III Интернет-конференция
"Перспективные направления развития ИКТ в образовании"
Цуканова Е.В., учитель химии и биологии
МБОУ "СОШ № 24 имени В.Г. Столля" г. Воронеж
Использование мультимедийных технологий при обучении химии в школе
В переводе с английского «мультимедиа» — это содержимое, в котором одновременно представлена информация в различных формах: звуковой, анимированной, графической, текстовой, фото- или видео.
Использование таких ресурсов делает урок ярче и эффективней. Благодаря мультимедийным технологиям учителя:
- повышают уровень использования наглядности на уроке;
- повышают производительность урока;
- используя в презентациях гиперссылки, могут объяснять один и тот же материал очень подробно или рассмотреть только базовые вопросы темы;
- изменяют отношение учащихся к компьютеру как универсальному инструменту работы в любой области человеческой деятельности.
Мультимедийные продукты, применяемые в процессе обучения химии, развивают мотивацию, наблюдательность, внимание, мышление, память, творческие способности обучающихся, так как представляют информацию в различных формах. Мультимедийные материалы позволяют многократно просмотреть какие-либо химические процессы без затрат реактивов, времени на их проведение и подготовку, а также в случае использования вредных веществ или продуктов их взаимодействия. Рациональное применение мультимедиа в учебном процессе играет важную роль в развитии школьника. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействует все каналы восприятия учащихся: зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Использовать мультимедийные продукты можно на любом этапе урока:
- В начале – для активизации познавательной деятельности учащихся и подведению их к теме и целям урока (больший эффект при этом дают различные рисунки, репродукции, видеофрагменты, ребусы (http://rebus1.com). В ходе изучения материала можно использовать видеоопыты (http://school-collection.edu.ru/), которые нельзя провести в условиях школьной лаборатории по ряду причин (отсутствие или токсичность каких-либо веществ);
- в ходе объяснения нового материала на экран можно выводить ключевые формулы, термины, схемы, таблицы, модели, к которым удобно возвращаться на этапе закрепления изученного;
- мультимедиа ресурсы удобно применять и для осуществления контроля и самоконтроля знаний учащихся. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников (тест по теме «Электролиз» http://www.openclass.ru/node/516410, «Строение вещества. Химическая связь» http://www.openclass.ru/node/514899).
При обучении химии чаще всего я использую мультимедийные презентации, с помощью которых можно организовать фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы («Оксиды» https://infourok.ru/prezentaciya-po-himii-na-temu-oksidi-1676249.html; «Азот» https://infourok.ru/prezentaciya-po-himii-na-temu-azot-1751600.html).
При создании этих презентаций следует придерживаться следующих рекомендаций:
- помещать на слайд минимальное количество текста;
- использовать светлые, пастельные тона фона (не применять очень темные или яркие цвета, вызывающие раздражение или утомление глаз);
- все слайды создавать в едином стиле;
- употреблять четкий крупный шрифт для надписей и заголовков (размер шрифта должен быть таким, чтобы его можно было легко рассмотреть с последнего ряда парт);
- Формулы, фотографии, рисунки и другие иллюстрационные материалы должны иметь максимальный размер, равномерно заполнять все экранное поле.
- Не перегружать слайды зрительной информацией.
- На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради;
- Не использовать резких, отвлекающих звуков для сопровождения слайдов.
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых и скорость восприятия материала. Однако следует помнить, что длительная работа с подаваемой на экран визуальной информацией, вызывает утомление и ухудшает остроту зрения, что приводит к снижению эффективности учебного процесса в целом.
|
На: Использование мультимедийных технологий при обучении химии в
Елена Викторовна, спасибо за подробные рекомендации для составления мультимедийных презентаций. Думаю, Ваши советы можно ипользовать не только учителям, но и учащимся. В вашей статье нашла ссылку на сервис rebus1.com, который меня заинтересовал, с удовольствием буду использовать его в своей работе.
На: Использование мультимедийных технологий при обучении химии в
Елена Викторовна, в вашей статье описаны формы применения мультимедийных ресурсов на уроках и даны подробные рекомендации по составлению презентаций. Спасибо за ссылки на разработанные вами материалы, с удовольствием познакомилась с работами и взяля для себя на заметку интересные моменты. Желаю Вам творческих проектов и процветания!
На: Использование мультимедийных технологий при обучении химии в
Уважаемая Елена Викторовна, с большим интересом просмотрела ваши презентации, на которые даются ссылки в статье. Отметила высокий технический уровень выполненных работ. Спасибо за приведенные рекомендации для составления презентаций в программе Power Point, сама часто пользуюсь ею и ваши рекомендации оказались для меня полезны.
На: Использование мультимедийных технологий при обучении химии в
Благодарю Вас, Елена Викторовна, за четкие и подробные рекомендации!
Мы все используем программу PowerPoint, но очень часто презентации не только учеников, но и наши грешат перегруженностью объектами, избытком текста. А дети еще очень любят темный фон без использования при этом контрастного шрифта.
Так что статья очень актуальна и своевременна.
Спасибо!
Дорогу осилит идущий!
На: Использование мультимедийных технологий при обучении химии в
Елена Викторовна, спасибо за столь подробную информацию!Действительно, мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых и скорость восприятия материала. В настоящее время, мы, педагоги, без них обойтись уже не можем!
С уважением Галина Николаевна
На: Использование мультимедийных технологий при обучении химии в
Всего Вам хорошего!
С уважением Галина Николаевна
На: Использование мультимедийных технологий при обучении химии в
Елена Викторовна, спасибо за столь подробную информацию!Действительно, мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых и скорость восприятия материала. В настоящее время, мы, педагоги, без них обойтись уже не можем!
С уважением Галина Николаевна