Submitted by Мария Павловна Бузина on Tue, 30/05/2017 - 17:52
Ход кружковой деятельности:
Организационный момент. Вступительная часть.
На прошлом занятии мы с вами рисовали на бумаге в необычной технике.
Восп.:- Кто может вспомнить как она называется? /Монотипия/,
Восп.:- А что означает это слово МОНОТИПИЯ? /Монотипия (от греч.Monos- единый, … и греч.τυπος — отпечаток)/
Восп.:- А чем эта техника не обычна? /Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования. Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Краска наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. Количество красок в монотипии - любое./
А сегодня на занятии с помощью наших рисунков мы попробуем создать композицию.
Восп.:- А что такое композиция? / Композиция это составление целого из частей, придающий произведению единство и цельность, всему замыслу художника/.
Но прежде чем мы приступим к композиции, попробуйте отгадать загадку:
Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют. (Полярное сияние или северное).
Правильно это Северное или как его еще называют полярное сияния.
Восп.: - на прошлом занятии мы с вами говорили о северном сиянии при подготовке заготовок к созданию нашей композиции «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ».
Существует много легенд об этом явлении.
Восп.: А что такое легенда? Чем отличается от сказки и рассказа? /Легенды всегда связаны с реальностью. В них повествуется о значительных исторических событиях и подвигах героев, в поэтической форме объясняется зарождение общественных отношений и возникновение всего, что окружает человека на земле: гор, водных источников, пустынь, небесных светил.Сказка – фантастический вымысел. Легенда имеет реальную основу. Народные сказки – жанр устного поэтического творчества. Легенды существуют и в устной форме, и в виде фрагментов священных книг./
В фольклоре и мифологии существуют различные объяснения такого явления, как северное сияние. Жители Севера повествуют о нём с древних времён, в частности, народ Саами.
Саами, коренные жители севера Норвегии, Швеции, Финляндии и России, считали, что огни в небе - это «Лисьи огни», и что этот свет несёт в себе особое магическое воздействие. Согласно саамской легенде, северное сияние в небе возникает от того, что это лисы охотятся и хвостом трутся о скалы, а искры улетают в небо.
На бубнах и барабанах Саамских шаманов можно зачастую встретить символику, обозначающую северное сияние. Они были убеждены: когда небо озаряется сиянием, нужно быть предельно осторожным, а детям сказать, чтобы вели себя тихо. Так как лиса из спокон веков считалась хитрым животным.
Д.: Легенда о полярном сиянии.
Жили некогда в тундре дедушка и внук. И была у них собака, по кличке Айя, которая помогала охотиться и пасти оленей. Однажды дед вернулся с охоты опечаленный – в тундре на него напал волк. Собака спасла хозяина от волка, но была ранена. И пока дед волка прогонял, Айя куда то пропала. Тем временем в тундре стемнело – не найти уже потерявшуюся собаку. Мальчик горько заплакал, но тут подлетел к нему сокол и велел поджечь ветку в костре. Взял сокол ветку в клюв и взмыл высоко-высоко в небо. И расступилась тьма, а сокол все летал над тундрой кругами , пока внук с дедушкой искали собаку. Айя нашлась, когда ветка уже догорала. Сокол улетел, а в северном небе с тех пор часто загорается костер , чтобы осветить путь тем, кто хочет совершить доброе дело.
Восп.: - Как в легенде описывается возникновение этого красивого явления
(Северное сияния)? С помощью чего зажигались огни на небе?
Восп.:- Что же такое северное сияние? /Северное сияние — одно из самых красивых световых явлений в природе, которое зарождается в верхнем слое атмосферы.Северное сияниепоявляется, когда на Солнце происходят взрывы. К Земле устремляются заряженные энергией частицы. Достигая нашей атмосферы, они сталкиваются с разряженными частицами газов - кислорода и азота, и заставляют их светиться. Атомы кислорода дают алое и зеленое свечение, а азота – фиолетовое./
Восп.:-У меня для вас тоже есть сюрприз ( видеоролик о северном сиянии). Давайте полюбуемся этим красивым явлением.
Практическая часть занятия.
Итак, приступаем к созданию композиции «Северная сказка».
И так перед вами лежит:
- Фон для северного сияния,
- фон для льдин и снега.
Вырезаем льдины, используя фантазию и творческое воображение. Только перед тем как приступить к работе, давайте вспомним правило работы с ножницами. Теперь на листе с изображением северного сияния, располагаем льдины, как подсказывает наша фантазия.
С помощью клея мы с вами приклеиваем наши льдины.
Физминутка
По ледяной пустыне (шаг на месте)
Медведица идет
За нею медвежата (убыстряют шаг)
Торопятся вперед
Трещит мороз жестокий (Обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед (Повороты в разные стороны)
По полынье холодной
За нерпой морж плывет (Плавательные движения руками)
Бегут, спешат олени (Руки скрестив над головой бег на месте)
Им виден путь едва
Над ними тихонько кружит (Руками как взмах крыльями)
Полярная Сова.
3 Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.
А теперь ребята посмотрите на свои композиции, такой пейзаж хочется немного оживить. Предлагаю воспользоваться готовыми изображениями животных. Только давайте вспомним какие животные обитают на севере.
/белый медведь, тюлень, морж/
Фигурки животных располагаем на нашей картине. Белых медведей можно покрыть клеем ПВА, а потом засыпать манкой, а тюленя чаем или кофе.
Восп.: - Как вы думаете, для чего мы используем манную крупу и кофе? (для придания объема, бархатистость и цвет шерстки). В этом и есть нетрадиционный подход кизображению.
С помощью фломастеров прорисовываем мелкие детали: глаза, нос, усики.
Выставка детских работ, рассуждение по техникам выполнения, любование удачными работами.