Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа организации воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря

 

«ПО ТРОПИНКЕ ЛЕТА ИЛИ СТО ЗАТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

 

Долгушина Лидия Михайловна,
воспитатель КГБУ «ЦСРСФУ «Радуга»

 г.Перопавловск-Камчатский

 

 

Пояснительная записка

 

Актуальность программы.

Каникулярный отдых детей – социальный и педагогический феномен. Эффективность отдыха обусловлена разнообразием и интенсивностью общения детей и взрослых, и «погружением» в творческую образовательную деятельность.

Воспитательная ценность отдыха в детском оздоровительном лагере состоит в восстановлении здоровья, удовлетворении потребностей в развитии, творческой самореализации, самодеятельности, новизне впечатлений.

Воспитательный потенциал педагогики детского отдыха в оздоровительном лагере приводит к изменениям личности ребёнка:

в социальной сфере – способствует развитию личности через положительную мотивацию, усилению её стартовых возможностей в формировании жизненных планов;

в культурной сфере – представляет собой возможность расширения видов и форм общения ребёнка в разновозрастных группах для овладения им богатством культурного наследия;

в образовательной сфере – расширяет путём обмена видами деятельности пространство самореализации личности ребёнка, интенсивно формирует на основе общности интересов ребёнка и взрослого гуманистические ценностные ориентации развивающейся личности.

Методическое обеспечение детского отдыха – это совокупность оздоровительных, образовательных, досуговых программ, отвечающих интересам и потребностям ребёнка, направленных на его самореализацию, достижение определённого уровня развития и адаптации в социальной среде оздоровительного лагеря.

Цель:

- организация воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря, направленной на становление гражданина Российской Федерации.

Задачи:

- создать условия, воспитывающие любовь к Отечеству, его историческому прошлому и настоящему, осознание каждым ребёнком себя как части ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ;

- создать условия для оздоровления детей и формирования устойчивой потребности ведения здорового образа жизни;

- создать условия для удовлетворения потребностей детей в творческой самореализации;

- создать условия для творческой самореализации и самодеятельности детей;

- создать условия для насыщения впечатлениями, способствующих развитию коммуникативных навыков.

 

Условия реализации Программы

 

Нормативно-правовое обеспечение.

Управление воспитательной системой оздоровительного лагеря.

Методологическое обеспечение.

Организационно-бытовое обеспечение.

Кадровое обеспечение.

Мотивационно-стимулирующее обеспечение.

Материально-техническое обеспечение.

 

Характеристика воспитывающей среды лагеря

 

Внутренняя среда лагеря

 

Необходимо рассмотреть некоторые «слагаемые» внутренней среды детского оздоровительного лагеря:

Ценности – поведение и межличностные отношения, принятые и осознанные детьми и взрослыми, которые регулируют взаимодействие в период лагерной смены «младшие чтут и уважают старших, старшие проявляют любовь и заботу к младшим», «уважение «пространства личности»», «здоровый образ жизни», «ценность дружбы и любви» …

Заповеди – это общечеловеческие ценности, принятые человеком, понятные и значимые для других людей. Считаем, что заповеди должны быть как для детей, так и для тех, кто с ними работает.

 

Признание прав ребёнка

У детей практически одно право –

Право на уважение.

Право на ошибку.

Право на тайну.

Право на игру.

Право на собственность.

Право на самодостаточность.

Право на участие в управлении жизнедеятельностью

оздоровительного лагеря.

 

Признание прав взрослого

У взрослых практически одно право –

Право на уважение.

Право на ошибку.

Право на тайну.

Право на игру.

Право на собственность.

Право на предъявление воспитаннику требования.

 

Традиции. Традиции относятся к самой высокой категории духовного богатства народа. Замечательный ленинградский режиссёр Г. Товстоногов любил говорить: «Традиции – это плечи поколений». Традиции – переходящие от одного поколения к другому обычаи, нормы, порядки, правила поведения, взгляды, вкусы и вместе с тем это повторяющиеся, закреплённые в культуре праздники, значимые деяния, образы действия. Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые людьми идеи, духовные ценности, унаследованные от предшествующих поколений.

Традиции – важные элементы социокультурной преемственности, абсолютно необходимый момент межпоколенной трансмиссии (передачи) накопленных результатов человеческой деятельности, в том числе воспитательной. Традиции выполняют функции сохранения и обогащения культуры и одновременно выступают как предпосылка её перехода на новый уровень. Соотношение традиционного и новационного подвижно, зависит от конкретной социально-исторической ситуации. В момент так называемой перестройки многие идеологические, в том числе пионерские, традиции лагерей довольно быстро потеряли своё значение. Особую роль в развитии традиций играют их этнические начала.

«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции…» - писал А.С. Макаренко. Но самое главное, какие духовные ценности несёт и передаёт традиция.

Необычайно важны гуманистические традиции добрых, красивых отношений детей друг с другом: в день рождения товарища подарить ему подарок, сделанный своими руками. Накануне закрытия смены, вписать добрые пожелания в «треугольник памяти» или прикрепить к одежде на спине цветной листок бумаги, на котором дети и взрослые могут написать добрые слова на память. Прекрасная традиция, когда детей называют только по имени или так, как зовут дома родители. Интересная традиция в начале смены на шляпах, пилотках, бейсболках, куртках носить эмблемы (отряда, лагеря).

Обычаи и традиции – это стиль и тон взаимодействия детей и взрослых, ценностно-смысловые связи между ними, которые помогают тем и другим полноценно отдыхать, творить и работать в лагере.

Обычаи детского оздоровительного лагеря:

Час знакомства, костры, праздники и фестивали, конкурсы и состязания, День самоуправления, туристические походы…

Правила – это положения о том, что верно и правильно, это нормы поведения или действия. Например, правила поведения в лагере, с которыми дети частично знакомятся до заезда, а в первые часы пребывания в лагере вожатый проводит общий сбор по знакомству с ними.

Правил в лагере много, есть те, которые крайне необходимы, например, правила поведения в бассейне, правила дежурства по отряду, по столовой, по территории лагеря, правила поведения у костра, правила поведения в походе, правила поведения при выезде за пределы лагеря, правила поведения в общественном месте и т.д.

Правила – это разумные подсказки ребятам о характере прав и обязанностей, последовательности действий и поступков, и характере поведения.

Правила - это законы, регулирующие отношения и поведения между людьми.


ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ

 

ЗАКОН ТЕРРИТОРИИ - Станет главной мысль одна – территория важна!

 С лагеря не убегать, веселиться, отдыхать!

 

ЗАКОН РЕЖИМА - Ты режим обязан знать и стараться выполнять!

 

ЗАКОН ЧИСТОТЫ - Будь опрятным, аккуратным и следи ты за порядком!

 

ЗАКОН ДОБРА - Светлая улыбка, тёплые слова, в доброте

 рождаются добрые дела!

 

ЗАКОН УВАЖЕНИЯ - Старших нужно уважать, малышей не обижать!

 

ЗАКОН ПОДНЯТОЙ РУКИ - Если поднята рука – тишина для всех важна!

 

ЗАКОН ЭКОЛОГИИ - Сохрани природу, друг! Будут рады все вокруг!

 

ЗАКОН ДРУЖБЫ - Дружба – это ты и я, вместе мы – одна семья!

 

ЗАКОНЫ ОТРЯДА

 

В нашем отряде закон есть простой: здесь мы поможем тебе стать звездой!

Если тебе хорошо, поделись с товарищем.

Воспитателей при подъёме не будить, при пожаре выносить первыми.

За двумя вожатыми погонишься – ни одного не поймаешь.

Поспешишь – весь отряд насмешишь.

Если выходишь за территорию лагеря без вожатых, захвати с собой чемодан.

Вожатый – всему голова… Но голова держится на директорской шее.

Съел сам – помоги товарищу.

Дорожи дружбой ребят в отряде – это твоё «ежечасное трёхразовое питание».

Во время тихого часа помни: своим храпом ты убаюкиваешь товарищей. Но только хотят ли этого они сами?

После команды «Отбой» наступает тёмное время суток.

        

Основополагающие принципы жизнедеятельности

детского оздоровительного лагеря

 

  • Ценность человека: не просто ребёнок или работник, а личность с потребностями, мотивами, взглядами, убеждениями, интересами, мнением;
  • Свободы выбора;
  • Открытости в общении;
  • Привлекательности будущего общего коллективного дела;
  • Активности и креативности участников взаимодействия;
  • Уважения всех и каждого;
  • Социальной справедливости;
  • Стимулирования активности;
  • Соуправления и управления;
  • Целевой гармонизации (цель лагеря должна быть целью каждого работника).

 

Все разработанные и принятые заповеди, традиции, законы, правила жизнедеятельности в оздоровительном лагере соответствуют тем нравственным законам, которые живут внутри нас.

 

Внешняя среда лагеря

Лагерь и вся территория вокруг него - есть социальное пространство для воспитания и развития будущего гражданина великой страны. Это пространство дети будут завоёвывать и отстаивать.

Отношение ребят к окружающей их среде бывает разным, часто варварским, а должно быть созидающим и сберегающим.

Негативные обстоятельства внутренней и внешней среды,

влияющие на восприятие и отношения ребёнка к жизни в лагере

  1. Стеснённость условий жизни (изначальная, пусть даже неуловимая, но объективно существующая казарменность, в комнате до 10 человек).
  2. Закрытость и замкнутость среды обитания (за пределы лагеря выходить можно только по разрешению).
  3. Быстрое освоение среды детьми, что гасит к ней интерес.
  4. Достаточно жёсткий режим (его обязательность ограничивает свободу самопроявления).
  5. Преобладание в организации деятельности детей коллективных форм и моделей деятельности.
  6. Несоответствие архитектуры построек и помещений современным требованиям к организации детского оздоровления и отдыха.
  7. Ощущения, связанные со сменой домашнего комфорта на стандартные условия коллективного (коммунального) проживания;
  8. Недостаточная компетентность и низкая культура общения, создают трудности во взаимодействии с другими детьми.
  9. Низкий статус ребёнка в группе, отсутствие примет авторитетности среди сверстников.
  10. Рассогласование в ожидании детей и сложившейся реальностью в лагере.
  11. Наличие противоречий между интересами и возможностями у детей и взрослых в их совместной деятельности;
  12. Отсутствие возможностей свободного выбора в определении занятий форм деятельности

 

Не смотря на указанные негативные обстоятельства оздоровительный лагерь, всё-таки, место, где ребёнку предоставлены все условия для самореализации, самоопределения, самодеятельности и саморазвития каждого отдельного ребёнка.

 

Этапы и сроки реализации Программы

«По тропинке лета или Сто затей для детей»

Подготовительный этап (в течение года) –

создание условий для реализации Программы

 

  1. Изучение психологического, педагогического опыта по вопросам организации воспитательной, образовательной, социальной, культурной деятельности детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.
  2. Подготовка методического обеспечения организации отдыха детей в условиях лагеря (разработка планов проведения тематических смен;

разработка проектов проведения культурных, образовательных, воспитательных мероприятий).

  1. Подготовка нормативно-правового обеспечения юридического сопровождения деятельности педагогического коллектива.
  2. Проведение инструктивных сборов для педагогического состава:
    1. 7-21 апреля – теоретический курс
    2. 28 апреля-2 мая – практический курс
  3. Проведение инструктажа для сотрудников лагеря.

 

Основной этап реализации содержания Программы

«По тропинке лета или Сто затей для детей»

 

Основной этап реализации содержания Программы соотносятся со сменами оздоровительного лагеря (в летний период):

  • 1 смена – 18 июня – 8 июля 2012 г.;
  • 2 смена – 11 июля – 31 июля 2012 г.
  • 3 смена – 3 августа – 23 августа 2012 г.

Каждая смена включает 3 периода: организационный, основной, заключительный. В каждый из периодов смены включены специфические мероприятия.

 

Организационный период каждой смены

 

Цель: адаптация детей к условиям, режиму, требованиям лагеря.

Задачи:

  1. Знакомство детей и подростков друг с другом.
  2. Создание, развитие, сплочение временного детского коллектива.
  3. Знакомство с законами и традициями лагеря.
  4. Организация самоуправления в отряде и лагере (введение системы временных поручений).
  5. Выявление творческих способностей и возможностей детей и подростков.

 

 

Скачать программу

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн