Запорожская Ю.А.
Дидактические игры на уроке английского языка как средство повышения эффективности обучения
(лекционно-практическое занятие)
«…в игре человек испытывает такое
же наслаждение от свободного обна-
ружения своих способностей, какое
художник испытывает во время
творчества». Ф. Шиллер
Учителя постоянно ищут способы повышения качества и эффективности обучения. Главная задача для учителя иностранного языка - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению предмета. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Работа по закреплению изученного материала тоже должна проходить дифференцировано. Для этого я использую многочисленные индивидуальные карточки и перфокарты разного уровня сложности. Это позволяет создать учащимся с невысокой успеваемостью ситуацию успеха через выполнение посильных заданий (перевести слово с английского на русский, вставить пропущенную букву). Для сильных учеников даются задания повышенного уровня сложности (перевод словосочетаний и предложений на английский язык). Использование индивидуальных карточек позволяет опросить на уроке максимальное количество учеников, проявив внимание к каждому. Особенно важно это в классах с большой наполняемостью. Часто этот вид работы позволяет закрепить с отдельными учениками западающие темы, проконтролировать усвоение материала.
Психологами и педагогами установлено, что у детей в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Происходит это благодаря тому, что ребенок воссоздает широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности.
В игре развивается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создает основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, происходит развитие воображения, без которого невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность.
Игра оказывает большое влияние на развитие у детей способности общаться с другими людьми. Кроме того, ребенок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия. В совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими.
Тем не менее, игра служит средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна.
Игры на уроках иностранного языка выполняют следующее функции: развлекательные, коммуникативные, диагностические, социальные, воспитательные, психологические, обучающие, развивающие.
Игровая деятельность учащихся на уроке используется в качестве введения, объяснения, упражнения, закрепления, контроля учебного материала, а также как самостоятельный метод для освоения учебного материала. Игры применяются и на внеклассных мероприятиях.
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока.
Использование игры на уроке способствует выполнению важных методических задач:
- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи.
Дидактические игры как правило, ограничены во времени, в большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам (исключением могут служить некоторые развивающие дидактические игры, например для сенсорного развития дошкольников), их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
1) Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например, составляют узор по образцу и др.
2) Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся, например игра “Контролеры”.
3) Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность, например игра “Числа-перебежчики”.
4) Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так, в игре “Угадай-ка” дети сами формируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Дидактическая игра - эффективная форма проведения уроков в начальной школе, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Согласно вышеизложенным положениям мною используется система дидактических игр по отработке лексики. За основу я взяла УМК Быковой Н., Дули Дж .Spotlight для 3 класса. Лексическая тема – «Animals» (животные).
Начальный этап урока по теме «Animals»:
Цель: актуализация знаний по теме. Возможно проведение в форме мозгового штурма.
Игра-кроссворд по теме «Animals». Описание: игра в виде поля из сетки 13 на 10 клеток, в каждой из которых написана буква алфавита. Среди букв зашифрованы слова по данной теме, которые учащиеся изучали во 2 классе. Эта игра используется на этапе актуализации знаний. В качестве наглядности на доске размещаются картинки с изображением животных. Задача обучающихся – самостоятельно отыскать среди букв данные слова, опираясь на список внизу страницы либо на картинки.
(Приложение 1). Цель: актуализация знаний учащихся по теме «Animals», запоминание графического образа слова. Обучающиеся играют индивидуально или в парах (в данном случае в игру привносится азарт).
Игра-упражнение «Вставьте букву». Описание: учитель пишет на доске слова из активного словаря, пропускает одну или несколько букв. Задача обучающихся – вставить пропущенные буквы, произнести и перевести слово. Обучающиеся выполняют задание «по цепочке» (Приложение 2).
Цель: повторение графического образа слова, развитие орфографической зоркости.
Также можно применять игру «виселица», в которой даны первая и последняя буквы слова, а пропущенные буквы обозначены чёрточками. Обучающиеся должны отгадать, что за слово спрятано за пропусками
( приложение 3).
Основной этап урока по теме «Animals». Цель: выработка навыка использования новой лексики под контролем учителя.
- Игра « Соревнование ». Описание: обучающиеся играют в парах: на первом этапе пишут максимальное количество слов по теме, на втором этапе сравнивают количество записанных слов с другими парами.
Цель: закрепление лексического материала.
2) Игра - кроссворд. Описание: учащиеся делятся на две группы – A и B. Преподаватель предлагает группам бланки с кроссвордом по теме, который заполнен только на половину. Слова у групп A и B не совпадают, а являются продолжением кроссворда.
Задача учащихся – заполнить кроссворд новыми словами до конца, при этом объяснив другой команде значения недостающих слов (Приложение 4).
Цель: использование новой лексики в речи под контролем учителя.
3) Игра « Крестики-нолики ». Описание: учитель рисует сетку как для игры в крестики-нолики и заполняет их лексическим материалом, который хочет обсудить. Задача обучающихся – выбрать клетку и объяснить понятие (слово). Если игроки все сделали верно, они получают право поставить крестик/нолик и продолжают игру. Обучающиеся играют в командах или в парах (Приложение 5). Цель: использование новой лексики в речи под контролем преподавателя. (антонимы по теме «Описание внешности»)
Завершающий этап урока. Цель: повторение и закрепление пройденного лексического материала.
- Игра-упражнение «Составляем слово». Описание: учитель говорит
обучающимся слово на русском языке, они его переводят на английский и подчёркивают ту букву, на которую учитель указывает, а потом из подчёркнутых букв получается новое слово, которое обычно хорошо запоминается, либо название раздела. (приложение 6) Цель: проверка усвоения пройденной лексики и ознакомление с новым словом.
Рефлексия: лучше всего использовать данный вид работы при переходе от одной темы к другой, ведь такая проверка знаний намного интереснее и эффективней, чем обыкновенный диктант или контрольная работа.
2) Игра-упражнение «Угадай слово». Описание: обучающиеся делятся на команды. Учитель зачитывает характеристику слова, задача обучающихся – угадать о каком слове идет речь и правильно его произнести (Приложение 7). Цель: повторение лексических единиц, ознакомление с их синонимами. Рефлексия: данное упражнение крайне необходимо при изучении новой лексики, потому что дает возможность разобраться в значениях слов, их синонимах.
Игровые методы были подобраны в соответствии с этапами изучения лексики иностранного языка, на каждом из которых можно применять определенные игровые методики.
Одним из эффективных средств развития орфографической зоркости учащихся является применение перфокарт .
Это дает возможность за несколько минут проверить усвоение изученного материала каждым ребенком. Так во 2 классе, при изучении слов по лексическим темам или при выполнении словарной работы, я предлагаю несколько вариантов работы с перфокартами.
Вариант 1. На каждой карточке наклеена картинка и написаны слова по лексическим темам. Надо вставить пропущенные буквы.
Вариант 2. Вместо точек вставить буквосочетания ch, sh, th, ph.
Вариант 3. Самостоятельно рассмотри карточки, наклеенные на перфокарты, запиши слова по теме картинок: school, animals, home, family.
При проведении проверочных работ по данным темам я подготавливаю для каждого ребенка листочки с напечатанными словами, которые подкладываются под перфокарту.
Конечно, чтобы облегчить свою работу на уроке, нужно затратить время на придумывание задание, подборку материала и изготовление перфокарт. Но этот труд окупается в полной мере, так как сокращается время на проверочные работы в классе. Это позволяет работать с некоторым опережением. Наличие нескольких вариантов заданий по трудноусваиваемым темам позволяет работать индивидуально с каждым учеником, следить за уровнем понимания и подтягивать тех, кто с трудом усваивает материал.
По принципу работы с перфокартой в начальной школе учителями начальных классов и мной, как учителем-предметником применяется игра «Тир».
Для использования игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:
Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил.
Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил.
Принцип игры «Тир»: У учителя есть 9 вариантов карточек, по которым он создает задание. На экран выводится слайд с заданием. Ученики четко выполняют правила игры: маркером отмечают свой вариант выбора. Учитель подходит к каждому ученику с матрицей для проверки. Либо на экран выводится слайд с правильными ответами и учащиеся производят самопроверку.
Уроки иностранного языка – бескрайнее поле для творчества. Говоря о детях младшего школьного возраста, при выборе технологии их обучения нужно учитывать психологические и возрастные особенности младших школьников (повышенную эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения. Учить языку - это искусство, малышей – искусство искусств.
Для эффективного обучения важно:
- изучать личность каждого ученика и коллектив в целом (путем наблюдения на уроке и вне его, обмена мнениями с коллегами, бесед с родителями);
- использовать при организации общения по возможности такие ситуации и предлагать такие задачи, которые затрагивают интересы ученика, связанные с его личным опытом, побуждающие школьника использовать осваиваемый материал для выражения своих мыслей в соответствии с той или иной ситуацией общения;
- поддерживать интерес к учащимся с низким речевым статусом и низким статусом популярности при организации парной и групповой форм работы;
- систематически обращать внимание коллектива учащихся на успехи отдельных детей в деятельности.
От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.
Для осуществления задач, стоящих перед учителями иностранных языков, необходимо постоянно работать над самообразованием.
- штурм . Let’s remember all the animals and birds you
know. Let’s find them.
( 18 слов – horse, kangaroo, snake, chimp, frog, bear, duck, sheep, bird, dolphin, tortoise, fish, elephant, mouse, rabbit, chick, cat, dog)
Приложение 2
Ele--ant, dol--in, , r-bbit, b-ar, hor-e, m-use, fis-, fo-, sn-ke.
Приложение 3
На доске карточки с буквами алфавита, ученики по очереди вставляют буквы.
Приложение 4
small nose
|
fat body
|
big eyes
|
short tail
|
big ears
|
small head
|
thin legs
|
long tail
|
big mouth
|
Проверка по картинкам
Приложение 6
RABBIT DOLPHIN SPIDER MOUSE PARROT ELEPHANT TORTOISE
Приложение 7
1) It lives in water, it is wet and cold. It’s very clever.
2) It is very big with large ears and long nose.
3) It is small, grey and cats like it.
4) It has got eight legs and it can crawl.
5) It is brown, big, it likes honey and lives in the forest.
6) It is very fast and it likes carrot, it is white in winter and grey in summer.
7) It lives in water, it can’t run like a horse.
8) It can fly and sing, but it can’t talk.
Приложение 8. Поле ответов (дается каждому учащемуся игровое поле, заламинированное)
Образец использования игры «Тир» . Задание: Give antonyms to….
Задание для учащихся: найти слово, обозначающее действие, которое не умеет делать животное. Далее составить предложение. Например, A spider can’t swim.
Учитель составляет задание в соответствии с тем вариантом, который запланировал заранее. На уроке используется один из вариантов. Клеточки , окрашенные в серый цвет, нужно вырезать и карточку заламинировать. Удобно для систематического использования.
Список литературы:
1) Бабкина Н.В. Использование игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа, 1988.-№4.
3) Бесова М.А. познавательные игры для младших школьников от А до Я – Ярославль: Академия развития, 2004.
4) Блехеp Ф. Н., Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе, М., 1964
5) Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр : Учеб.-метод. Пособие, М., 1997.
6) Выготский Л.С. игра и ее роль в психическом развитии ребенка – 1966.
7) Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу игрой.- М: Просвещение, 1991.
8) Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностраннм языкам. Методическое пособие, М., 2004
9) Гез Н.И., Ляховиций М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранного языка в средней школе. М., 1982.
10) Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе. (журнал «Иностранные языки в школе № 3), 2003.
11) Зак А.З. Познавать играя: развитие познавательных способностей у детей 5-12 лет. М., 1992
12) Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.
13) Коптелова И.Е. «Игры со словами» (журнал «Иностранные языки в школе», №1), 2003.
14) Косова В.Н. Дидактические игры для младших школьников (журнал «справочник классного руководителя», статья), 2010.
15) Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком// Иностранные языки в школе, 1985.
16) Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра// Иностранные языки в школе, 1987.
17) Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Обучение английскому языку на начальном этапе в средней школе. М., 1989.
18) Стайнберг Д. 110 игр на уроке английского языка / Пер. с англ. - М.: ООО «АСТ»; ООО «Астрель», 2003.
19) Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (Из опыта работы). Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.
Интернет-ресурсы:
1) www.razumniki.ru
2) www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/05.php
3) www.openlesson.ru
4) http://festival.1september.ru
Практическая часть для участников открытого РМО
Задание по группам:
Группа №1.
- Используя матрицу №3 игры «Тир» составить задание по теме « My family»
- Обосновать использование данного задания на уроке
Группа №2.
- Используя матрицу №4 игры «Тир» составить задание по теме « School items»
- Обосновать использование данного задания на уроке
Группа №3.
- Используя матрицу №5 игры «Тир» составить задание по теме « Food»
- Обосновать использование данного задания на уроке
|