Тема: «Маленькие грамотеи»
Логопедические игры
в развитии фонематического слуха
у детей 6 - 7 лет
Выполнил: учитель – логопед
Саженкова О.В.
2016 год.
Актуальность проекта
Отсутствие полноценного восприятия фонем ведёт к следующим нарушениям:
- Страдает фонетическая сторона речи;
- слоговая структура слова;
- словарный запас и грамматический строй речи;
- невозможно становление звукового анализа и синтеза, что в дальнейшем ведет к дислексии и дисграфии.
Тип проекта:
По составу участников:
-индивидуально-подгрупповой (для детей),
-групповой (для педагогов и родителей).
По сроку реализации:
-долгосрочный (1 год)
По целевой установке
-практико – ориентированный
Участники проекта :
-
дети подготовительной группы , посещающие группу комбинирующей направленности.
-
Воспитатели группы
- < ><!-- -->
недоразвитие фонематической стороны речи у детей 6-7 лет
Цель проекта:
Формирование фонематического слуха у детей 6 - 7 лет посредством дидактических игр.
Задачи:
Для детей:
- развивать слуховое восприятие;
- формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов;
- учить дифференцировать звуки речи по звонкости – глухости, твердости – мягкости;
- развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза;
- обучать слогоделению;
- познакомить с буквами.
Для педагогов:
- Обучение специальным методам и приёмам в проведении игр и упражнений по развитию слухового восприятия, фонематического слуха, развития ритмического чувства, речевого дыхания.
Для родителей:
Привлекать родителей к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
Познакомить родителей с использованием речевых игр по развитию фонематического слуха в домашних условиях.
Новизна проекта:
Включение игр и упражнений на развитие ритмического чувства
Детям с фонематическими нарушениями довольно сложно выполнять задания на оценку и восприятия ритмов, за счёт нарушенного слухового восприятия. Даже при воспроизведении ритмов, состоящих из одной паузы, они допускают ошибки. Им сложно сосчитать количество хлопков, ударов, а затем их воспроизвести.
Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
- Воспринимать сложные ритмы по словесной инструкции педагога.
- Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.
- Делить слова на слоги.
- Дифференцировать звуки по звонкости –глухости, твёрдости-мягкости.
- Определять позицию звука в слове.
- Знать буквы русского алфавита.
Для педагогов:
Обогатить знаниями и умениями для проведения работы по развитию звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Для родителей:
Обогатить и пополнить знаниями практического материала, необходимого для развития фонематического слуха у детей.
Продукт проекта:
Для логопеда:
Перспективное планирование дидактических игр и упражнений по развитию фонематических процессов у детей 6-7 лет
Дидактические игры на развитие ритмического чувства, фонематического слуха.
Для детей:
Коллективный альбом «Моя любимая буква», индивидуальная тетрадь «Грамотная тетрадь».
Для педагогов:
Картотека дидактических игр по развитию фонематического слуха, мастер-класс, консультации.
Для родителей:
Показ на родительском собрании приёмов проведения дидактических игр, фото коллаж «Мы играем», папки-передвижки, мастер-класс, буклеты игр.
Формы работы с детьми:
1. Дидактические игры и упражнения
2.Работа в «Грамотных тетрадях»
3.Составление коллективного альбома «Моя любимая буква».
Игры с детьми на развитие:
- Слогового анализа и синтеза;
- слухового восприятия
- Оценки и восприятия ритмов
- фонематического анализа
- звукового синтеза
- Определения позиции звука
- Выделения звука в слове
- Знакомство с буквами
- Дифференциации звука в слове
Форма работы родителями и педагогами
- Анкетирование
- Папки – передвижки
- Семинары – практикумы
- Консультации
- Мастер – классы
- Родительские собрания
- Логопедический практикум.
Этапы реализации проекта:
- Диагностический (логопедическое обследование)
- Основной (реализация проекта)
3. Заключительный
- < >тап диагностический<!-- cellspacing="0" cellpadding="0"-->
Сроки проведения
Вид деятельности
Ответственный
Сентябрь-
октябрь
Оформление картотеки дидактических игр на формирование и развитие фонематического слуха детей
Учитель - логопед
октябрь
Консультация «Особенности развития фонематического слуха у детей»
Учитель - логопед
ноябрь
Консультация с показом презентации «Игры на развитие чувства ритма у детей подготовительной группы»
Учитель - логопед
декабрь
Логопедический практикум «Звуковой анализ слова»
Учитель - логопед
февраль
Семинар-практикум «Уроки фонетики»
Учитель - логопед
март
Мастер-класс «Развитие навыка звукобуквенного анализа у детей дошкольного возраста»
Учитель - логопед
апрель
Отчёт учителя-логопеда на педсовете по коррекционной работе с детьми
Учитель - логопед
май
Итоговое занятие
Учитель - логопед
Работа с родителями:
Сроки проведения
|
Вид деятельности
|
Ответственный
|
Сентябрь
|
Анкетирование
|
|
Октябрь
|
Дни открытых дверей, выступление на родительском собрании «Речевая готовность ребёнка к школе», памятка для родителей «Календарь речевого развития дошкольника»
|
|
Ноябрь
|
Консультация в папку-передвижку «Фонематический слух – основа правильной речи»
|
|
Декабрь
|
Школа речевого развития «Уроки фонетики», памятка для родителей Занимаясь с ребёнком, помните…»
|
|
Январь
|
Выступление на родительском собрании «Влияние фонематического слуха на школьное обучение
|
|
Февраль
|
Консультация в папку-передвижку «Развиваем фонематический слух у дошкольников»
|
|
Март
|
Консультация в папку-передвижку «Знакомство детей с буквами
|
|
Апрель
|
Логопедический практикум «Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?»
|
|
Май
|
Выступление на итоговом родительском собрании с отчётом о проведённой коррекционной работе: «Наши успехи», фото коллаж «Мы играем», памятка для родителей «Проверьте на досуге…»
|
|
3 Этап заключительный
Апрель – май: итоговое занятие.
Для педагогов : анкетирование
Для родителей: Итоговое родительское собрание с видео показом «Наши успехи», фото коллаж «Мы играем», анкетирование.
Литература:
- Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика –СПБ: Детство-Пресс, 2000
- Бондаренко В. И. Дидактические игры в детском саду, М: Просвещение, 1991
- Бугрименко Е. И., Цукерман Г. А. Уимся читать и писать, М: Знание, 1994
- Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников-М: Школа-Пресс, 1999
- Выгодская И.Г. Берковская Н. В., Звукоград, Буквоград, Златоустия М: Линка-Пресс, 1999
- Медникова Л. С., К проблеме развития ритмической способности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью//Дефектология-2001г.№6
- Спецкурс: «Обучение дошкольников грамоте»/ Журова Л.Е., Варенцова Н. С. и др. Под редакцией Дуровой Н. В. –М: А.П.О., 1994
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателей детского сада: Из опыта работы. Под редакцией Гербовой В. В-2-е издание испр.- М: Просвещение, 1998
- Яшина В. И. Изучение уровня речевой готовности детей к обучению в школе/ Спецкурс: Диагностика готовности детей к обучению в школе. М.: Ассоциация «Профессиональное образование» 1994
Тема: «Маленькие грамотеи»
Логопедические игры
в развитии фонематического слуха
у детей 6 - 7 лет
Выполнил: учитель – логопед
Саженкова О.В.
2016 год.
Актуальность проекта
Отсутствие полноценного восприятия фонем ведёт к следующим нарушениям:
- Страдает фонетическая сторона речи;
- слоговая структура слова;
- словарный запас и грамматический строй речи;
- невозможно становление звукового анализа и синтеза, что в дальнейшем ведет к дислексии и дисграфии.
Тип проекта:
По составу участников:
-индивидуально-подгрупповой (для детей),
-групповой (для педагогов и родителей).
По сроку реализации:
-долгосрочный (1 год)
По целевой установке
-практико – ориентированный
Участники проекта :
-
дети подготовительной группы , посещающие группу комбинирующей направленности.
-
Воспитатели группы
- < ><!-- -->
недоразвитие фонематической стороны речи у детей 6-7 лет
Цель проекта:
Формирование фонематического слуха у детей 6 - 7 лет посредством дидактических игр.
Задачи:
Для детей:
- развивать слуховое восприятие;
- формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов;
- учить дифференцировать звуки речи по звонкости – глухости, твердости – мягкости;
- развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза;
- обучать слогоделению;
- познакомить с буквами.
Для педагогов:
- Обучение специальным методам и приёмам в проведении игр и упражнений по развитию слухового восприятия, фонематического слуха, развития ритмического чувства, речевого дыхания.
Для родителей:
Привлекать родителей к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
Познакомить родителей с использованием речевых игр по развитию фонематического слуха в домашних условиях.
Новизна проекта:
Включение игр и упражнений на развитие ритмического чувства
Детям с фонематическими нарушениями довольно сложно выполнять задания на оценку и восприятия ритмов, за счёт нарушенного слухового восприятия. Даже при воспроизведении ритмов, состоящих из одной паузы, они допускают ошибки. Им сложно сосчитать количество хлопков, ударов, а затем их воспроизвести.
Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
- Воспринимать сложные ритмы по словесной инструкции педагога.
- Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.
- Делить слова на слоги.
- Дифференцировать звуки по звонкости –глухости, твёрдости-мягкости.
- Определять позицию звука в слове.
- Знать буквы русского алфавита.
-
- Мастер – классы
- Родительские собрания
- Логопедический практикум.
Этапы реализации проекта:
- Диагностический (логопедическое обследование)
- Основной (реализация проекта)
-
3. Заключительный
- < >тап диагностический<!-- cellspacing="0" cellpadding="0"-->
Сроки проведения
Вид деятельности
Ответственный
Сентябрь-
октябрь
Оформление картотеки дидактических игр на формирование и развитие фонематического слуха детей
Учитель - логопед
октябрь
Консультация «Особенности развития фонематического слуха у детей»
Учитель - логопед
ноябрь
Консультация с показом презентации «Игры на развитие чувства ритма у детей подготовительной группы»
Учитель - логопед
декабрь
Логопедический практикум «Звуковой анализ слова»
Учитель - логопед
февраль
Семинар-практикум «Уроки фонетики»
Учитель - логопед
март
Мастер-класс «Развитие навыка звукобуквенного анализа у детей дошкольного возраста»
Учитель - логопед
апрель
Отчёт учителя-логопеда на педсовете по коррекционной работе с детьми
Учитель - логопед
май
Итоговое занятие
Учитель - логопед
Работа с родителями:
Сроки проведения
|
Вид деятельности
|
Ответственный
|
Сентябрь
|
Анкетирование
|
|
Октябрь
|
Дни открытых дверей, выступление на родительском собрании «Речевая готовность ребёнка к школе», памятка для родителей «Календарь речевого развития дошкольника»
|
|
Ноябрь
|
Консультация в папку-передвижку «Фонематический слух – основа правильной речи»
|
|
Декабрь
|
Школа речевого развития «Уроки фонетики», памятка для родителей Занимаясь с ребёнком, помните…»
|
|
Январь
|
Выступление на родительском собрании «Влияние фонематического слуха на школьное обучение
|
|
Февраль
|
Консультация в папку-передвижку «Развиваем фонематический слух у дошкольников»
|
|
Март
|
Консультация в папку-передвижку «Знакомство детей с буквами
|
|
Апрель
|
Логопедический практикум «Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?»
|
|
Май
|
Выступление на итоговом родительском собрании с отчётом о проведённой коррекционной работе: «Наши успехи», фото коллаж «Мы играем», памятка для родителей «Проверьте на досуге…»
|
|
3 Этап заключительный
Апрель – май: итоговое занятие.
Для педагогов : анкетирование
Для родителей: Итоговое родительское собрание с видео показом «Наши успехи», фото коллаж «Мы играем», анкетирование.
Литература:
- Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика –СПБ: Детство-Пресс, 2000
- Бондаренко В. И. Дидактические игры в детском саду, М: Просвещение, 1991
- Бугрименко Е. И., Цукерман Г. А. Уимся читать и писать, М: Знание, 1994
- Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников-М: Школа-Пресс, 1999
- Выгодская И.Г. Берковская Н. В., Звукоград, Буквоград, Златоустия М: Линка-Пресс, 1999
- Медникова Л. С., К проблеме развития ритмической способности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью//Дефектология-2001г.№6
- Спецкурс: «Обучение дошкольников грамоте»/ Журова Л.Е., Варенцова Н. С. и др. Под редакцией Дуровой Н. В. –М: А.П.О., 1994
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателей детского сада: Из опыта работы. Под редакцией Гербовой В. В-2-е издание испр.- М: Просвещение, 1998
- Яшина В. И. Изучение уровня речевой готовности детей к обучению в школе/ Спецкурс: Диагностика готовности детей к обучению в школе. М.: Ассоциация «Профессиональное образование» 1994
-
Для педагогов:
Обогатить знаниями и умениями для проведения работы по развитию звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Для родителей:
Обогатить и пополнить знаниями практического материала, необходимого для развития фонематического слуха у детей.
Продукт проекта:
Для логопеда:
Перспективное планирование дидактических игр и упражнений по развитию фонематических процессов у детей 6-7 лет
Дидактические игры на развитие ритмического чувства, фонематического слуха.
Для детей:
Коллективный альбом «Моя любимая буква», индивидуальная тетрадь «Грамотная тетрадь».
Для педагогов:
Картотека дидактических игр по развитию фонематического слуха, мастер-класс, консультации.
Для родителей:
Показ на родительском собрании приёмов проведения дидактических игр, фото коллаж «Мы играем», папки-передвижки, мастер-класс, буклеты игр.
Формы работы с детьми:
1. Дидактические игры и упражнения
2.Работа в «Грамотных тетрадях»
3.Составление коллективного альбома «Моя любимая буква».
Игры с детьми на развитие:
- Слогового анализа и синтеза;
- слухового восприятия
- Оценки и восприятия ритмов
- фонематического анализа
- звукового синтеза
- Определения позиции звука
- Выделения звука в слове
- Знакомство с буквами
- Дифференциации звука в слове
Форма работы родителями и педагогами
- Анкетирование
- Папки – передвижки
- Семинары – практикумы
- Консультации
|