Размещено: Ирина Ренатовна Сычёва - вт, 04/04/2017 - 03:51
Итоговое занятие «Какое дело тебе по душе?»
Вводная часть
Учитель: На наших занятиях можно было найти ответы на очень важные вопросы: Для чего люди работают? Что такое профессия? Какие бывают профессии? Что такое средства и результаты труда? Отвечая на вопросы и отгадывая загадки, читая стихи и смотря мультфильмы о профессиях, вы делали первые шаги к правильному выбору профессии в старших классах. Итоговое задание поможет узнать, какая профессия тебе подходит.
Основная часть
В основе занятия – адаптированная к младшему школьному возрасту методика Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник». Методика пробуждает профессиональные интересы и помогает уточнить смысл разных видов труда.
Представлен набор из двадцати цветных рисунков, на которых изображены люди, занятые каким-то делом. Из каждой пары надо выбрать один. Детям предлагается сравнить два рисунка и подчеркнуть то, что им больше нравится?
ЧЕЛОВЕК
Мне нравится учить детей (Ч)
Я с готовностью ухаживаю за больными (Ч)
Мне нравится организовывать детские игры (Ч)
Мне нравится играть в «Магазин» (Ч)
Мне нравится играть с младшими детьми (Ч)
ИСКУССТВО
Мне нравится участвовать в спектаклях и концертах (И)
Мне нравится участвовать в выставках рисунков (И)
Мне нравится играть в кукольном театре (И)
Мне нравится рассказывать о произведениях искусства (И)
Мне нравится заниматься музыкой (И)
ТЕХНИКА
Мне нравится строить макеты зданий (Т)
Мне нравится играть в машиниста, водителя, летчика (Т)
Мне нравится собирать конструктор и лего (Т)
Мне нравится мастерить игрушки (Т)
Мне нравится ремонтировать технику (Т)
ПРИРОДА
Мне нравится лечить животных (П)
Мне нравится наблюдать за домашними животными (П)
Мне нравится ухаживать за растениями (П)
Мне нравится ухаживать за животными (П)
Мне нравится выращивать деревья и цветы (П)
Обработка результатов, то есть подсчет баллов и ознакомление с результатами – процесс для детей довольно скучный и трудоемкий. Сделать его интересным можно разными способами.
Учитель обращает внимание детей на цветные буквы в конце предложений и спрашивает, что они обозначают (Люди, Техника, Природа, Искусство). Эти объекты труда изучались на последних занятиях. Дети отгадывают эти слова и записывают их в тетради рядом с первыми буквами этих слов. Затем дети должны подсчитать, сколько раз выбирали занятия, обозначенные буквами Л Т П И (их символы – красное сердечко, коричневый шестиугольник, зеленый листок и синяя звездочка), и нарисовать эти символы на шнурке. Максимальное число символов одного вида – 5.
Учитель: Если у вас больше сердечек, значит, сейчас вас интересуют профессии, связанные с людьми, если больше шестиугольников – с техникой, если больше листочков – с природой, если больше звездочек – с искусством.
Второй вариант более эффектный и трудоемкий. Для него понадобится катушка толстой эластомерной нити (леска-резинка), которая используется для плетения браслетов, и бусины четырех цветов – по числу объектов труда (Человек, Техника, Природа, Искусство). Наборы бусин можно купить в магазине для рукоделия. В маминых шкатулках наверняка найдутся старые разорванные бусы, которые отлично подойдут для этой работы – главное, чтобы цвета были примерно одного оттенка.
Каждому ученику дается набор из двадцати бусин, предварительно уточнив значение каждого цвета. Детям интереснее самим определить цвет каждого объекта труда. В качестве разминки можно провести упражнение «Какого цвета эта профессия?» Чаще всего Техника ассоциируется с коричневым цветов, Природа – с зеленым, Человек – с красным, но принципиального значения это не имеет.
Ребята в соответствии со своими результатами нанизывают на леску-резинку бусины разных цветов, символизирующие объекты труда. Зримый и осязаемый итог диагностики – неповторимый, сделанный своими руками браслет, в котором «закодирован» полученный результат. Такую диагностику можно органично совмещать с уроками технологии.
Пять бусин одного цвета могут говорить о выраженности у школьника профессиональных интересов. В этом случае уместно поинтересоваться, кем хочет быть ученик, какая профессия ему нравится, что он знает об этой профессии.
Эта работа развивает тонкую моторику, чувство цвета и терпение младших школьников. А самое главное – делает диагностику живой и увлекательной.
Заключительная часть
Учитель благодарит ребят за работу и прощается до следующего учебного года.