Использование электронных образовательных ресурсов на уроке в условиях реализации ФГОС
Стефанова Л. М.,
методист ГОУ РК «РЦО»
г. Сыктывкара Республики Коми
Слайд 1. На современном этапе развития образования традиционные формы обучения не обеспечивают решения задач организации образовательного процесса, поэтому возникает потребность в осмыслении новых педагогических возможностей, связанных с применением ИКТ и сочетания их с традиционными педагогическими технологиями в рамках ФГОС.
Современный мир пронизан потоками информации. Задача учителя - не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать поставленные перед ним задачи.
Сегодня от учителя требуется умение применять современные образовательные технологии, в том числе информационные, проводить уроки, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения.
При реализации этих задач учителям на помощь приходит учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР).
Слайд 2. Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов можно разделить на традиционные и инновационные.
Слайд 3. К традиционным критериям относятся:
- соответствие программе обучения;
- научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);
- соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);
- отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;
- оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам и пр. и пр.
Слайд 4. К инновационным качествам ЭОР относятся:
обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
- получение информации;
- практические занятия;
- аттестация (контроль учебных достижений);
интерактивность, которая обеспечивает расширение самостоятельной учебной работы за счет использования деятельностных форм обучения.
Слайд 5. Что даёт учителю применение ЭОР?
Применение ЭОР:
- позволяет экономить время на уроке;
- способствует более глубокому погружению в материал;
- повышает мотивацию обучения;
- даёт возможность одновременно использовать аудио-, видео-, мультимедиа- материалы.
Слайд 6. Что дает ЭОР ученику?
Использование ЭОР:
- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
- делает занятия интересными и развивает мотивацию.
- учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Слайд 7. В рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» все школы РФ подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы развития образования разрабатываются электронные образовательные ресурсы нового поколения, обладающие инновационными качествами, необходимыми для удовлетворения потребностей школы.
Слайд 8. Сегодня у учителя есть возможность использовать в своей практике готовые электронные и цифровые образовательные ресурсы (ЭОР, ЦОР).
На сайте федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) собрана большая коллекция электронных образовательных ресурсов. Проект ФЦИОР направлен на распространение электронных образовательных ресурсов для всех уровней и ступеней образования
Слайд 9. На сайте представлены электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер. Программу можно скачать на сайте, скачивание и установка занимает несколько минут. Если программа установлена на вашем компьютере, то работать с учебным модулем можно в автономном режиме (т. е. без подключения к сети Интернет). Регистрация на сайте не требуется. Чтобы найти необходимый ресурс, следует зайти в Каталог электронных образовательных ресурсов. Можно найти ЭОР через окно «Расширенный поиск».
Слайды 10-13. Инструкция по работе с каталогом.
Слайд 14. Также учителя могут создавать собственные интерактивные ресурсы с помощью социальных сервисов Веб 2.0.
Проект «Открытый класс» реализуется Национальным фондом подготовки кадров. На сайте постоянно проходят семинары, сетевые проекты и обучающие конкурсы, в ходе которых можно изучить предложенные сервисы.
Слайд 15. На сайте выложены все необходимые инструкции, есть форум технической поддержки, где можно задать свои вопросы и получить на них ответы. За участие в мероприятиях выдаются подтверждающие документы.
Слайд 16. Учителя в своей педагогической практике широко используют мультимедийные презентации. В презентации наглядно представлена информация, возможно применение изображений, анимационных эффектов и звука. Как известно, наглядность материала повышает его усвоение. Чем больше задействовано каналов восприятия материала (зрительного, слухового и эмоционального), тем выше показатель усвоения, а, следовательно, и качество формируемых знаний. Ещё один плюс презентаций – это возможность и целесообразность использования на любом этапе изучения темы.
Не всегда презентации, представленные в сети Интернет, удовлетворяют учителя. Зачастую возникает необходимость создания собственных презентаций.
Слайд 17.
Образовательные сайты, на которых можно скачать работы коллег и поделиться своими материалами:
http://www.rusedu.ru/-Архив учебных программ и презентаций
http://www.viki.rdf.ru/- Детские электронные презентации
http://pedsovet.su - Pedsovet.su
http://metodisty.ru/ - сообщество учителей «Методисты»
http://metodsovet.su/ - образовательный портал «Методсовет»
http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей» и др.
В настоящее время к разработке ЭОР активно подключились ведущие издательства РФ, которые ведут научно-исследовательскую работу по формированию открытой информационно-образовательной среды. В состав УМК входят электронные учебные пособия, мультимедийные приложения, электронные формы учебников (ЭФУ), отвечающие всем требованиям современного образования, способствующие реализации качественного и эффективного учебного процесса.
Сегодня учителю предоставляется широкий выбор готовых электронных и цифровых образовательных ресурсов. Задача учителя – выбрать и умело использовать этот арсенал для решения образовательных задач.
Использование электронных образовательных ресурсов2
Использованные источники:
http://fcior.edu.ru/ - сайт ФЦИОР
http://boombob.ru/img/picture/Dec/11/8a0068a36b02fa324c395390fedc4c06/4.jpg - компьютер
http://звездочка14.рф/wp-content/uploads/2015/10/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE-1.jpg – дети и компьютер
http://fb.ru/misc/i/gallery/14901/299706.jpg - учитель
http://mausords2.ucoz.ru/_si/0/60601357.jpg - ученик за компьютером
http://u.jimdo.com/www400/o/sfa49f7d7f477f19d/img/i68f3c6e89f5c6af1/1419848932/std/image.jpg - ФГОС
http://it-n.ru/images/itnlogo_m.jpg - «Сеть творческих учителей»
https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=2ea95d748e2d17119bccd42edd132152&n=33&h=76&w=275 – «Методисты»
http://lib5.podelise.ru/tw_files2/urls_575/12/d-11509/11509_html_5e8d9beb.png - Pedsovet.su
https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=db12fc2ff608951b988427581a39eba1&n=33&h=215&w=226 – сова
http://metodsovet.su/logo.gif - логотип портала «Методсовет»
Скриншоты авторские
Ранее материал был размещён на сайтах:
http://pedsovet.org/publikatsii/mediaobrazovanie/ispolzovanie-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-na-uroke-v-usloviyah-realizatsii-fgos - "Педсовет"
https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-elektronnih-obrazovatelnih-resursov-na-uroke-v-usloviyah-vvedeniya-fgos-1122930.html - «Инфоурок»
http://vashabnp.info/load/157-1-0-2525 - «Библиотека начинающего педагога»
|
На: Стефанова Л. М. III Интернет-конференция. Перспективные напр
Добрый день! Лариса Михайловна, вы в своей статье дали рекомендации педагогам и обучающимся, как использовать в своей практике готовые электронные и цифровые образовательные ресурсы (ЭОР, ЦОР). Подробно описали где педагог может найти нужную информацию и т.д. Статья полезная и нужная особенно для педагогов ОУ.
В статье хорошо указать, на каком-то конкретном направлении методической работы, вы используете ИКТ с традиционными педагогическими технологиями в рамках ФГОС в вашем ГОУ РК «РЦО».
На: Стефанова Л. М. III Интернет-конференция. Перспективные напр
Елена Аркадьевна! Спасибо Вам за внимание к представленной работе и положительный комментарий.
С уважением, Лариса Михайловна.
На: Стефанова Л. М. III Интернет-конференция. Перспективные напр
Уважаемая Лариса Михайловна, спасибо за логически простроенный и грамотно сформулированный материал по теме ЭОР. Для современного учителя владение всеми этими знаниями значит не только соответствовать ФГОС, но, кроме того, соответствовать профстандарту педагога, который уже вступает в силу. Вы очень последовательно описали сущность ЭОР, указали области применения и дали интересные ссылки на образовательные сайты. Для себя почерпнула " новое знание" именно в этом разделе- с удивлением узнала о сайте, где можно найти детские электронные презентации, спасибо большое за эту возможность. Успехов Вам во всех начинаниях! С уважением Новосельцева Н.Л.
На: Стефанова Л. М. III Интернет-конференция. Перспективные напр
Наталья Леонидовна, спасибо Вам за комментарий. Рада, что представленный материал оказался полезен для вас. Я Вам тоже желаю всего самого доброго.
С уважением, Лариса Михайловна.
На: Стефанова Л. М. III Интернет-конференция. Перспективные напр
Уважаемая Лариса Михайловна! Большое спасибо Вам за интересную статью, доступное и научное изложение материала, актуального не только для начинающего учителя, но и для педагога со стажем. В.Г.Белинский говорил: "Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса". Эти слова можно отнести и к современному учителю, который стремится вперёд, готов осваивать новое и применять на практике. Использование ЭОР способствует применению в полной мере деятельностного обучения, что обеспечивает качественное образование.
На: Стефанова Л. М. III Интернет-конференция. Перспективные напр
Ольга Александровна! Спасибо Вам за комментарий.
С уважением, Лариса Михайловна.