Узнают особенности басни, как литературного жанра. Научатся : выделять главную мысль басни; голосом передавать характеристику героя; делить текст на диалоги и текст автора; выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли.
Формируемые понятия : басня- литературный жанр ,мораль- поучение.
УУД:
1.РЕГУЛЯТИВНЫЕ: определять и формулировать цель деятельности на уроке самостоятельно; проговаривать последовательность действий на уроке.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3.КОММУНИКАТИВНЫЕ: задавать вопросы ,формулировать свои мысли
Личностные результаты:самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Межпредметные связи: музыка,окружающий мир.
Ход урока:
1.- Хочу начать наш урок литературного чтения со слов Дидро Дени- французского писателя,философа
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
-как вы понимаете изречение французского писателя,философа? ( КОМПЬЮТЕР)
(дети высказывают собственные мысли)
-поэтому, мы будем читать и учиться мыслить.
2.Актуализация знаний:
Чтобы перейти к теме урока, предлагаю вам поучаствовать в викторине по уже изученным ранее произведениям. Ваша задача вспомнить название и автора по нескольким строчкам из произведений, помогут мне в этом некоторые ребята
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!" ( ворона и лисица)
"Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!"-
"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?"- ( стрекоза и муравей)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. (лебедь ,щука и рак)
Пробившись попусту час .
Пошла и говорит с досадою: «ну что ж!»
На взгляд то он хорош,
Да зелен ягодки нет зрелой:
Тот час оскомину набьешь» (Лисица и виноград)
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них". (мартышка и очки)
-Отрывки каких произведений вы сейчас услышали?( басни)
-а кто из вас может сказать, что такое басня? (Компьютер)
-а что такое мораль басни? ( Компьютер)
-Как вы думаете, чем займемся на сегодняшнем уроке?
( продолжим знакомство с творчеством Крылова)
-Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Квартет»
3 .Работа над новым материалом:
-давайте поставим перед собой цель урока,
Какие задачи поставим перед собой ,для достижения нашей цели?( формулируем)
( формировать навыки и умения выразительного чтения басни)
- Как вы понимаете Что такое КВАРТЕТ?( ответы детей)
Где четыре музыканта
Замечательно играют
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют
Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.
- давайте попробуем предположить, по названию и иллюстрации , о чем будет басня?
(мнения ребят)
Словарная работа ( на Компьютере)
Пленять – увлекать. «Пленять своим искусством свет..»
Чинно – строго по правилам. Уселись чинно в ряд.
Лад – согласие, порядок.
Прима — втора (первый — второй голос)
– Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы.
ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ (аудиозапись народного артиста Анатолия Папанова)
О ком в басне идет речь? (О животных, выступающих в роли музыкантов.)
Представить музыкальные инструменты нам поможет слайд ( Копьютер)
Все эти инструменты называютсясмычковые.т.к. звук извлекается смычком
ВТОРИЧНОЕ ЧТЕНИЕ вам хочется перечитать ее самостоятельно?
( Самостоятельное чтение басни)
При чтение запомните другие непонятные слова, если такие будут.
– Расскажите, как вы поняли смысл басни?
4) Работа по иллюстрации перед выборочным чтением «Квартет» (Компьютер)
Рассматривание иллюстрации на доске
· Сколько животных вы увидели на картине.
· А речь, только каких животных звучит в басне? (Cоловей, мартышка, осел.)
· Что собрались делать животные? (Затеяли сыграть квартет.)
· Как сам автор относится к их затее, всерьез или с насмешкой?
5) Работа в тетради + Выборочное чтение
Откройте тетрадочки на с.24
№2 + проверка
Как вы понимаете слова: «И сели на лужок под липки пленять своим искусством свет»?
В самом деле, они могли пленять своим искусством?
(Подтверждайте свои ответы словами басни)
· Найдите и прочитайте, как автор называет мартышку (проказница).
· Как вы думаете, кого считает Мартышка лучшим музыкантом в оркестре?
· Как автор называет Мишку? (Косолапым).
У музыканта должны быть тонкие и гибкие пальцы.
· Верит ли автор в то что у животных что то получится?
Прочитайте, как они начали свою игру (Ударила в смычки, дерут, а толку нет)
Какие советы дают друг другу горе-музыканты?
· Почему, по мнению мартышки, у них не получилась музыка?
· Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка?
· Что предложил им осел, чтобы они могли осуществить задуманное? (Сесть рядом)
· Каким хотел казаться осел в глазах у друзей? (Умным, знающим)
· Получилась ли у них музыка?
· Прочитайте строки, которые говорят о том, из-за чего же, по их мнению, «квартет нейдет на лад»
Ребята, а как вы думаете, в чем вина героев, чего им не хватает для осуществления мечты?
Докажите,что это произведение –БАСНЯ: назовите ее части, есть ли в ней аллегория (иносказание в чьих образах), в чем проявляется ирония (насмешка) автора.
Прочитайте слова, в которых заключена мораль басни.
Почему Крылов в судьи выбирает именно соловья? ( Потому, что он прекрасный певец и вправе быть судьей незадачливых исполнителей.)
ФИЗ.МИНУТКА музыкальная «Веселые мартышки»
6) Какие задачи мы с вами выполнили, а какие остались?
Инсценировка . Чтение по ролям.
(Учитель нацеливает учащихся на тон и цель чтения.)
· мартышка: читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая. осел: читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды. соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.
Вопрос перед чтением: К какой ситуации из нашей жизни могут подойти «крылатые слова» этой басни?
(в своей басне Крылов высмеивает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело)
7.закрепление
-Какая цель стояла перед нами?
Мы ее выполнили?
8.Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Кто автор басни?
- В чём заключалась главная мысль басни?
- Чем заканчиваются басни?
- Какое влияние имеет басня на вас?
- Какой урок извлекли для себя?
Чему учит басня Крылова? Скромности, доброте, стремлению к глубоким знаниям.)
Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу,и, надо прямо сказать,пока он никем не превзойден. Крылов по- прежнемуцарствует над басенным миром. Недаром еще Пушкин сказал :»,,,Крылов превзошел всех нам известных баснописцев»
И мне хочется пожелать вам ,ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче и интереснее.
Перед вами «Мишень» с центром в «5» баллов и четыре сектора, а у вас одна стрела, пусть каждый из вас оценит свою работу и пустит стрелу в одну из секторов.
9.. Домашнее задание
– Выразительное чтение басни по ролям, рисунок
1) Отгадайте кроссворд (Слайд 13)
По горизонтали.
1. Кто написал басню Квартет? (Крылов)
2. На каких инструментах играли звери? (Смычковые)
3. Что сделала ворона, когда услышала в свой адрес льстивые речи? (Каркнула)
4. Один из горе-музыкантов в басне “Квартет”. (Мартышка)
5. Главный герой ранее нами изученной басни Крылова. (Кот)
6. Чтоб музыкантом быть, что надобно…? (уменье)
7. Какой порок высмеивает Крылов в басне «Ворона и лисица» (Лесть)
2) К какой из басен нами изученных относятся следующие пословицы?
· Верь своим очам, а не чужим речам. «Ворона и лисица»
· Всяк мастер на свой лад. «Щука и кот»
· Не учась (Не умеючи) и лаптя не сплетешь. «Квартет»