Ход урока
1. Организационный момент.
2. Опрос по домашнему материалу.
Ученики работают с тестом
3. Самопроверка
Ученики проверяют работы соседа . Правильные ответы даны на слайде. Критерии оценки записаны на доске.
СЛАЙД 2
3. Мотивационно-целевой момент.
Вопросы:
- Скажите, достаточно ли большую работу может совершить человек?
- Приведите примеры работ, которые вам по силам совершить.
Вывод: силы человека ограничены, поэтому с давних времён он вынужден использовать устройства, которые способны преобразовать силу человека в значительно большую силу.
4. Определение темы урока:
Тема сегодняшнего урока: Простые механизмы. Рычаг.
Вопрос:
- Для чего человеку механизмы?
Ученики предлагают разные варианты:
«Способы увеличения человеческой силы»,
«Устройства для увеличения силы»,
«Устройства для получения выигрыша в силе»
СЛАЙД 1,3
5. Изучение нового материала
Механизм – от греческого слова mechane – орудие, сооружение.
Машина от латинского слова machina – сооружение.
Блок от английского слова block –часть подъемного механизма в виде колеса с желобом по окружности.
Различные простые механизмы человек использует с древних времён. Так, например, в Египте более 4-х тысяч лет тому назад были построены пирамиды.
СЛАЙД 4
Каждому известно, что тяжелый предмет сдвигают с места при помощи длинной и прочной палки – рычага.
СЛАЙД 5
Во многих случаях для того, чтобы поднять груз на некоторую высоту, его поднимают с помощью блоков или же втаскивают по наклонной
Плоскости
СЛАЙД 5,6
или используют блоки
СЛАЙД 7
СЛАЙД 8
Простые механизмы имеются в быту, в сложных заводских машинах, автоматах, печатных счетных машинах.
Вопрос:
- Скажите, в каких бытовых приборах и устройствах вы видели простые механизмы.
Ответы : Весы рычажные (рычаг), мясорубка (винт), ножницы (рычаг),
нож (клин), топор (клин) и т.д.
Сегодня мы остановимся подробно на изучении рычага.
Рычаг – это твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры (оси).
СЛАЙД 9
Задача: У нас есть тяжёлая коробка. Как её передвинуть?
СЛАЙД 10
Рычаг 1-го рода Рычаг 2-го рода
Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил.
Многие устройства, которые мы используем в быту и на производстве являются простыми механизмами.
Скелет человека и животных содержит рычажные элементы. Например, стопа и плечо
§55, 56, вопросы после параграфа. № 750, 751 (Л)