Румянцева Ольга Александровна
учитель начальных классов
МБОУ "Гимназия" г. Арзамас Нижегородская обл.
Формирование ИКТ- компетентности на уроках технологии (модуль ИКТ) в начальной школе
Главная цель курса информатики и ИКТ в начальной школе – развивать логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавая предпосылку успешного освоения фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой. Обучающиеся учатся представлять информацию в виде схем, таблиц, алгоритмов. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Учащиеся изучают такие темы, как «Информация и информационные процессы», «Виды информации», «Организация и поиск информации».
Уроки информатики предусмотрены в ФГОС начального общего образования и в федеральном базисном учебном плане в составе предмета «Технология» в 3-4 классах.
Вашему вниманию предлагается урок информатики в 4 классе из учебного модуля «Создание текстов».
Тема: Операции с буфером обмена в текстовом и графическом редакторах.
Цели:
- научить копировать, вставлять и удалять фрагменты текста и изображения;
- развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
- воспитывать самостоятельность; развитие мелкой моторики руки.
Учебное пособие Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2013.
Ход урока
I Орг. момент
Перечислите правила техники безопасности при работе в компьютерном классе
II Вводная беседа.
-Что такое файл? (Основной элемент хранения данных в компьютере)
-Какие виды файлов вы знаете? (графический, текстовый, звуковой, видео файл, исполняемый)
- Подумайте и назовите случаи, когда в текстах встречаются одинаковые группы слов.
-Удобно ли набирать одни и те же слова много раз? Как этого можно избежать?
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
-Тема урока: Операции копирование, вырезание и вставка в текстовом и графическом редакторах. Запишем тему урока в тетрадь.
III Работа над новым материалом.
-Есть действия, которые мы можем выполнять сразу над частью текста – группой символов, расположенных подряд. Для этого нужно уметь выделять эти символы.
Какие 2 способа выделения части текста вы знаете? (учебник с.24)
Как изменится выделенный текст?
Как удалить выделенный текст?
Какие ещё действия можно выполнить? (чтение текста в учебнике на с.24)
Какое новое слово встретилось в учебнике? (буфер)
Что такое буфер? (Выписываем определение из учебника)
Назовите общее правило работы с буфером.
Итак, выделенный текст можно вырезать, скопировать и вставить туда, где находится курсор текста. Эти действия можно выполнить несколькими способами.
Назовите 2 основных способа (с помощью клавиатуры и панели инструментов).
Чтение текста учебника с.25
IV Практическая работа
Открыть текстовый файл на рабочем столе «Золотая хохлома».
Задания:
- Читаем текст.
- Выделить первое предложение. Удалить его. Какими клавишами воспользовались?
- Выделить последнее предложение, скопировать в буфер (способы копирования на с.25)
- Установить курсор в начало текста. Вставьте текст из буфера 3 раза. (за правильное выполнение ученики получают карточку с «улыбкой» )
- Делаем вывод: когда удобно пользоваться операциями копирование и вставка?
- Выделить второе предложение. Используйте операцию вырезание (способы на стр.25)
- Установить курсор в конец последнего предложения. Вставьте текст из буфера 2 раза. Какое предложение вы вставили? (за правильное выполнение ученики получают карточку с «улыбкой» )
- Делаем вывод: чем отличаются операции копирования и вырезания? (запомнить – удалить и запомнить), удаления и вырезания? (удалить – удалить и запомнить).
Закройте текстовый файл, не сохраняя изменений.
Возврат учащихся на рабочее место.
V. Физкультминутка.
VI. Беседа с просмотром презентации.
Итак, мы выполняли операции вырезание, копирование, вставка в текстовом редакторе, а теперь будем работать в графическом редакторе.
Что такое графический редактор? (компьютерная программа, которую применяют для создания изображений)
Какие виды графических редакторов вы знаете?
1 слайд Что такое проектирование? (процесс создания проекта)
Что такое проект? (разработанный план сооружения, устройства чего-либо)
Что такое орнамент?
Любой ли узор можно назвать орнаментом?
2 слайд Читаем на слайде определение слова орнамент, данное в словаре.
Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Это повторение, чередование одних и тех же изображений.
Какие виды орнаментов вы знаете? (Растительный, животный, т.е. зооморфный, геометрический, смешанный) Из каких элементов может состоять орнамент? (слайды № 3,4,5,6)
О каком народном промысле пойдёт речь? (о Хохломе)
Золотая Хохлома – яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. (слайд №7)
И в современной жизни есть место этому художественному промыслу (слайд №8)
VII. Практическая работа (слайд №9)
Какое задание нужно выполнить? (составить орнамент из элементов хохломской росписи)
Коллективное составление плана выполнения работы
План выполнения работы над орнаментом
- Выделить третий элемент
- Скопировать его в буфер
- Вставить третий элемент 2 раза
- Выделить второй элемент
- Повернуть на 270 градусов
- Скопировать в буфер
- Вставить второй элемент 2 раза
Учитель раздаёт образцы выполнения орнамента и напечатанный план выполнения работы.
Практическая работа за компьютером.
Загрузить графический файл «Хохлома-листочки» на рабочем столе. Выполняем работу по плану. (за правильное выполнение ученики получают карточку с «улыбкой» )
Сохранить работу в свою папку на рабочем столе, дать название «Хохлома 1»
VIII. Творческое задание.
Составить свой орнамент из данных элементов. Сохранить в своей папке, дать название «Хохлома 2» (за правильное выполнение ученики получают карточку с «улыбкой» )
XI. Подведение итогов.
|