Протокол обследования сформированности пространственных представлений
В настоящее время педагогами - психологами и учителями - логопедами общеобразовательных школ и консультативных психолого-педагогических центров отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспешности или дезадаптации детей младшего школьного возраста. Среди всех школьных трудностей, являющихся причиной школьной дезадаптации и резкого снижения учебной мотивации, на первом по частоте месте стоят нарушения письменной речи. Всё чаще учителям и родителям приходится слышать термин «дисграфия», обозначающий специфическое нарушение письма. Специальное исследование показало, что у таких детей имеется несформированность некоторых частных психических процессов, ничем себя не проявляющих в повседневной жизни, но создающих серьезные препятствия при овладении письмом. Одним из важнейших показателей функционального развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе.
Буквы и цифры пишутся такими детьми раздельно, с разными расстояниями между ними, так что решить пример на сложение или вычитание многозначных цифр в столбик — для них непосильная задача, поскольку цифры одного разряда не находятся друг под другом. Если проанализировать ошибки таких детей в письме, то обнаруживаются:
♦трудности ориентировки на листе бумаги, в нахождении начала строки, соблюдении строки;
♦колебания наклона и размера букв, раздельное написание букв внутри слов;
♦устойчивая зеркальность, то есть замена З-Е, У-Ч, б-д, д-в, поворот букв и цифр в противоположную сторону (например, смотрит влево);
♦трудности запоминания словарных слов, даже часто встречающихся;
♦пропуск и замена гласных, в том числе ударных;
♦нарушение порядка следования букв;
♦тенденция к фонетическому письму (транскрипционному):ручьи — ручйи, строится — строедцаи т. п.;
♦слитное написание слов.
Все перечисленные ошибки имеют один механизм — трудности оперирования пространственной информацией, точнее, слабость холистической (целостной) стратегии переработки зрительно-пространственной информации.
Следовательно, главная задача специалиста вовремя выявить детей с несформированностью пространственных представлений (как правило, дошкольный возраст) или детей, уже испытывающих трудности в обучении.
Данной целью представлен протокол диагностики пространственных представлений, который может быть использован для детей как дошкольного, так и школьного возраста.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ.
Фамилия__________________________ Имя_______________________ Возраст _________ Дата_________________
Метдики/задания
Начало года
Середина года
Конец года
Ориентировка в схеме собственного тела
Назови части тела и лица
лоб голова
брови пальцы
глаза живот
нос спина
рот локти
щёки коленки
ступни
лоб голова
брови пальцы
глаза живот
нос спина
рот локти
щёки коленки
ступни
лоб голова
брови пальцы
глаза живот
нос спина
рот локти
щёки коленки
ступни
Что, где находится (ориентировка на себе)
Вверху лево
Внизу право
Выше чем…
Нижечем…
Впереди
Сзади
Вверху лево
Внизу право
Впереди
Сзади
Выше чем…
Ниже чем
Вверху лево
Внизу право
Сзади
Выше чем…
Ниже чем
Ориентировка в схеме другого человека
Покажи
(ориентировка на другом человеке)
Вверху лево
Внизу право
Впереди
Сзади
Вверху лево
Внизу право
Впереди
Сзади
Вверху лево
Внизу право
Впереди
Сзади
Ориентировка в расположении объектов по отношению к собственному телу
Что, где находится (ориентировка от себя)
Вверху слева
Внизу справа
Впереди
Сзади
Вверху слева
Внизу справа
Впереди
Сзади
Вверху слева
Внизу справа
Впереди
Сзади
Перемещение в заданном направлении
Вперёд
Назад
Влево
Вправо
Вперёд
Назад
Влево
Вправо
Вперёд
Назад
Влево
Вправо
Ориентировка в пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении