Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
- применять разноуровневые задания, индивидуально подойти к ученикам
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Намного проще решать данные задачи, стоящие перед учителем при подготовке и проведении уроков окружающего мира с использованием ИКТ. Трудно представить себе современный урок без использования информационных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока - во время индивидуальной или исследовательской работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Использование ИКТ позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний, тем самым способствуя формированию и развитию навыков и умений, необходимых на данном этапе.
Учащийся младших классов сам развивается и формируется в учебной деятельности, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. В условиях целенаправленного обучения, используя мультимедийный комплекс, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний.
С внедрением ИКТ в образовательный процесс у учителя появились неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, появилась возможность для обеспечения эффективной организации познавательной деятельности учащихся.
Основной источник повышения интереса к учебной деятельности – это создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения активизации познавательного процесса.
Использование различных образовательных средств информационно-компьютерных технологий в обучении позволяет организовать урок, которому свойственно следующее:
- интерактивность и диалоговый характер обучения; ИКТ обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя; «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;
- неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики;
- принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
- управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
- поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при "подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.
Применять различные образовательные средства ИКТ можно на всех этапах: при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала, обобщения опыта работы в электронном виде.
При этом компьютер выполняет следующие функции:
в функции учителя компьютер представляет собой:
- источник учебной информации;
- наглядное пособие;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля.
в функции рабочего инструмента:
- средство подготовки текстов, их хранение;
- графический редактор;
- средство подготовки выступлений;
- вычислительная машина больших возможностей.
Современный учитель ведёт рабочую документации в электронном формате: составляет календарно-тематическое планирование по всем предметам начального обучения, создаёт методические копилки, систематизирует учебный материал.
Создание презентаций на определённую тему по учебному материалу.
Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).
Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:
- активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;
- во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
- большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
- учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.
Создание дидактических материалов, позволяющих сделать процесс познания наглядно-образным и создать условия для развития мышления учащихся. Сюда можно отнести визуальный ряд, состоящий из портретов писателей, фотографии животных и растений, рисунки, печатные варианты индивидуальных заданий (карточки для тренировки навыков, организации самостоятельных и контрольных работ) памятки, наглядные средства обучения: демонстрационные таблицы, схемы, чертежи.
Использование готовых программных продуктов
Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия» включает тематические уроки, анимированные интерактивные задания. Уроки курса «Начальная школа» представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов для наглядного изложения учебных материалов, тренировки навыков и контроля успешности выполнения заданий. В уроки включены игровые тестовые задания, загадки, видеофрагменты, занимательные факты. Материал, представленный в доступной форме, способствует развитию познавательного интереса школьников. Так, электронное учебное пособие по естествознанию для начальной школы «Природа и человек» для учащихся 1 – 4 классов предлагает ребенку 250 интерактивных заданий, выполняя которые он научится размышлять и самостоятельно находить верные ответы, пользуясь дополнительной информацией в виде кратких текстов, схем и таблиц.
Работа с электронными энциклопедиям
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно, формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.
Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)
Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности.
Использование Интернет-ресурсов в процессе подготовки и проведения урока, внеклассного мероприятия, самообразования
В настоящее время уже во многих школах активно используются такие формы документации, как электронный журнал, портфолио учителя, портфолио ученика. Для того чтобы эти формы работали, необходимо, чтобы учебное заведение имело постоянный доступ к сети Интернет.
При организации исследовательской и проектной работы учащихся; мониторинг по отслеживанию результатов обучения и воспитания, в том числе создание тестовых работ.
Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой- системой для создания тестов (такую возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса).
Компьютерное тестирование (с использованием индивидуальных пультов тестирования) даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.
Легче воспользоваться готовыми шаблонами, конструкторами тестов. К примеру, несколько тестов разработаны участниками образовательного портала «Сеть творческих учителей» А. Баженовым, А. Комаровским, Д. Ивановым. Авторы подготовили такие шаблоны, где учителю, имеющему даже небольшой опыт работы с PowerPoint, окажется под силу подготовить замечательную подборку тестов. Достаточно лишь заполнить слайды необходимыми вопросами, вариантами ответов, соответствующей наглядностью.
Использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.