Индивидуальная программа логопедического сопровождения дошкольника с ОВЗ.
Submitted by Татьяна Вячеславовна Комаровская on Fri, 21/04/2017 - 13:07
Индивидуальная программа логопедического сопровождения дошкольника с ОВЗ.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей с тяжелыми нарушениями речи неуклонно растет. Они характеризуются усугубляющимися отклонениями:
- в нервно-психической сфере;
- в познавательной деятельности;
- в поведении;
- в развитии общей и артикуляционной моторики;
- в развитии лексики, формировании грамматического строя, звуко-слоговой структуры наряду с грубым нарушением звукопроизношения, с недоразвитием фонематического слуха.
Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, педагогов и родителей.
В нашем детском саду коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического пункта, в сетке занятий не предусмотрено специального времени для поведения фронтальной деятельности учителя-логопеда. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая поводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребенком.
Для организации эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития с ребенком с ОВЗ, разрабатывается индивидуальная программа в соответствии, с которой ведется работа по коррекции общего недоразвития речи.
Подробная форма позволяет в конце каждого периода провести аналитический анализ для выявления качества и эффективности коррекционного процесса и определения направлений для дальнейшей работы.
Индивидуальная программа логопедического сопровождения ребёнка с ОВЗ
ФИО,
Дата поступления на логопункт
Андрей Д.
30.09.2014 г.
1-й год обучения
Логопедическое заключение
ОНР III уровень, моторная алалия
Содержание работы
1. Развитие общей и мелкой моторики.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
3. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Узнавание звука на фоне ряда звуков.
Узнавание звуков на фоне слова.
Определение первого гласного звука в слове.
Определение последнего гласного и согласного звука в слове.
4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и самомассаж языка.
Отработка длительного ротового выдоха.
Развитие речевого дыхания.
Артикуляционные упражнения для губ.
Артикуляционные упражнения для языка
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки группы шипящих звуков
Особенности речевого развития _Динамика положительная: расширен словарь по изученным темам. Усвоил образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, усвоил предлог НА.Cформированы артикуляционные уклады для шипящих звуков. Вызван [Ш], автоматизирован в словах, дифференциация [Ш]-[С]._____
Причины отрицательной или нулевой динамики ____________________________________________
Корректировка программы: _Усилить работу по формированию фонематических процессов._____________________________________________________________
Особенности речевого развития сформированы процессы по определению позиции звука в слове, пополнен словарный запас по изученным темам: словарь предметный, глагольный; расширилось понимание и значение простых предлогов; автоматизированы в речи шипящие звуки.__
Причины отрицательной или нулевой динамики ____-_______________________________________
Корректировка: _продолжить коррекционную работу согласно программе индивидуального сопровождения._______________________________________________________________________
Индивидуальная программа логопедического сопровождения ребёнка с ОВЗ
ФИО,
Дата поступления на логопункт
Андрей Д.
30.09.2015 г
2-й год обучения
Логопедическое заключение
ОНР III уровень, моторная алалия
Содержание работы
1. Развитие общей и мелкой моторики.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
3. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Узнавание звука на фоне ряда звуков.
Узнавание звуков на фоне слова.
Определение первого гласного звука в слове.
Определение последнего гласного и согласного звука в слове.
Развитие навыка звуко-слогового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов типа «мак».
4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и самомассаж языка.
Отработка длительного ротового выдоха. Развитие речевого дыхания.
Артикуляционные упражнения для губ.
Артикуляционные упражнения для языка.
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки группы сонорных звуков.
Постановка и автоматизация звуков: сонорных звуков.
Обобщения предметов по видовым (родовым) признакам.
Узнавание предмета по описанию.
6. Коррекция лексико-грамматического строя речи.
Понимание и употребление:
- образование множественного числа существительных;
- приставочные глаголы;
- притяжательные прилагательные;
- обобщающие слова;
- использование предложно–падежных конструкций;
- закреплялось практическое употребление в речи винительного, дательного, родительного, творительного и предложного падежей;
- активизация использования простых форм предлогов (в, на, под, за, над);
- падежные окончания существительных множественного числа;
- согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже;
- образование относительных прилагательных.
7.Уточнение и расширение словарного запаса;
Расширение предметного, глагольного словаря, словаря признаков. Опора на лексические темы:
1-й период: «Осень». «Овощи», «Труд взрослых на полях и огородах», «Фрукты», «Насекомые», «Перелетные птицы», «Грибы, ягоды», «Домашние животные и их детеныши и места и обитания», «Дикие животные и их детеныши», «Одежда, обувь, головные уборы».
Особенности речевого развития возрастной словарный запас – приближен кN. Еще испытывает трудности в овладении предложно-падежными конструкциями. Овладел навыками звукового анализа и синтеза. Звуковая сторона речи сформирована.Звуки[ Р], [Р´] на этапе автоматизации в связной речи.
Причины отрицательной или нулевой динамики _-__________________________________________
Результаты коррекции_ Остаточное ОНР –IIIуровня, выход из моторной алалии._
Аналитическая справка по результатам коррекционной работы с ребенком.
Мальчик 5 лет.
Ребенок был зачислен на логопункт МБДОУ «Детский сад № 6».
01.10. 2014 года, выписан – 18. 05. 2016 года.
Первичное обследование речи выявило, что ребенок, пользуясь развернутой фразовой речью, имеет фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки:
ограничен словарный запас, как активный, так и пассивный;
бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими;
ошибки при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением;
ребенок не мог повторить фразу из 4—5 слов;
в речи пользуется простыми нераспространенными предложениями;
наблюдаются аграмматизмы.
По результатам углубленной диагностики и медицинского обследования логопедическое заключение: моторная алалия,Общее недоразвитие речи – 3 уровня.
С данным видом речевого нарушения требуется длительная и систематическая работа, по принципу от простого к сложному. Поэтому для него была составлена индивидуальная программа логопедического сопровождения.
Цель: Формирование общих речевых умений и навыков.
Были поставлены следующие задачи:
Включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс.
Совершенствовать функции артикуляционного аппарата.
В ходе работы применялись традиционные и нетрадиционные приемы работы логопедического воздействия.
В повседневной работе с данным ребенком были использованы современные логопедические технологии и методики:
- система Н.В. Нищевой: «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»;
- технология Г.А.Тумановой: «Ознакомление дошкольников со звучащим словом»;
- И.Н. Шевченко: «Логопедические сказки для развития фонетико-фонематической стороны речи дошкольников»;
- методика Т.А. Ткаченко: «Коррекция нарушений слоговой структуры слова»;
- технология С.В. Байновой: «Развитие связной речи у детей посредством мнемотехники»;
- информационно-коммуникативные технологии. Были использованы компьютерные программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», «Азбука - БОС»;
- здоровьесберегающие технологии.
Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, в ходе коррекционного воздействия использовались различные игры – логопедические, речевые, дидактические, и др.
Материалы для ребенка подбирались с учётом уровня развития интеллекта и речи.
Работа над формированием лексико-грамматического строя проходила в ходе коррекционных подгрупповых занятий согласно календарно – тематическому плану.
Наибольшие затруднения вызывали предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Поэтому наиболее сложные для ребенка категории отрабатывались на индивидуальных занятиях. Особое внимание уделялось процессу формирования слоговой структуры слова, так как ребенок испытывал сложности при произнесении слов со стечением согласных.
Параллельно проводилась последовательная работа по формированию фонематических представлений и постановке шипящего звука [Ш].
Последовательная работа по развитию фонематического восприятия включала в себя анализ ряда гласных звуков, закрытых слогов, односложных слов.
Для формирования речедвигательных навыков и умений использовались традиционные целенаправленные комплексы артикуляционной гимнастики для постановки звуков. Успешно применялась технология самомассажа ложками и метод биоэнергопластики.
Работа по автоматизации звуков [Ш] и [Ж] и дифференциации звуков [Ш] – [С], [Ж] – [З] проводилась поэтапно.
Использование таких пособий как: «Словесные лабиринты», «Рыбалка», «Веселый художник», «Ателье мод», «Мой, моя, моё», «Кто, где живёт?», «Посели слово в свой домик», «Составь предложение» и др., способствовали более быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи.
В результате диагностики, проводимой с16 – 20 января 2015 года у ребенка была отмечена положительная динамика по ряду показателей, которая была внесена в График динамики речевого развития ребенка. Дальнейшая работа проводилась с учетом успехов, достигнутых ребенком за предыдущий период.
В результате проведенной коррекционной работы к концу учебного года наметились положительные результаты:
дифференцирует все изученные звуки;
дифференцирует гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
выделяет первый звук в слове;
находит картинку с заданным звуком;
усвоил новые слова, относящиеся к разным частям речи;
согласовывает прилагательные с существительными в роде числе и падеже;
расширилось понимание значения простых предлогов и активизировалось их использование в речи.
В 2015– 2016 учебном году продолжилась работа по коррекции Общего недоразвития речи 3 уровня.
Диагностика показала, что у ребенка еще ограниченный опыт речевой деятельности и низкий уровень автоматизированности речевых навыков.
Словарный запас все еще беден, не только по количественным, но и по качественным показателям.
Ребенок овладел основными значениями слов, выраженными их корневой частью, но не всегда различает изменения значений, выражаемых приставками, суффиксами, флексиями. Недостаточно усвоил некоторые обобщающие слова. Задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов ему недоступны.
Всё еще допускает специфические ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, а также числительных с существительными; в употреблении предлогов (пропуск, замена); в ударениях и падежных окончаниях.
Произносительные возможности ребенка улучшились. Нарушения произнесения сонорных звуков [Р], [Р'], [Л] в виде искажений и замен требуют продолжения коррекции.
Ребенок испытывает трудности в овладении звуковым анализом прямого слога и односложных слов (опускает гласный звук).
При воспроизведении слов сложной слоговой структуры допускает сокращение количества слогов, сокращения при стечении согласных.
Уровень развития связной речи еще низок, рассказы носят фрагментарный характер.
На втором году обучения с ребенком проводились занятия трех видов:
по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;
по формированию произношения;
по подготовке к обучению грамоте.
Коррекционная работа с ребенком в новом учебном году была построена так, что для логопедических занятий отбирался тот словарный материал, который вызывал наибольшие трудности при обследовании понимания и употребления:
- образование множественного числа существительных,
-приставочные глаголы,
-притяжательные прилагательные,
- обобщающие слова,
-использование предложно–падежных конструкций.
Постепенно закреплялось практическое употребление в речи винительного, дательного, родительного, творительного и предложного падежей, и развивалась способность правильно называть грамматические формы.
Формирование звуковой стороны речи включало комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического слуха.
В новом учебном году с ребенком проводились занятия по обучению грамоте на материале правильно произносимых звуков, отработанных в произношении.
В результате проведенной коррекционной работы к концу второго года обучения у ребенка обозначилась стабильная положительная динамика.
Уровень понимания обращенной к нему речи приблизился к норме. Он умеет вслушиваться в речь логопеда, различать задания, обращения к одному и нескольким лицам, понимает вопросы косвенных падежей и адекватно реагирует на них. Однако метафоры и сравнения, переносное значение слов для его понимания недоступны.
Словарный запас ребенка на втором году обучения значительно возрос, но, все же, отстает от возрастной нормы. Он пользуется всеми частями речи, но не всегда употребляет их точно.
Остались трудности в овладении предложными конструкциями.
Звуковая сторона речи у ребенка ко второму году обучения в значительной степени сформирована, однако еще встречаются недостатки в звуковом воспроизведении слов - недифференцированное произнесение звуков [Р], [Р'].
Ребенок достаточно свободно пользуется словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов.
Ребенок уверенно справляется с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышит и определяет место изучаемого звука в слове, овладел навыком звуко-слогового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов типа «мак».
В связной речи присутствуют элементы ситуативности.
Однако ребенок без помощи логопеда может составить несложный рассказ по картинке, рассказать об интересном событии, пересказать простой текст.
По результатам итоговой диагностики, проведенной с 15 по 30 мая 2016 года, ребенок был выписан из логопункта со значительными улучшениями.