой матери свое дитя мило.
- Подходит ли эта пословица к рассказу? (да)
- Какая из матерей самая счастливая?
( Третья).
- Может быть третий мальчик умеет петь или танцевать, но он просто не показывает это всем. А что он очень сильный - это уже точно, вон какие тяжелые ведра несет и даже не согнулся. Он - мамин помощник.
-А как вы помогаете дома родителям?
7. Самостоятельная работа с проверкой. Самоанализ и самоконтроль.
Работа в парах.
-У вас на партах лежат конверты. Соберите пословицы.
1) При солнышке тепло, при матери – добро.
2) Птица рада весне, а дитя- матери.
3) Вся семья вместе - и душа на месте.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Оцените свою работу в парах: зеленый кружок - хорошо потрудились, красный - испытывали затруднения.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Выразительное чтение рассказа детьми.
- Чтобы красиво прочитать рассказ надо прислушаться к словам, чтобы понять, что они значат, ко всему присматриваться - к людям, походке, их позе, лицу.
Автор-
1 мама-
2 мама-
3 мама-
Старичок-
- Удалось ли ребятам в выразительном чтении передать, что хотел сказать автор? Оцените работу ребят: зеленый кружок - понравилось чтение, красный - трудности в восприятии текста.
Составление обложки книги.
9. Итог. Рефлексия.
-Ребята, а что хотела сказать В. Осеева в своем произведении?
( Нужно помогать своим родителям).
Схема:
Родители________________Дети
Оцените свою работу: зелёный кружок - нет вопросов по анализу текста, красный - есть вопросы.
-Справились ли мы с затруднениями с помощью слов автора? (Да)
- Вернемся к нашей проблеме урока:
-Научились ли мы анализировать этот текст? (Да).
-А все ли тексты мы научились анализировать? (Нет, их ещё нужно прочитать.)
- Эту проблему мы будем решать на следующих уроках чтения. Спасибо за работу. Домашнее задание - подготовить подробный пересказ рассказа и нарисовать к нему рисунки.
Биография В. Осеевой- сайт «Пост- образование» (веб.2.0).
Сайт «Пословицы и поговорки о детях».
Аннотация к разработке урока.
Урок литературного чтения «В. Осеева «Сыновья» проводится во 2 классе УМК «Начальная школа 21 века» в разделе «Семья и я».
Цель урока: учить детей анализу литературного произведения, умению извлекать информацию из текста. Побудить учащихся задуматься о том, что такое семья, какими должны быть отношения домочадцев друг к другу. Научить видеть и ценить любовь матери, уважать старших.
Познавательные УУД: Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстрации.
Коммуникативные УУД: Формирование умения работать в паре.
Регулятивные УУД: Формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
Личностные УУД: Формирование умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы работы: словесные ( рассказ, беседа), наглядные (мультимедийная презентация), практические.
Формы работы: фронтальная, работа в парах.
Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывает возрастные особенности учащихся.
Урок актуальный, так как каждое задание требует от обучающихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств. Физкультурная минутка создает благоприятный эмоциональный настрой. Использование ИКТ позволяет повысить уровень наглядности, расширить кругозор детей. Мультимедийная презентация наиболее полно отвечает интересам и запросам обучающихся.
Результативность урока определяется умением учащихся анализировать литературное произведение, извлекать информацию из текста.