Размещено: Яна Александровна Гапонова - пт, 30/06/2017 - 12:32
Игры на уроках русского языка
Учитывая психологические особенности детей подросткового периода, на уроках необходимо часто менять виды деятельности: словарная работа, комплексный анализ текста, выразительное чтение. Но если вы работаете в 5-6 классе, важно использовать на уроках игровые технологии. Во-первых, игровые уроки развивают интерес учащихся к предмету. Во-вторых, игра позволяет создать комфортную для ребенка обстановку, избавиться от стресса, что позволяет ему более эффективно использовать время урока. В-третьих, игра всегда требует взаимодействия, значит, способствует формированию коммуникативной компетенции. В-четвёртых, игра предполагает соревнование, конкуренцию, а это активизирует мыслительную деятельность участников игры. В игре ребенок проверяет свои знания, реализует творческий потенциал, ищет нестандартные решения задач.
Предлагаю вашему вниманию несколько игровых разработок. В таблице указан ход и принципы игры, а ниже вы найдете несколько презентация, которые можно применять целиком либо использовать в качестве шаблона и наполнять своим контентом.
Название игры
Цели, задачи игры
Принцип работы
"Своя игра"
В игровой форме обобщить и систематизировать знания детей в разных областях;
создать атмосферу доброжелательности, непринуждённости, а также условия для развития памяти, логического мышления, творческого воображения, устной речи учащихся;
способствовать развитию любознательности, творческой активности;
развивать умение работать сообща, согласовывать свои действия;
развивать самостоятельность и ответственность за принятые решения.
"Своя игра"– популярная телевизионная игра, но в рамках урока очень сложно её повторить. Я использую адаптированный вариант: ребята делятся на команды, каждая команда имеет право выбрать свой вопрос и после 30-60 секунд размышления дает ответ. Если ответ правильный, команда получает очки, если нет - очки вычитаются, после чего вопрос переходит к другим командам по часовой стрелке. Они могут взять вопрос, тогда начисляются/вычитаются баллы, либо отказаться.
Такой вариант "Своей игры" очень нравится ученикам и позволяет проверить не только уровень владения знаниями, но и работу в команде, умение искать нестандартные решения на вопросы.
Другой вариант организации игры: класс делится на две примерно равные команды. От каждой команды выходит по одному ученику, они по очереди выбирают свои вопросы и отвечают на них индивидуально, если вопрос остался без ответа, на него по желанию может ответить противник. Таким образом, каждый ученик чувствует свой вклад в общую победу или поражение.
Лингвистическая шляпа
обобщить и систематизировать знания,
развивать речевые и коммуникативные навыки, развивать ассоциативное мышление,
мотивировать учеников внимательно относится к терминологии и словарным словам
Эту знаменитую игру я использую, как правило, на последнем уроке в четверти для обобщения изученного. Учитель заранее пишет на небольших листочках термины, понятия, связанные с изученным материалом (в старших класса это можно доверить и ученикам). Все листочки кладутся в шляпу. Ученики садятся в круг, разбиваются на пары друг напротив друга. По очереди берут из шляпы слово, объясняют своему напарнику через описание, ассоциации или примеры, второй угадывает слово. На один раунд отводится 25-30 секунд. В конце игры подсчитываем, у какой пары больше всего отгаданных слов, награждаем победителей. Можно усложнить игру: вместо словесного описания объяснять жестами или одним словом.
Эту работу я часто провожу на повторение словарных слов, важно не только угадать слово, но и правильно его написать.
Лингвистическое лото
повторение и обобщение изученного в игровой форме;
умение быстро анализировать полученную информацию;
навыки систематизации знаний.
Эта игра может использоваться на любом этапе изучения темы, но чаще всего я использую её для повторения изученного материала. Каждый ребенок получает карточку, обычно это таблица. Учитель читает или выводит на экран слова или предложения, ребенок должен внести только номер этого предложения в соответствии с заголовком. Затем проверяем, выставляем баллы.
В этой игре можно проверить первый уровень владения информацией.
Различные варианты:
Синтаксическое лото: ученик распределяет предложения по количеству грамматических основ, по осложняющим конструкциям, по видам придаточных и т.д.
Лексическое лото: ученик распределяет слова по их происхождению, по типам значения и .т.д.
Морфологическое лото: распределяет слова по частям речи.
Художественные приёмы: распределяет словосочетания и предложения в зависимости от изобразительно-выразительных средст.