1. Оргмомент. Выложить с помощью нити бусин буквы: Ч и Ш. 2. Основная часть. 1. Знакомство с темой. Послушай слова и назови согласный в начале слова. Слова: Чай, чаша, чек, чуб, челнок.. Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба. Обратите внимание на разницу в их произношении: При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается. Когда произносим звук Ш язычок в форме чашечки поднимется вверх, кончик языка не смыкается. Напоминаем: Ч и Ш —- согласные, глухие звуки. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса (дрожания голосовых связок) нет. Ч – мягкий, Ш – твердый. 2. Соотнесение звуков с буквами Ч, Ш. • Нарисуй эти буквы в воздухе, на ладошке у себя и у других. • Работа в раздаточных карточках (каточка №1): посмотрите на свои карточки с заданиями, определите первый звук в названиях картинок и обозначьте его буквой. • Как ты думаешь, сколько здесь букв Ч и Ш (карточка №1)? • Подчеркни букву С одной чертой, а Ш - двумя: Ч ш с ш Ц ч ш Ш с ц ч Ч ш Ц Ц ч ш Ч Ш Щ Ш и ч ц ч С Ч ш ч ц с Ш Щ Ц ш ч Ч ц ч Ц ш ц 3. Дифференциация звуков на уровне слога. a) Чтение слоговых рядов (с доски): Ча – ша Чо – шо Чу – шу Чи – ши Аша – ача Ошо – очо Уши – учи и т.п. b) Диктант слогов: Ча, ша, чу, шу, чо, шо, чта, што, чле, шлее, чка, шка и т.п. c) Игра «Эхо». Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги, а ребенку необходимо их правильно повторить: Ча — ша, ша — ча, ча — ша — ча, ша — ча — ша, ча — ша — ша, ча — ша — ча — ша, ша — ча — ча — ша, ша — ча — ша — ча. 4. Физминутка. 5. Дифференциация звуков на уровне слова. • Отбор предметных картинок (с заданными звуками); • Определите какой звук в слове Ш или Ч, каково его место по счету (работа в раздаточной каточке (№ 1) • Вставь букву Ч зеленым цветом, Ш – синим (карточка №2). Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам. 6. Дифференциация звуков на уровне предложения. • Прочитать и повторить скороговорку. Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали. У четырех черепах по четыре черепашонка. У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы. 3. Итог занятия. С какими звуками мы сегодня работали? Чем похожи данные звуки? Чем отличаются? Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч - Ш (ЗАНЯТИЕ 2) Цели занятия: 1. развивать фонематическое восприятие; 2. закреплять умение дифференцировать звуки Ч и Ш в словах, предложениях, тексте; 3. обогащать словарный запас и грамматические формы речи; Материал к занятию: раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал. Ход занятия. 1. Оргмомент. Определить количество букв Ш и Ч наложенных друг на друга. «Проверь себя». Вспомни, чем отличаются звуки Ш и Ч? Какие приемы помогут различить эти звуки? 2. Основная часть. 1. Дифференциация звуков на уровне слова. • Запиши первые буквы из слов (слуховой диктант): Слова: сад, шаль, сук, шум, шило, сила, сани, шапка, стул, шторм, штык, стол. • Закончи слово, добавив слоги ЧИ или ШИ (каточка № 2): 2. Дифференциация звуков на уровне словосочетания. К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркни буквы Ч и Ш разным цветом (карточка № 3 -1). 3. Физминутка 4. Дифференциация звуков на уровне предложения. • Составьте предложения из данных слов (каточка № 3 – запись в тетради): 5. Зрительно-слуховой диктант. Текст записывается на доске, буквы Ш и Ч выделяются. Ребенок читает текст, обращая внимание на выделенные буквы. Проговаривает их, используя приемы самоконтроля. Затем текст закрывается, и учитель диктует текст. После записи текст открывается, ребенок сам проверяет свою работу, сравнивая ее с записью на доске (карточке). Затем диктант проверяет учитель. У малышки всегда чистые ладошки. Миша любит горячие ватрушки. 3. Итог занятия. С какими звуками мы сегодня работали? Чем похожи данные звуки? Чем отличаются? ПРИЛОЖЕНИЕ. Тут www.psngroup.ru/prodazha/zhilaya-nedvizhimost/novostroyki/sadovoe-kolco/ квартира. РАЗДАТОЧНЫЕ КАРТОЧКИ