Методическая разработка "Мотивация к добровольчеству"
Submitted by Елена Витальевна Зарина on Fri, 07/04/2017 - 06:28
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Методическая разработка
Мотивация молодых граждан к участию в добровольческой (волонтерской) деятельности
Разработала:
Зарина Е.В., педагог дополнительного образования
г. Вилючинск
2017
Мотивация молодых граждан к участию в добровольческой (волонтерской) деятельности
Формирование ценностей и стиля здорового образа жизни, несомненно, должно идти не через нравоучения, а через организацию насыщенной положительными эмоциями деятельности, через принятие устойчивых позитивных навыков, через практикум коммуникативных навыков. Одной из наиболее эффективных форм работы с молодежью в данном направлении является участие в добровольческой деятельности.
Среди мотивов добровольческой (волонтерской) деятельности можно выделить:
общественные мотивы (высокая требовательность к себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.),
познавательные мотивы,
прагматические мотивы,
увлечение внешними признаками,
мотивы подражания.
Основными мотивами добровольческой деятельности являются:
Реализация личностного потенциала. Проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности. Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.
Общественное признание, чувство социальной значимости. Для человека важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Основа данной мотивации — потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.
Самовыражение и самоопределение. Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности — основа мотивации самовыражения и самоопределения.
Профессиональное ориентирование. Добровольческая деятельность позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.
Приобретение полезных социальных и практических навыков.
Добровольческая (волонтерская) деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни.
К ним можно отнести приобретение навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков, опыта межличностного взаимодействия. Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом — одна из насущных потребностей современного человека.
Добровольческая деятельность должна способствовать развитию таких социальных навыков, как:
развитие коммуникативных способностей;
опыт ответственного взаимодействия;
лидерские навыки;
исполнительская дисциплина;
защита и отстаивание прав и интересов;
делегирование полномочий;
инициативность.
Возможность общения, дружеского взаимодействия позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Одна из глубинных человеческих потребностей — стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения.
Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Добровольческая деятельность дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью.
Выполнение общественного и религиозного долга. Социальная добровольческая деятельность является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии.
Организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в добровольческой деятельности является возможность организации собственного свободного времени. Вместе с тем, организация свободного времени не может быть ведущим мотивом для участия в добровольческой деятельности.
Молодежь теряет интерес к социальному служению в тех случаях когда:
возникает противоречие между их ожиданиями и предлагаемой деятельностью;
выполняемая работа не влечет реальных изменений;
деятельность однообразна и неинтересна;
нет поддержки, одобрения со стороны других;
нет возможности для личного роста, удовлетворения учебно-профессиональных потребностей, получения новых знаний, навыков, полезных для жизни, проявления инициативы или творческих способностей;
возникают напряженные отношения с другими добровольцами или персоналом принимающей организации.
Для молодых людей важен очевидный, ощутимый результат добровольческой (волонтерской) деятельности, они предпочитают получить его в короткий период и рассчитывают на достойную оценку.
Особую важность для добровольцев приобретает имидж соответствующей добровольческой деятельности. Он должен ясно свидетельствовать о его целях, задачах, отражать характер деятельности и нести яркую, эмоциональную, позитивную нагрузку.
Представление о таком имидже формируется как путем поддержки мероприятий конкретных волонтерских организаций, так и путем проведения таких мероприятий как слет волонтеров субъекта Российской Федерации.
Направления добровольческой деятельности граждан многообразны:
социальное патронирование детских домов;
социальное патронирование пожилых людей;
муниципальное управление (работа в местных муниципалитетах);
медицинская помощь (службы милосердия в больницах);
педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков);
социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы);
экологическая защита;
интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов);
спортивная, туристическая и военная подготовка;
творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников);
досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи);
социальное краеведение;
трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады);
помощь в реставрационных работах;
восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
экскурсионная деятельность;,
ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел);
информационное обеспечение.
Указанные выше направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов действующих добровольческих объединений и организаций.
Наиболее предпочтительными для молодежи являются такие формы добровольческой деятельности, как досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи), социально-психологический и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы), спортивная, туристическая и военная подготовка, восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов, экологическая защита, творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников), информационное обеспечение, медицинская помощь (службы милосердия в больницах), помощь в реставрационных работах и так далее.
Проблема неактивности молодежи в сфере добровольческой деятельности нередко состоит в слабой информированности о ее возможностях. Для обеспечения информирования необходимо определить целевую группу, к которой будет обращена информация, и выявить особенности этой группы: возраст; образовательный уровень; пол; индивидуальные интересы и способности и т.д.
Ориентируясь на эту целевую группу, следует выбрать:
источники информирования (газеты, объявления в школе или институте, интернет, радио, телевизионное обращение и т.д.);
стиль обращения (молодежный, веселый, серьезный, призывающий и т.д.);
форму получения обратной связи (телефон, электронная почта, почтовый адрес и т.д.).
Информация должна носить четкий, адресный, соответствующий форме работы характер. Особо важно обратить внимание на то, чтобы реклама добровольческой деятельности в полной мере соответствовала ее характеру и содержанию.
Важно, чтобы информация распространялась по каналам, которые обращены к целевой аудитории. Если целевая аудитория — все жители населенного пункта, то информацию можно разместить в местной прессе. Если целевая аудитория — молодежь, то информация должна быть размещена в актуальных для молодых людей информационных точках. Соответственно, стиль и форма подачи информации также должны соответствовать целевой аудитории.