Конспект занятия в старшей группе детского сада "Предметная монотипия "Бабочка"
Submitted by Людмила Владимировна Евстифеева on Tue, 11/04/2017 - 16:48
Задачи:
Образовательная:
Закрепить знания детей о бабочках, как о представителях класса насекомых, продолжать формировать у детей знания о трёх фазах развития бабочек, воспитывать бережное отношение к миру насекомых.
Изобразительная:
Познакомить детей с изобразительной техникой «монотипия», активизировать проявление эстетического отношения к миру природы, развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире. Развивать воображение.
Техническая: освоить технику выполнения работы способом «монотипия»,
Композиционная: совершенствовать композиционные умения в расположении предмета в центре листа.
Цветовая: научить использовать цвет, как художественное выразительное средство.
Развивающая:
Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы, развивать способность самостоятельно рисовать бабочку, используя нетрадиционные формы. Развивать творческое воображение, память, речь, мелкие мышцы кистей рук.
.Воспитательная:
воспитывать аккуратность, эстетический вкус, воспитывать умение доводить действия до конца.
Методы и приемы обучения:
1. Словесные: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение.
Лексико-грамматические упражнения на тему «Бабочки», «Насекомые». Беседа «Как появляется бабочка».
Настольно-печатные игры: лото «Насекомые», «Вред и польза», «Кто, где живёт», «Собери из частей».
Обсуждение рассказов В. С. Гребенникова «Тайны мира насекомых"
Ход занятия.
Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята, нас пригласили в гости. Мы с вами отправимся к маленьким жителям лесной полянки. Закройте глаза и скажите: «Раз, два, три на поляну прилети!»
Дети подходят к зелёному ковру, на котором одни цветы.
Введение в тему.
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке никого нет, но я нашла письмо, давайте его прочитаем:
«Дорогие ребята, отгадайте кто здесь живёт?»
Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, и выставляют насекомых на полянку.
- У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела и большие, большие глаза. Называют ее … (стрекоза).
Воспитатель: Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
- Сок цветов душистых пьет, дарит нам и воск и мед. Людям всем она мила, а зовут ее…(пчела).
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
- Он работник настоящий, очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом (муравей).
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
- Она ярка, красива, изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок (бабочка)
Воспитатель: Какие слова подсказали вам, что это бабочка?
- Всех жучков она милей, спинка алая на ней, а на ней кружочки, черненькие точки (божья коровка).
Воспитатель: А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
- Как можно назвать одним словом тех, кто появился на полянке?
- Какой основной признак всех насекомых? (у всех насекомых по 6 лапок)
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (потому что они охотятся за другими насекомыми)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравьи? (пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск, муравьи разносят по лесу семена многих растений, бабочки опыляют цветы)
- Назовите вредных насекомых (муха, гусеница, комар - муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь).
Воспитатель: - Ребята, а на самом деле нет плохих насекомых. Если уничтожить всех насекомых, будет очень плохо, потому что они необходимы растениям, чтобы опылять их, переносить пыльцу с одного цветка на другой. Если насекомые этого не сделают, то не будет семян, а значит и растений. А если уничтожить комаров, то погубим всю рыбу и птиц, которые питаются комарами. Божьи коровки и стрекозы спасают зеленые листья на деревьях от тли, которая их портит. Но и тля, оказывается, по-своему полезна. Она выделяет сладкую жидкость, которой питаются другие насекомые. Давайте же учиться доброте, никогда, никого не обижать и помогать всем, кто попал в беду. И запомните, что все животные очень нужны и важны в природе.
- Молодцы, все загадки отгадали.
Насекомые вас вех благодарят. Им очень нравиться на нашей лесной полянке жить.
- Посмотрите, какая полянка красивая стала.
Пусть ползают по земле муравья и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики. Пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается прекрасным.
Гусеница ( Выползла из травы)
- Все про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли? Мне одной очень скучно трава такая высокая, что я не вижу, что же происходит вокруг
Воспитатель:
- Нет, гусеница, не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку.
Вопросы к детям:
- Что сначала откладывает бабочка?
- Кто появляется из яйца?
- Что делает гусеница?
- В кого она превращается?
- Кто выходит из куколки?
- Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку по картинкам (рассказы детей по цепочке):
Бабочка отложила яички на цветке
Потом появилась гусеница
Гусеница питалась листьями и росла
Потом гусеница превратилась в куколку
Вот из куколки появилась бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Физкультминутка:
Спал цветок Дети сидят на корточках, голова опущена
И вдруг проснулся, Дети поднимают голову
Больше спать не захотел. Повороты головы влево и право
Встрепенулся, потянулся, Дети поднимаются, потягиваются
Взвился вверх и полетел. Взмахи руками и кружимся вокруг себя
Воспитатель:
- Ребята, а давайте порадуем нашу гусеницу. Нарисуем ей подружек-бабочек. И когда она превратиться в бабочку, ей будет с кем дружить
Практическая работа.
Постановка цели:
Мы с вами сейчас превратимся в художников и поможем нашим бабочкам стать красивыми.
Воспитатель предлагает изобразить бабочку необычным способом – предметной монотипией.
Рассматривание .
Воспитатель: Бабочка, ребята, это насекомое. У нее, как и у других насекомых, шесть ног и крылья. А сколько у бабочки крыльев?
Дети. Четыре.
Воспитатель: правильно. Два с одной стороны и два с другой. А какие они по форме: разные или одинаковые?
Дети. Одинаковые.
Воспитатель: а как расписаны крылья?
Дети: рисунок с одной и с другой стороны одинаковый.
Воспитатель: Молодцы. Вы очень внимательны. Противоположные крылья у бабочки называются симметричными, то есть имеющие одинаковую форму и рисунок. А чем питаются бабочки?
Дети. Нектаром цветов.
Педагог. Верно. Для этого у нее есть длинный хоботок.
Воспитатель: предлагает изобразить бабочку необычным способом – предметной монотипией.
Педагогический показ.
Лист бумаги складываем пополам, чтобы получилась линия сгиба.
На правой половине листа нарисовать половину бабочки.
Левую сторону прижмем к правой и тщательно разгладим.
Откроем лист… Что получилось?
Индивидуальная работа с детьми:
Дополнительное рассматривание образцов;
Напоминание;
Уточнение;
Похвала.
Воспитатель предлагает детям показать в воздухе обрисовывающем жестом контур крыльев (верхнее большое, нижнее поменьше).
Воспитатель напоминает, что нужно рисовать жидкими красками. Нарисовать силуэт и закрасить фон, быстро накрыть и сделать отпечаток. Пока просыхает силуэт, показать детям разновидность оформления крыльев бабочек.
Вся бабочка оказалась раскрашенной! Да вы же волшебники! Какие красивые и радостные бабочки! Давайте положим их на стол – пусть высохнут. А мы поиграем.
Подвижная игра «Бабочки».
С помощью считалки выбирается водящий. Он сидит на стульчике вместе с сачком (шапочка).
Дети-бабочки выбегают в центр свободного пространства группы – «на полянку», летают.
Дотронуться хотела я руками
До самого красивого цветка.
А он, взмахнув своими лепестками,
Вспорхнул и улетел под облака!
Ведущий выходит ловить бабочек, они от него улетают.
Молодцы! Как вы хорошо играли! Берите своих бабочек, пусть они украшают нашу группу.
Играет тихая музыка, воспитатель развешивает рисунки.
Заключительная часть.
В конце занятия все работы детей вывешиваются на доску.
Педагог обращает внимание на необычность рисунков. Просит повторить название способа изображения бабочек. Отмечает детей, которые внесли дополнения в свои работы.