Когда я вхожу в класс, я понимаю, что не зря выбрала профессию учителя. Каждый из нас выбирает свою судьбу. Вернее, судьба выбирает нас. Когда она меня выбрала? Может быть, тогда, когда моя мама читала мне на ночь сказки, стихи, пела песни. Мне это очень нравилось и хотелось с кем – то поделиться, поэтому в детстве моей любимой игрой была игра в школу: я учила всех своих кукол, ставила им оценки, воспитывала. Потом где – то лет с 15 стала заниматься со своими сверстниками, друзьями, со знакомыми первоклашками, младшими школьниками, с сестренками. Просто так, ради самого процесса обучения и, конечно, результата. Ведь так здорово, когда ты можешь сделать что – то для того, чтобы ребенок пришел домой радостный с четверкой или пятеркой. А самое главное, чтобы уже на следующий урок пошел не потому, что «заставляют ходить в школу», а потому, что предмет стал ему более понятным и теперь уже интересно узнать «что будет дальше», на следующем уроке. Может, желание стать учителем проснулось, когда в мой класс вошла первая учительница . Мы восхищались ее эрудицией, красотой и обаянием, словно в класс вошла сама королева.
Мои родители не имели никакого отношения к школе, но накрепко внушили уважение к труду. «Терпенье и труд все перетрут»,- их любимая пословица. Именно благодаря терпенью и труду я успешно закончить педагогический институт . Судьба подарила мне возможность учиться у прекрасных педагогов. Они заложили фундамент моей педагогической философии и помогли мне сделать первые шаги в профессии. Они - мои неизменные спутники и свидетели духовных поисков и напряженных процессов, происходящих во мне. Они - живая совесть и вечный идеал. Они служат мне примером в созидании невидимой материи отношений между мной и моими учениками, когда исключается сама возможность неискренности и страха.
Судьба распорядилась так, что я стала учителем Аларской средней школы. Это школа с богатейшей историей и замечательными традициями. В школе - особая энергетика творчества, созидания и новаций. Школа сильна духом солидарности и сплоченности: «Один - за всех, и все - за одного».
Когда я вхожу в класс, у меня поет душа, потому что я люблю свою работу. Почему? Во – первых, я думаю, что профессия учителя – одна из самых благородных. Еще две тысячи лет назад римский оратор и педагог Квинтилиан сказал: «Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?». Во – вторых, если человек работает преподавателем, значит, он постоянно имеет «роскошь человеческого общения». А ведь это очень ценно - общаться с людьми невероятно интересно. Каждый человек уникален, мои ученики ( а это обучающиеся с 5 по 11 класс) мне интересны. Поэтому в течение занятия я узнаю много нового для себя. К тому же профессия педагога предполагает постоянное личностное и профессиональное развитие. Так, например, занятия с начинающими вырабатывают у преподавателя дополнительное терпение, учат более чутко, внимательно и вежливо относиться к людям. Когда занимаешься с детьми, то на уроке обязательно должен присутствовать элемент игры. Необходимо сделать так, чтобы занятие стало игрой (весело, шумно, интересно), а результат (знания у малыша) был как от полноценного серьезного занятия. Подготовка к подобным занятиям тренирует у преподавателя находчивость, смекалку, воображение. Помните, как заведующему детским садом из «Джентльменов удачи», удалось сделать так, чтобы дети съели свои завтраки? На наших занятиях с малышами мы тоже летаем на Луну, встречаем инопланетян, рисуем волшебные картинки. Общение со старшеклассниками становится стимулом к тому, чтобы быть в курсе основных новинок музыки, фильмов, тенденций моды. На мой взгляд, это необходимо, чтобы смочь поддержать разговор на волнующую их тему, чтобы найти общий язык с «продвинутыми» подростками, чтобы сделать занятия интересными для них.
Я люблю свою работу, потому что преподавание для меня – это бесконечный источник совершенствования. Мне доставляет удовольствие делиться знаниями с учениками и видеть, как они реализуют свое стремление говорить правильно и красиво. Это колоссальный труд, но когда мы видим результаты, мы осознаем, что все усилия того стоили. Вместе с ребятами расту и я сама. Сегодня я уже не тот неопытный учитель, каким была 20 лет назад. Робкая, застенчивая, я не сразу находила общий язык с детьми, не могла предвидеть ход урока, не умела еще выделить наиболее важные структурные элементы урока. Сегодня я с полным правом могу говорить о том, что мои усилия не были напрасны: дети меня понимают, с интересом занимаются на занятиях. Совместными усилиями строим проекты, проводим внеурочные занятия, иногда просто болтаем о жизни, о моде, о жизненных приоритетах. Конфуций говорил: «Займись любимым делом, и тогда ты больше не должен будешь работать ни одного дня в своей жизни». В конце дня мне кажется, я знаю, что он имел в виду.
Когда я вхожу в класс, я осознаю всю важность учительской миссии. Как важно современному учителю быть устремленным в будущее, быть диалогичным и динамичным в стремительно меняющемся мире, уметь встраиваться в современное информационное пространство, уметь мотивировать детей к учению, уметь вызывать всплеск эмоций и креативности, быть носителем активной гражданской позиции, быть спонтанно неформальным и демократичным. Неожиданно для себя в книге великого русского философа начала 20 века Василия Розанова «Опавшие листья» нашла эпизод, имеющий самое прямое отношение к ситуации в современном российском образовании. Розанов знакомит нас с письмом выпускника механико – технического училища: «Всему научили меня, - не то, так другое могу делать; а главному: как жить? как приспособиться к жизни? – и забыли научить. Фонарей в дорогу много надавали, а спичек не дали». К 2000 – м годам в российском образовании сложилась кризисная ситуация. Старая система образования не отвечала на вызовы времени. Постиндустриальное общество диктует новые условия: выпускник учебного заведения должен уметь адаптироваться к часто меняющимся жизненным условиям. Федеральные государственные стандарты, реализуемые сегодня, призваны для смены знаниевой парадигмы деятельностной: ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности. Школа сегодня должна учитывать требования общества к выпускникам: умение работать в коллективе, умение ориентироваться на рынке труда, умение решать возникшие проблемы, готовность связывать свою карьеру с продолжением образования, готовность менять профиль деятельности в зависимости от изменения ситуации. Невозможно достичь требуемых результатов без использования современных педагогических технологий. На данный момент меня привлекают ИКТ-технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии. Интересные презентации Power Point с анимациями, видеоролики, слайды с фреймами, Web – quest, ролевые игры, веселые динамичные паузы - все это способствует учению с удовольствием. Дети с интересом участвуют в очных и заочных олимпиадах.
Когда я вхожу в класс, я понимаю, как сложен и тернист путь педагога. Учителю приходится соперничать с гигантскими корпорациями, пропагандирующими потребительское отношение к жизни. Современные подростки, как правило, мотивированы на успешное учение, но как только заводишь с ними разговор о нравственных ценностях, часто натыкаешься на глухую стену непонимания. Они считают, что альтруизм и милосердие – рухлядь и хлам. На мою сентенцию о примате духовного над материальным один из моих ребят съязвил: «Бог слушает Вас и хлопает Вам в ладони!». Эти слова стали для меня поводом к глубокому размышлению и руководством к действию. Я, конечно, понимаю, что торжество добра и справедливости вряд ли возможно, но гражданский долг учителя – сделать все возможное для воспитания высоконравственной и патриотичной личности. Как убедить современных детей в том, что путь бездумного потребления и примитивного приобретательства – тупиковый путь, что смысл человеческой жизни в духовном и интеллектуальном самосовершенствовании? В первую очередь нужно завоевать авторитет и доверие у детей. Красивые слова, морализаторство и нравоучения бесполезны и даже могут вызвать отчуждение и неприязнь. Достижение современного воспитательного идеала личности- компетентного, творческого, высоконравственного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как личную, возможно только через совместную деятельность родителей, обучающихся и педагогов. В программе духовно – нравственного воспитания, заданной ФГОС, выделяются такие базовые национальные ценности, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, искусство и литература. Эта программа – своеобразный ответ власти на вызовы времени и запросы социума. Заполнить ценностный вакуум и преодолеть кризисные явления (аполитичность, инфантильность, индифферентность, иждивенчество) – одна из приоритетных задач современной школы и современного учителя. В одночасье и в одиночку этих серьезных проблем не решить. Программа духовно – нравственного воспитания реализуется через внеурочную деятельность и вне стен школы (семья и другие социальные институты). В своем классе я реализую воспитательную программу «Я гражданин России». Мы принимаем активное участие во всех школьных КТД. Родители с удовольствием участвуют в совместных туристических походах, велокроссах, лыжных прогулках, в театрализованных народных праздниках «Масленица», «Коляда» и др. Конечно, не все задуманное гладко и безупречно складывается. Порой сталкиваешься с равнодушием и безразличием подростков, но убеждением и собственным позитивным примером можно переломить ситуацию. Одна из важнейших задач классного руководителя – формирование гражданской позиции обучающихся. Как воспитать достойного гражданина? В решении этого вопроса большую помощь школе оказывают МО «Аларь», РДДТ, библиотеки и музеи, «Союз сельских женщин», ветеранские организации, Дом культуры. Классные часы, беседы, встречи, акции, конкурсы, проекты – все это направлено на формирование гражданской позиции обучающихся.
В общем, можно смело констатировать, что работа учителя – это вечный поиск и постоянное обучение: обучение других, но в первую очередь - обучение себя самого! И это так здорово! Преподавание русского языка – это удивительный мир, где каждый день встречаешь интересных и талантливых людей. Каждое занятие можно сравнить с маленьким путешествием, в котором вместе с детьми постоянно открываешь что – то новое и интересное. Мне нравится делиться своими знаниями и опытом, радоваться успехам своих учеников. Преподавание заряжает положительной энергией и приносит удовлетворение.
Многому мне еще предстоит научиться, но я не боюсь трудностей, ведь дорогу одолеет только тот, кто идет. Завершаю эссе стихотворением Татьяны Ивановны Ленской, учителя русского языка и литературы МОУ «Лицей г. Черемхово», которое как нельзя лучше передает мой душевный настрой.
Не помню я, где встретила слова,
Которыми нельзя не восхититься:
«Учитель, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться».
Они бывают разными порой:
И грустными, и замкнутыми часто,
А иногда развеселят строкой
Из сочинения. А может, я напрасно
Жду от иных тепла и пониманья,
А от других полета зрелой мысли.
Порой отчаиваешься от сознанья:
Есть в том, что делаешь, хоть капля смысла?
Но видишь ты глаза учеников,
Когда читаешь, например, стихотворенье
О верности, любви или о том,
Что гордым быть непросто,-
Мгновенье это остается жить
В твоей душе и, думаю, в их душах.
И хочется учиться и любить…
Любить детей… Им это очень нужно.
|