Дорогие ребята! Приглашаем Вам в увлекательный поход по экологической тропе! Как вы думаете, ребята, почему тропа называется экологической? Какова цель нашего путешествия?
Путевые наблюдения каждый из вас будет записывать в свой индивидуальный маршрутный лист. (Приложение) Ряд – это отдельная команда, пожалуйста, определитесь, кто будет капитаном в каждой из ваших групп.
Вместе с нами в поход отправляются и юные экологи, которые расскажут вам о себе и своей деятельности. (3 слайд)
Первый чтец: (4 слайд)
Нам значки сегодня дали,
Мы экологами стали!
Мы в любую непогоду
Охранять хотим природу.
Чтоб цвели сады и скверы,
Чтобы всем нам лучше стать,
Мы хорошие манеры
Будем младшим прививать.
Чтоб деревья и цветы
Город украшали,
Чтобы этой красоты
Люди не ломали.
Со своих дворов начнём,
Мусор быстро соберём.
Стёкла битые кругом,
Не походишь босиком. Второй чтец:
Грабли, вёдра и лопаты
Разобрали все ребята.
Навалились на дела,
И работа в ход пошла.
Клумбы новые разбили,
Маргаритки посадили.
Чтоб деревья не грустили,
Их водою напоили.
Тут же к нам со всех концов
Прилетело сто скворцов.
Ищут корм своим птенцам
И разносят по домам.
Мы трудились, мы старались,
Превратили двор в оазис.
От работы так устали,
Что "зелёными" все стали!
Самоделкин: (5 слайд)
Ребята, по маршруту мы направляемся тремя командами. Чтобы не устать в пути, вы можете воспользоваться лишь одним видом транспорта. Посмотрите в свой маршрутный лист и из перечисленных видов транспорта исключите «лишнее» слово. Объясните свой выбор: автомобиль, атомоход, велосипед, мотоцикл, автобус.
Какие ещё экологически чистые виды транспорта вы знаете? Запишите эти слова, каждое слово – дополнительный балл команде!
Петрушка:
Ребята, наша первая остановка – «Букварь природы». (6 слайд)
Третий чтец: (7 слайд)
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
Петрушка:
Ребята, на данной остановке мы вспомним русские пословицы о природе и бережном отношении к природе. В ваших маршрутных листах записаны пословицы. Задания для команд: соедините разрозненные части пословиц и прочитайте правильный вариант! Чему учат данные пословицы? (8-9 слайды)
Не мудрено дерево срубить
Одна искра
Растение
Срубить дерево – пять минут
Гнездо разорять
Рощи и леса
Покорми птиц зимой
они отплатят тебе добром летом
себя убивать
миру краса
земли украшение
вырастить – сто лет
целый лес сжигает
мудрено лес вырастить
Не мудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить.
Одна искра целый лес сжигает.
Растение – земли украшение.
Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.
Гнездо разорять – себя убивать.
Рощи и леса – миру краса!
Покорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом.
Ребята, как вы думаете, какие условия надо соблюдать для отдыха на природе? Объясните, какие факторы действуют отрицательно на жизнь лесного биоценоза при неправильном поведении в лесу! Запишите их в свой маршрутный лист! (13 слайд)
Второй чтец: (14 слайд)
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Карандаш: (15 слайд)
Ребята, на лесную полянку должен прийти местный обитатель, давайте послушаем его рассказ!
«Выходит Муравей (ученик) с “бревнышком” в руках.
- Фу-у! Вот отдохну немножко, а потом пойду дальше (опускает свою ношу на землю). Семья у нас большая. Дом надо строить. Трудимся мы от восхода до заката. У каждого свое дело есть. Рабочие добывают пищу и строят муравейник. Солдаты охраняют дом от врагов. А няньки ухаживают за личинками.
С каждым годом растет наша муравьиная семья, поэтому и муравейник надо увеличивать. Сверху он сложен из сухих хвойных иголок и веточек. Он может быть высоким, до двух метров. Есть ещё и подземная часть. Всё здесь есть: и спальни, и чуланчики, и детские, и коридорчики. А если кто чужой в наш дом пожалует, так мы его прогоним.
Но есть и такие чужаки, которых мы прогнать не можем. Это люди, которые разоряют наши дома, запускают в них палки и другие предметы.
Прошу вас, помогите нам, защитите наши дома! Придумайте, нарисуйте, установите возле наших домишек знак, который напомнит всем нерадивым людям о нас!»[1]
Ребята, выполните просьбу Муравья – в своих маршрутных листах нарисуйте знак, который сможет помочь спасти от разорения и пожаров муравейники!
Третий чтец: (16 слайд)
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом. Четвёртый чтец:
Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой, опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист...
За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню, –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный наш век
И сам – не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!
Самоделкин: (17 слайд)
Ребята, я хочу рассказать вам о девочке Вале. Валя – взрослая девочка, учится в 5 классе и уже задумывается о том, какую профессию ей лучше выбрать.
Жила-была девочка Валя.
Решила Валя стать биологом. А что здесь сложного – всё просто! Пошла Валя в лес, нашла полянку и начала всякие травки-муравки, цветки срывать. Листики, стебли летят во все стороны, а иные растения и вовсе с корнем Валя выдёргивает – всё сгодится для гербария. Вскоре надоело Вале быть биологом, и выбросила она собранные растения на землю. Не нужны они больше!
Решила Валя стать поваром. Пригласила подруг на прогулку в лес, вынула из сумки разовую посуду, пластмассовые бутылки с водой. Приготовила бутерброды, угостила девочек, рассказала о своём желании стать кулинаром. Только вот приготовить ничего не смогла, кроме покупных печений и пряников ничем подруг не удалось побаловать. Вернулись девочки домой, а в лесу под деревьями остались разбросанными и разовая посуда, и обёртки от конфет и выпечки, и пустые бутылки из-под воды. Расхотела Валя быть поваром.
Решила Валя стать ветеринаром. А что здесь сложного – всё просто! Увидела в лесу маленького ёжика, бросила малыша в корзинку и принесла на дачу – лечить. Пригодился игрушечный набор «Юный врач»: Валя начала измерять ёжику температуру, проверять наличие у малыша ветрянки, ангины и прочих ей известных заболеваний. Вырвался зверёк и опрометью умчался от девочки. Валя, потирая исколотые руки, решила, что данная специальность тоже ей не подходит.
Ребята, как вы думаете, какие черты характера присущи Вале? Запишите в свои маршрутные листы, какие ошибки были допущены пятиклассницей.
Ребята, можно ли беспокоить лесных жителей, забирать их с собой на дачу или в город? Обоснуйте свою точку зрения!
Первый чтец: (18 слайд)
Однажды на дачный порожек
Зашёл любознательный ёжик.
Навстречу ему потянулась рука,
Другая рука налила молока.
Крошили печенье в глубокое блюдце
И ёж, уходя, обещал им вернуться.
А вечером думал, гуляя в лесу:
– Я завтра рукам червяков принесу. Второй чтец:
Я единственный кормилец
Всех ворон и голубей,
Ждёт мой крошечный гостинец
Каждый крошка-воробей.
Только выйду на крыльцо,
Узнают меня в лицо,
И гурьбой с окрестных крыш:
– Чем, родимый, угостишь?
Самоделкин:
Ребята, наша последняя остановка «Экология родного края». (19 слайд)
Дети, мы с Весёлыми Человечками и юными экологами считаем, что важно изучать не только природу в целом, но и природу родного края.
(20 слайд)
Так, в год экологии на конкурс среди школьников «Лучший домик для птиц», проводимый на территории Саратовской области по инициативе министра природных ресурсов и экологии области Дмитрия Станиславовича Соколова, было подано рекордное количество заявок.
«Как было отмечено выступающими, в этом году на критериях отбора работ был сделан более конкретный экологический акцент. Для конкурсной комиссии было важно, чтобы домики для птиц были удобными, соответствовали типовым размерам и при их изготовлении использовались только натуральные материалы. На этот раз для участия в конкурсе не принимались даже окрашенные скворечники и синичники, и если конкурсант хотел украсить свою работу, он мог это сделать при помощи резьбы по дереву или методом выжигания.
Так, например, победитель конкурса Дамир Степанов, учащийся 8 «Б» класса ГБОУ СО «Школы-интерната города Пугачева» изготовил синичник, на крыше которого сделал желобки для лучшего стока воды, а для защиты древесины от атмосферного воздействия применил старый дедовский способ – покрыл несколькими слоями натурального нерафинированного подсолнечного масла, взятого на маслобойне у местного фермера.
Обладатель 2-го места учащийся 2 «А» класса МОУ «СОШ № 60» г. Саратова Дмитрий Алексеев на своем скворечнике выжег символ весны – цветы, а также символы Саратова – изображения мемориального комплекса «Журавли» в парке Победы на Соколовой горе и консерватории имени Л. В. Собинова.
Почетное 3-е место занял учащийся 3 «В» класса МОУ «СОШ № 1» города Новоузенска Кирилл Кочегаров. По его признанию, это его первая работа. «Благодаря помощи дедушки моя цель достигнута. Это моя первая работа и я очень горжусь этим. Работа над моделью была трудна и кропотлива, но очень интересна. Я поверил в себя и в то, что с помощью взрослых своими руками могу сделать интересные и нужные вещи. А ещё очень приятно, что мой труд оценят новые жильцы-новоселы», - отметил Кирилл».[2]
Третий чтец: (21-22 слайды)
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками,
Ни в сети.
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки,
Ни вороны,
Ни скворца,
Ни воробья
Не обидел в жизни я! Четвёртый чтец:
Мы с братишкою моим
Птицам домик мастерим.
Небольшой, опрятный внешне.
Называется скворечник.
Окон нет. Есть только лаз,
Да жердинка - напоказ.
Прилетят весной скворцы,
Скажут: "Ай, да молодцы!"
Будет радость и веселье,
Птицы справят новоселье,
Натаскают пух, солому.
К своему привыкнут дому.
Будем с братом наблюдать,
Как птенцы начнут летать.
А потом сойдутся в стаю
И простятся, улетая.
Карандаш: (23-24 слайды)
Школьники Саратова и Саратовской области принимали активное участие в конкурсе рисунков «Участвуй в эко-акциях!», проводимом министерством природных ресурсов и экологии области. «Целью конкурса стало формирование экологической культуры и активной жизненной позиции у детей по отношению к экологическим акциям и эко-проектам, направленным на улучшение состояния окружающей среды, а также привлечение подрастающего поколения к практическому участию в решении природоохранных задач. Работы участников министерство природных ресурсов и экологии области планирует использовать в качестве социальной рекламы на аншлагах и баннерах природоохранной направленности с указанием авторов и наименования общеобразовательных учреждений».[3]
Первый чтец: (25 слайд)
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Петрушка: (26 слайд)
В школах Саратовской области начались необычные уроки. Так, «министр природных ресурсов и экологии области Дмитрий Станиславович Соколов провёл для учащихся 6-го класса средней школы № 53 города Саратова открытый урок, посвящённый особо охраняемым природным территориям Саратовской области.
Министр рассказал ребятам, что 2017 год тематически посвящён экологии и особо охраняемым природным территориям. Школьники узнали, что в нашей области находятся 90 особо охраняемых природных территорий, и они занимают 1,43 % от общей площади области. Именно поэтому так важно с самого юного возраста понимать их ценность и каждому прилагать максимум усилий для их сохранения.
Ученики узнали, что всем известный парк «Хвалынский» является особо охраняемой природной территорией национального значения, также как и природный степной зоологический заказник «Саратовский». Режим особой охраны распространяется и на многие другие уникальные памятники природы Саратовской области, дендрарии, ботанический и природные парки, места обитания редких и исчезающих видов птиц, произрастания растений и залегания древних ископаемых форм.
Дмитрий Станиславович Соколов напомнил ребятам, что от каждого из них зависит, какой будет мир, в котором мы живём – будет ли это «живая природа» или просто окружающая среда. Поэтому так важно бережно к ней относиться и соблюдать элементарные правила – забрать с собой мусор из леса, не ломать деревья и не жечь костры».[4]
Второй чтец: (27 слайд)
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Чиполлино: (28-29 слайды)
Когда сходит снег, в наших лесах зацветают первоцветы. «Это группа растений, которые появляются до того, как деревья покрываются листвой. Выезжая в апрельский лес, многие горожане непременно хотят привезти домой букетик первоцветов. Но такие цветы быстро гибнут – за короткое время они успевают вырасти, зацвести и очень быстро увянуть даже под нежным весенним солнцем.
Ребята, министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области напоминает, что первоцветы рвать нельзя. Массовый сбор раннецветущих растений подрывает численность их популяций и способность к вегетации. Для многих видов ежегодный сбор с повреждением корневой системы уже стал или может стать причиной резкого сокращения ареала распространения или вовсе исчезновения их как вида.
На территории Саратовской области растёт множество первоцветов: тюльпан двуцветковый и тюльпан поникающий, первоцвет крупночашечный, гиацинтик светло-голубой, гусиный лук краснеющий, пролеска сибирская, адонис весенний и волжский, ветреница лесная, хохлатка Маршалла, рябчик шахматовидый и многие другие.
Если вам вдруг захочется приобрести букетики первоцветов у уличных торговцев, задумайтесь, ведь при их сборе уничтожается флора наших лесов, а покупая эти цветы, вы поощряете браконьеров и подталкиваете к еще более масштабному их сбору в последующие годы».[5]
Карандаш:
Ребята, предлагаю вам последнее задание – напишите в своих маршрутных листах синквейн «Экология»!
Третий чтец: (30 слайд)
Пусть посадят пять деревьев,
Пусть посадят сто деревьев,
Двести, триста или даже
Целый миллион –
Всё равно их будет меньше,
На одно их будет меньше,
То, которое сломали
Я ли, ты ли, он…
Самоделкин:
Дорогие ребята, надеемся, что вы не забудете о том, что все мы в ответе за природу. Не забудете, «что природа вокруг нас и её надо сберечь. Человек – тоже частичка природы, и, разрушая природу, человек разрушает самого себя».[6](31 слайд)