Пояснительная записка
Актуальность программы.
Каникулярный отдых детей – социальный и педагогический феномен. Эффективность отдыха обусловлена разнообразием и интенсивностью общения детей и взрослых, и «погружением» в творческую образовательную деятельность.
Воспитательная ценность отдыха в детском оздоровительном лагере состоит в восстановлении здоровья, удовлетворении потребностей в развитии, творческой самореализации, самодеятельности, новизне впечатлений.
Воспитательный потенциал педагогики детского отдыха в оздоровительном лагере приводит к изменениям личности ребёнка:
в социальной сфере – способствует развитию личности через положительную мотивацию, усилению её стартовых возможностей в формировании жизненных планов;
в культурной сфере – представляет собой возможность расширения видов и форм общения ребёнка в разновозрастных группах для овладения им богатством культурного наследия;
в образовательной сфере – расширяет путём обмена видами деятельности пространство самореализации личности ребёнка, интенсивно формирует на основе общности интересов ребёнка и взрослого гуманистические ценностные ориентации развивающейся личности.
Методическое обеспечение детского отдыха – это совокупность оздоровительных, образовательных, досуговых программ, отвечающих интересам и потребностям ребёнка, направленных на его самореализацию, достижение определённого уровня развития и адаптации в социальной среде оздоровительного лагеря.
Цель:
- организация воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря, направленной на становление гражданина Российской Федерации.
Задачи:
- создать условия, воспитывающие любовь к Отечеству, его историческому прошлому и настоящему, осознание каждым ребёнком себя как части ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ;
- создать условия для оздоровления детей и формирования устойчивой потребности ведения здорового образа жизни;
- создать условия для удовлетворения потребностей детей в творческой самореализации;
- создать условия для творческой самореализации и самодеятельности детей;
- создать условия для насыщения впечатлениями, способствующих развитию коммуникативных навыков.
Условия реализации Программы
Нормативно-правовое обеспечение.
Управление воспитательной системой оздоровительного лагеря.
Методологическое обеспечение.
Организационно-бытовое обеспечение.
Кадровое обеспечение.
Мотивационно-стимулирующее обеспечение.
Материально-техническое обеспечение.
Характеристика воспитывающей среды лагеря
Внутренняя среда лагеря
Необходимо рассмотреть некоторые «слагаемые» внутренней среды детского оздоровительного лагеря:
Ценности – поведение и межличностные отношения, принятые и осознанные детьми и взрослыми, которые регулируют взаимодействие в период лагерной смены «младшие чтут и уважают старших, старшие проявляют любовь и заботу к младшим», «уважение «пространства личности»», «здоровый образ жизни», «ценность дружбы и любви» …
Заповеди – это общечеловеческие ценности, принятые человеком, понятные и значимые для других людей. Считаем, что заповеди должны быть как для детей, так и для тех, кто с ними работает.
Признание прав ребёнка
У детей практически одно право –
Право на уважение.
Право на ошибку.
Право на тайну.
Право на игру.
Право на собственность.
Право на самодостаточность.
Право на участие в управлении жизнедеятельностью
оздоровительного лагеря.
Признание прав взрослого
У взрослых практически одно право –
Право на уважение.
Право на ошибку.
Право на тайну.
Право на игру.
Право на собственность.
Право на предъявление воспитаннику требования.
Традиции. Традиции относятся к самой высокой категории духовного богатства народа. Замечательный ленинградский режиссёр Г. Товстоногов любил говорить: «Традиции – это плечи поколений». Традиции – переходящие от одного поколения к другому обычаи, нормы, порядки, правила поведения, взгляды, вкусы и вместе с тем это повторяющиеся, закреплённые в культуре праздники, значимые деяния, образы действия. Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые людьми идеи, духовные ценности, унаследованные от предшествующих поколений.
Традиции – важные элементы социокультурной преемственности, абсолютно необходимый момент межпоколенной трансмиссии (передачи) накопленных результатов человеческой деятельности, в том числе воспитательной. Традиции выполняют функции сохранения и обогащения культуры и одновременно выступают как предпосылка её перехода на новый уровень. Соотношение традиционного и новационного подвижно, зависит от конкретной социально-исторической ситуации. В момент так называемой перестройки многие идеологические, в том числе пионерские, традиции лагерей довольно быстро потеряли своё значение. Особую роль в развитии традиций играют их этнические начала.
«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции…» - писал А.С. Макаренко. Но самое главное, какие духовные ценности несёт и передаёт традиция.
Необычайно важны гуманистические традиции добрых, красивых отношений детей друг с другом: в день рождения товарища подарить ему подарок, сделанный своими руками. Накануне закрытия смены, вписать добрые пожелания в «треугольник памяти» или прикрепить к одежде на спине цветной листок бумаги, на котором дети и взрослые могут написать добрые слова на память. Прекрасная традиция, когда детей называют только по имени или так, как зовут дома родители. Интересная традиция в начале смены на шляпах, пилотках, бейсболках, куртках носить эмблемы (отряда, лагеря).
Обычаи и традиции – это стиль и тон взаимодействия детей и взрослых, ценностно-смысловые связи между ними, которые помогают тем и другим полноценно отдыхать, творить и работать в лагере.
Обычаи детского оздоровительного лагеря:
Час знакомства, костры, праздники и фестивали, конкурсы и состязания, День самоуправления, туристические походы…
Правила – это положения о том, что верно и правильно, это нормы поведения или действия. Например, правила поведения в лагере, с которыми дети частично знакомятся до заезда, а в первые часы пребывания в лагере вожатый проводит общий сбор по знакомству с ними.
Правил в лагере много, есть те, которые крайне необходимы, например, правила поведения в бассейне, правила дежурства по отряду, по столовой, по территории лагеря, правила поведения у костра, правила поведения в походе, правила поведения при выезде за пределы лагеря, правила поведения в общественном месте и т.д.
Правила – это разумные подсказки ребятам о характере прав и обязанностей, последовательности действий и поступков, и характере поведения.
Правила - это законы, регулирующие отношения и поведения между людьми.
ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ
ЗАКОН ТЕРРИТОРИИ - Станет главной мысль одна – территория важна!
С лагеря не убегать, веселиться, отдыхать!
ЗАКОН РЕЖИМА - Ты режим обязан знать и стараться выполнять!
ЗАКОН ЧИСТОТЫ - Будь опрятным, аккуратным и следи ты за порядком!
ЗАКОН ДОБРА - Светлая улыбка, тёплые слова, в доброте
рождаются добрые дела!
ЗАКОН УВАЖЕНИЯ - Старших нужно уважать, малышей не обижать!
ЗАКОН ПОДНЯТОЙ РУКИ - Если поднята рука – тишина для всех важна!
ЗАКОН ЭКОЛОГИИ - Сохрани природу, друг! Будут рады все вокруг!
ЗАКОН ДРУЖБЫ - Дружба – это ты и я, вместе мы – одна семья!
ЗАКОНЫ ОТРЯДА
В нашем отряде закон есть простой: здесь мы поможем тебе стать звездой!
Если тебе хорошо, поделись с товарищем.
Воспитателей при подъёме не будить, при пожаре выносить первыми.
За двумя вожатыми погонишься – ни одного не поймаешь.
Поспешишь – весь отряд насмешишь.
Если выходишь за территорию лагеря без вожатых, захвати с собой чемодан.
Вожатый – всему голова… Но голова держится на директорской шее.
Съел сам – помоги товарищу.
Дорожи дружбой ребят в отряде – это твоё «ежечасное трёхразовое питание».
Во время тихого часа помни: своим храпом ты убаюкиваешь товарищей. Но только хотят ли этого они сами?
После команды «Отбой» наступает тёмное время суток.
Основополагающие принципы жизнедеятельности
детского оздоровительного лагеря
- Ценность человека: не просто ребёнок или работник, а личность с потребностями, мотивами, взглядами, убеждениями, интересами, мнением;
- Свободы выбора;
- Открытости в общении;
- Привлекательности будущего общего коллективного дела;
- Активности и креативности участников взаимодействия;
- Уважения всех и каждого;
- Социальной справедливости;
- Стимулирования активности;
- Соуправления и управления;
- Целевой гармонизации (цель лагеря должна быть целью каждого работника).
Все разработанные и принятые заповеди, традиции, законы, правила жизнедеятельности в оздоровительном лагере соответствуют тем нравственным законам, которые живут внутри нас.
Внешняя среда лагеря
Лагерь и вся территория вокруг него - есть социальное пространство для воспитания и развития будущего гражданина великой страны. Это пространство дети будут завоёвывать и отстаивать.
Отношение ребят к окружающей их среде бывает разным, часто варварским, а должно быть созидающим и сберегающим.
Негативные обстоятельства внутренней и внешней среды,
влияющие на восприятие и отношения ребёнка к жизни в лагере
- Стеснённость условий жизни (изначальная, пусть даже неуловимая, но объективно существующая казарменность, в комнате до 10 человек).
- Закрытость и замкнутость среды обитания (за пределы лагеря выходить можно только по разрешению).
- Быстрое освоение среды детьми, что гасит к ней интерес.
- Достаточно жёсткий режим (его обязательность ограничивает свободу самопроявления).
- Преобладание в организации деятельности детей коллективных форм и моделей деятельности.
- Несоответствие архитектуры построек и помещений современным требованиям к организации детского оздоровления и отдыха.
- Ощущения, связанные со сменой домашнего комфорта на стандартные условия коллективного (коммунального) проживания;
- Недостаточная компетентность и низкая культура общения, создают трудности во взаимодействии с другими детьми.
- Низкий статус ребёнка в группе, отсутствие примет авторитетности среди сверстников.
- Рассогласование в ожидании детей и сложившейся реальностью в лагере.
- Наличие противоречий между интересами и возможностями у детей и взрослых в их совместной деятельности;
- Отсутствие возможностей свободного выбора в определении занятий форм деятельности
Не смотря на указанные негативные обстоятельства оздоровительный лагерь, всё-таки, место, где ребёнку предоставлены все условия для самореализации, самоопределения, самодеятельности и саморазвития каждого отдельного ребёнка.