Непрерывная образовательная деятельность
по подготовке обучению грамоте.
Тема: Путешествие в царство царицы Грамматики.
Учитель – логопед МАДОУ детский сад № 41 г. Балаково
Цель: Закрепление представлений детей о звуках, буквах, словах, предложениях с опорой
на опыт детей.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Совершенствовать речь как средство общения.
2. Закреплять навык четкого произношения гласных и согласных звуков;
3 Ввести в активный словарь существительные – «море», «путешествие», «корабль», «лайнер», капитан, кок, боцман, радист,
прилагательные – смелый, выносливый, активный, дружный
глаголы – помогать, плыть,
4. Закреплять умение грамматически правильно строить предложения;
5. Закреплять умение определять количество слов в предложении;
6. Закрепить понятия: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.
7. Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука в слове.
8. Упражнять в дифференциации согласных звуков («твердый – мягкий»)
9. Закреплять зрительный образ буквы.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать фонематическое восприятие;
- Развивать монологическую и диалогическую речь;
- Развивать мелкую и общую моторику;
- Активизировать воображение детей;
- Развивать психические процессы: мышление, память, внимание;
- Развивать четкость дикции и выразительность речи;
- Развивать зрительную память и слуховое внимание.
- Развивать навыки звуко – слогового анализа и синтеза.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать чувство доброты. сопереживания, взаимовыручки к окружающим.
2. Воспитывать желание работать в коллективе.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»;
В интеграции: «Социально-коммуникативное развитие», «Физкультурное развитие», «Познавательное развитие», «Художественное-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая деятельность, музыкальная деятельность. конструктивно – модельная деятельность, двигательная деятельность.
Формы организации: групповая, подгрупповая, работа в парах.
Предполагаемые результаты: дети используют в речи разные типы слов, называют звук в заданном слове, находят слова с этим звуком в предложении, составляют предложения из трех и более слов, определяют количество слов в предложении, делят слова на слоги.
Предварительная работа: беседы с детьми о море, путешествиях, дидактические игры: «Определи место звука в слове», «Поймай звук», «Цепочка слов», «Составь предложение по схеме», сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие», работа с таблицами, опорными схемами.
Оборудование: карта-путеводитель, магнитная доска, мольберт, аудиозапись «Звуки моря», «Речевые звуки», магнит – картинка с изображением морского лайнера, картинки персонажей «Звуковичок», «Буковка», «Слоговичок», «Словичок», символы эвуков, слогов, слов, схемы предложений, картинки с изображением предметов, зеркала, таблицы и схемы.
Ход НОД
Дети на игровом поле.
1 Активизация внимания.
Звучит аудиозапись (шум моря)
Учитель-логопед: Ребята, отгадайте загадку:
Здесь куда не кинем взор
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной
А порой тут тишь да гладь
Все смогли его узнать?.
Дети: Это море.
Учитель-логопед: Правильно ребята, это море.
В солнечный весенний денек очень хочется помечтать о море. Летом оно теплое и ласковое. Царство моря велико и общирно.
Ребята, на чем можно путешествовать по морю?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Давайте выберем судно, которому не страшен ни ветер, ни буря, ни шторм.
Дети: Это морской пассажирский корабль - лайнер.
Учитель-логопед: Я предлагаю вам отправиться в морское путешествие. Для этого нам нужно выбрать команду. Я капитан корабля 1 ранга – Ирина Викторовна. Нам нужен помощник капитана. Кто возьмет на себя такую обязанность? боцман, судовой врач, радист и матросы. Судовой врач доложил мне, что все прощли медицинскую комиссию. Занимаем каюты согласно ключу-картинке. Количество слогов на ключе-картинке соответствует номеру вашей каюты.
Капитан: Помощник капитана доложите о состоянии корабля.
Помощник
капитана: Все системы корабля работают в отличном режиме. Корабль идет в море.
Капитан: Боцман, доложите о состоянии команды.
Боцман: Команда готова.
Радист: Товарищ капитан 1 ранга, разрешите обратиться
Капитан: Разрешаю.
Радист: Включилась система связи при бедствии, заслушаем радиограмму.
Команда корабля слушает радиограмму.
Голос: Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства, прошу вас о помощи. Злой волшебник Буквоед пробрался в мою страну и заколдовал всех ее жителей. теперь у нас царит беспорядок. Волшебное, спасательное заклинанье он спрятал в волшебном ларце на острове Предложений. Ключ от ларца Буквоед разделил на части и спрятал на островах царства. Найдите части ключа. Только целый ключ может открыть ларец и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навел.
Капитан: Мы меняем курс. Плывем в царство царицы Грамматики. Мы не можем оставить в беде ее жителей. Покажите карту царства на экране. Она состоит из четырех больщих островов, выясним, какая помощь нужна ее жителям. Лоцман вы отвечаете за маршрут корабля.
Капитан: Кому же нужна помощь на первом острове?.
Один мягкий и свистит
Другой твердый и шипит
Третий вовсе запоет
Хоть кто его произнесет?
Дети: Помощь нужна звукам.
Капитан: Спускаемся на берег. Никого не видно и не слышно. Сигнал подает Звуковичок. Злой Буквоед заколдовал звуки. их не слышно, чтобы чары рассеялись нужно рассказать о звуках.
Капитан: - Какие бывают речевые звуки?.
Дети: ( речевые звуки бывают гласные и согласные)
Капитан: - Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: - (гласные звуки можно петь, при произношении гласных звуков
воздух во рту не встречает преград)
Капитан: - Сколько гласных звуков в русском языке?
Дети: (в русском языке шесть гласных звуков)
Капитан: - Назовите их.
Дети: ( [А],[О],[У],[И],[Ы],[Э].)
Капитан: - Какой звук в русском языке не живет в начале слова?
Дети: (звук [Ы])
Капитан: - Назовите сколько звуков в слове КОТ?
Дети: (в слове кот три звука)
Капитан: - Назовите первый звук в слове КОТ?
Дети: (первый звук [К])
Капитан: - Назовите последний звук в слове КОТ?
Дети: (Последний звук [Т])
Капитан: - Назовите гласный звук в слове КИТ?
Дети: ( в слове кит гласный звук [И])
Звучит аудиозапись гласных звуков.
Капитан: Ребята, чары рассеялись, мы слышим звуки. Вы спасли их. Звуковичок в благодарность оставил для вас часть ключа, которую спрятал на острове Буквоед. Продолжаем путешествие.
Капитан: Ребята, мы проплываем пролив «Мелодия звуков». Судовой врач доложил, в проливе сильное течение, качка, чтобы плыть дальше, нужно восстановить дыхание. Мы будем подниматься и спускаться по лестнице и пропевать гласные звуки. Не забываем делать вдох перед подъемом и спуском.
Дыхательное упражнение.
Капитан: Возьмите бинокли. Кому нужна помощь на втором острове.
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает?
Дети: Помощь нужна буквам.
Капитан: Смотрите Буковка, грустная она. Всех ее подруг Буквоед с помощью кривых зеркал превратил в перевертыши и заразил зеркальной болезнью. Давайте их вылечим. Что для этого нужно?
Дети: Зеркала.
Капитан: Спускаемся на берег.
Чем отличается буква от звука?
Дети: Буквы мы видим, читаем и пишем.
Капитан: Что мы делаем со звуками?
Дети: Звуки мы слышим и произносим..
Капитан: Возьмите зеркала и прочитайте буквы.
Во время буквенной болезни гласные буквы рассыпались и слова сломались. Вставим в слова гласные буквы и отремонтируем их.
Молодцы, ребята, Буковка передает вам часть ключа за спасение ее подруг. А мы отправляемся к острову «Словарный»
Учитель-логопед: Всем название дано и зверю и предмету
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету
И все что может видеть глаз, над нами и под нами
И все что в памяти у нас означено словами.
Какой трудный путь к острову слов. Мы входим в залив «Перепутанных слов». Составьте слова из слогов. Назовите количество слогов в слове.
Плывем по морю « Зашифрованных слов». Слова связаны ниточкой дружбы, прочитайте их.
Мы на берегу, Слоговичок рассказал, что Буквоед пришел в ярость и заколдовал слова.
На скалах « Заколдованных слов» разгадайте слова на карточках
- Составьте схему слова КОТ.
Капитан: (Сколько слогов в слове КОТ)
Дети: (в слове кот один слог)
Капитан: - Сколько звуком в слове кот?
Дети: (в слове КОТ три звука)
- Назовите первый (второй, третий) звук?
Капитан: (Первый звук , второй звук , третий звук )
- Дайте характеристику первого (второго, третьего) звука.
Дети: (звук , согласный, твердый , звонкий , звук , гласный, звук , согласный, твердый, звонкий
Капитан: - Замените гласный звук в слове кот на другой гласный звук, чтобы впереди стоящий согласный твердый звук стал мягким.
- Выложите схему нового слова.
- Какое слово получилось?
Дети: (слово КИТ)
В водопаде «Рассыпанных слов" из букв составим слова.
Буквоед коварный, хитрый, украл много слов. Одно из них находится
в портрете кошки Звуколов.
Найдите буквы в портрете любимой кошки Буквоеда.
Составьте из них слово. ( слово МИР.)
На первую букву придумайте слово-признак, на вторую букву слово предмет, на третью букву слово-действие.
Молодцы ребята, колдовские чары исчезли буквы спасены и Слоговичок передает вам часть ключа, ключ не целый,
плывем дальше.
Есть у моря свои законы, есть у моря свои повадки
Море может быть то зеленым, просто светлым и просто синим
Но нельзя на море без обеда.
Кок приглашает нас на второй завтрак
Физкультминутка,
Дети танцуют танец под народную мелодию «Яблочко»
Движения танца.
- Ходьба на месте.
- Ходьба вокруг себя.
- Под козырек.
- Качка на корабле.
- Вин – степ.
- Ходьба на месте.
Капитан: Плывем дальше, взяли бинокли.
Много слов я соберу, меж собой их подружу
Приятным будет изложение, получилось …предложение.
К какому острову идет корабль?
Дети: К острову предложений.
Капитан: Спускаемся на берег. Встречает нас Словичок. в руке у него волшебная палочка, с помощью которой он предложения из слов составляет. Да вот беда, все предложения исчезли, остались только схемы. Буквоед перепутал все правила о предложениях и нам нужно их вспомнить.
Капитан: - Как пишутся слова в предложении?
Дети: (слова в предложении пишутся раздельно)
Капитан: - Как пишутся маленькие слова-предлоги в предложении?
Дети: (маленькие слова пишутся с большой буквы)
Капитан: - Что ставится в конце предложения?
Дети: (в конце предложения ставится точка,)
Капитан: -Если в предложении содержится вопрос, что ставится в конце предложения?
Дети: В конце предложения ставится вопросительный знак)
Капитан: - С какой буквы начинаем писать первое слово?
Дети: (первое слово в предложении пишем с заглавной буквы)
Давайте составьте предложение по схеме со словами МОРЕ и КИТ и вернем слова в предложение.
Дети: Кит плавает в море.
Капитан: - Сколько слов в предложении?
Дети: ( в предложении четыре слова)
Капитан: - Сколько в предложении длинных слов?
Дети: (в предложении три длинных слова)
Капитан: - Сколько в предложении коротких слов?
Дети: ( в предложении одно короткое слово)
Капитан: - Назови первое (второе, третье, четвертое) слово.
Дети: - (первое слово – КИТ, второе слово – плавает, третье слово – в, четвертое слово – море)
Капитан: Молодцы ребята, справились со всеми препятствиями. Словичок дает вам часть ключа. попробуем соединить. У нас получился целый ключ. Осталось найти ларец. Лоцман доложите обстановку.
Лоцман: Ларец находится на этом острове, около пальмы.
Капитан: Попробуем, подойдет ключ. ключ подходит, ларец открылся. в ларце что-то лежит. в ларце буквы, Что с ними будем делать?
Дети складывают слово из букв. Получилось слово «Дружба»
Раздается грохот.
Капитан: Исчезли колдовские чары и тот. кто их навел.
Как вы думаете почему Буквоед спрятал в ларце слово «Дружба»
Дети: (Только дружная команда может справиться со всеми трудностями и опасностями, преодолеть все препятствия.).
Капитан: Какие качества нам помогли справиться с препятствиями.
Дети: (смелость, трудолюбие, выносливость, взаимопомощь.)
Капитан: Молодцы только сплоченность помогает преодолеть все препятствия.
Наш корабль держит путь на детский сад.
Учитель-логопед встречает детей на берегу.
3. Рефлексия.
Учитель-логопед: Ребята, вы возвратились из опасного, морского путешествия. В какой стране вы побывали?
Дети: В царстве царицы Грамматики.
Учитель-логопед: От кого вы спасли царство?
Дети: От Буквоеда.
Учитель-логопед: Перечислите названия всех островов. Как вы помогли жителям этих островов?
Какие же качества вам помогли преодолеть все препятствия?
Дети: Смелость, выносливость, трудолюбие, сообразительность , внимательность. активность, слаженность.
Учитель-логопед: Молодцы.
|