Период
|
Занятие
по лексико- грамматическому строю речи
|
Фонетико- фонематическое занятие
|
Занятие по связной речи
|
Сентябрь
III неделя
|
«Детский сад»
Коррекционно- образовательные цели:
- обучать умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями: мой, моя.
Коррекционно- развивающие цели:
- отрабатывать падежные окончания имен существительных ед. числа.
- закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме.
- расширять и активизировать словарь глаголов.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать интерес детей к слову и умение работать индивидуально.
|
«Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»
Коррекционно- образовательная:
- формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.
Коррекционно- развивающие:
- развивать фонематические процессы.
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
- развивать дыхание, голос. Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать умение слушать друг друга.
|
Пересказ рассказа
«В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям
Коррекционно- образовательная:
- учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям;
- учить пересказывать рассказ, составленный демонстрируемым действиям;
Коррекционно- развивающие:
- систематизировать знания о детском саде;
- активизировать словарь по данной теме.
. Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей умение внимательно наблюдать, за происходящими событиями.
|
VI неделя
|
«Игрушки»
Коррекционно- образовательные:
- учить детей преобразовывать имена существительные ед. числа в имена существительные мн. числа.
Коррекционно- развивающие:
- отрабатывать у детей навык правильного использования падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа.
- развивать умение строить небольшие пр- ия
- развивать наблюдательность, инициативную речь.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к игрушке, доброжелательное отношение друг к другу.
|
«Развитие слуха, внимания и восприятия на речевых звуках»
Коррекционно- образовательные:
- формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений.
- познакомить с понятием «слово».
Коррекционно- развивающие:
- развивать фонематическое восприятие.
- развивать слуховое внимание.
- развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.
- развивать дыхание, голос и мимические мышцы.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.
|
Составление рассказа «Как мы играли»
по демонстрируемым действиям
Коррекционно- образовательная:
- учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ
Коррекционно- развивающие:
- систематизировать знания по теме «Игрушки»;
- активизировать словарь по данной теме;
- развивать умение подбирать местоимения к именам существительным.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе.
|
Октябрь
I неделя
|
«Осень»
Коррекционно- образовательные:
- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена сущ.- ые с именами прил.- ми в роде, числе, падеже.
Коррекционно- развивающие:
- развивать умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением.
- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме.
- упражнять в образовании мн. числа имен существительных.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью.
|
«Звук и буква У»
Коррекционно- образовательные:
- познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;
- учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах;
- познакомить с буквой У (без установки на запоминание буквы).
Коррекционно- развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- развивать дыхание и голос;
- закреплять понятие «слово»;
- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.
|
Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием магнитной доски
Коррекционно- образовательная:
- учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.
Коррекционно- развивающие:
- систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;
- активизировать словарь по теме «Осень»;
- закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе. Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.
|
II неделя
|
«Овощи. Огород»
Коррекционно- образовательные:
- закрепить представления о овощах.
- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
- учить детей образовывать множественное число существительных.
- образование существительных с уменьшительно- ласкательн. суффиксами.
Коррекционно- развивающие цели:
- развивать диалогическую речь;
- развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением. Коррекционно- воспитательные цели:
- воспитывать доброжелательность, инициативность, навык сотрудничества.
|
«Звук и буква А»
Коррекционно- образовательные:
- познакомить детей со звуком и его характеристикой (с опорой на артику- цию);
- дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);
- познакомить с буквой А (без установки на запоминание буквы).
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы;
- закреплять понятие «слово», «гласный зв.»;
- развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов;
- развивать умение составлять неболь. пред.
- развивать моторный праксис, просодические компоненты языка.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать умение слушать друг друга
|
Пересказ описательного рассказа
об овощах с опорой на схему
Коррекционно- образовательная:
- учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания;
- соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;
- учить узнавать овощи по описанию.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей умение отвечать на
вопросы полным предложением;
- активизировать словарь по теме «Овощи»;
- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании. Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.
|
III неделя
|
«Фрукты. Сад»
Коррекционно- образовательные:
- учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.
- развивать, активизировать и расширять словарный запас детей по теме.
- развивать внимание и мышление, устанавливая причинно- следственные связи
Коррекционно- воспитательные:
- формировать уважительное отношение к труду взрослых.
- воспитывать интерес к изменениям в природе в осенний период.
|
«Звуки У- А»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей давать сравнительную характеристику звукам А и У, подбирать слова (картинки) на заданный звук.
Коррекционно- развивающие:
- закреплять понятия «слово», «гласный звук»;
- развивать фонематические процессы;
- закреплять понятие о месте нахождения звука в слове: звук в начале слова;
- развивать моторный праксис, просодические компоненты речи;
- выделять звуки из состава слогов, слов (ударный звук в начале слогов, слов).
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
|
Составление описательного рассказа
о фруктах с опорой на схему
Коррекционно- образовательная:
- учить детей подбирать существительные к прилагательным;
- учить составлять рассказ с опорой на схему.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей употребление существительных в винительном падеже;
- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;
- закреплять употребление притяжательных местоимений
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
|
VI неделя
|
«Сад- огород»
Коррекционно- образовательные:
- учить согласовывать имена
существительные с глаголами
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей умение составлять предложения и правильно употреблять предлог в.
- упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже
- закреплять знания о геометрических фигурах, развивать внимание, мышление и умение соотносить различные формы.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать у детей умение работать в команде, сопереживать и приходить на помощь товарищам.
|
«Звук и буква П»
Коррекционно- образовательная:
- познакомить детей со звуком П и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признак.
- познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слов;
- учить выделять звук в слогах и словах.
Коррекционно- развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- развивать голос и дыхание;
- развивать фонематические процессы;
- закреплять понятия: «звук», «слово».
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца.
|
Пересказ рассказа «Богатый урожай»
с использованием сюжетных картин
Коррекционно- образовательная:
- учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;
- учить логическому построению высказывания.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад- огород».
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом.
|
Ноябрь
I неделя
|
«Лес: грибы, ягоды, деревья»
Коррекционно- образовательные:
- учить различать съедобные и несъедобные грибы
- формировать навыки образования и употребления имен существительных в родительном падеже множествен. числа.
Коррекционно- развивающие цели:
- развивать умения детей общаться друг с другом, используя вопросно- ответную форму общения.
- закреплять употребление предлога в.
- упражнять детей в подборе обобщ. слов
- развивать и активизировать словарный запас по теме
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живой природе, соблюдая правила поведения в природе.
|
«Звук и буква О»
Коррекционно- образовательная:
- познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.
Коррекционно- развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- развивать голос и дыхание;
- развивать фонематические процессы;
- закреплять понятия: «звук», «слово»;
- развивать умение выделять гласный звук в начале слов.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать речевое внимание детей.
|
Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды»
с использованием предметных картинок
Коррекционно- образовательная:
- учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;
- учить логическому построению высказывания.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать словарь по теме;
- развивать внимание, мышление, связную речь;
- развивать умение согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях.
|
II неделя
|
«Перелетные птицы»
Коррекционно- образовательные:
- учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги.
Коррекционно- развивающие:
- развивать умение составлять простые предложения.
- упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно- ласкательным значением.
- закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.
|
«Звук и буква И»
Коррекционно- образовательная:
- познакомить детей со звуком И и его акусико - артикуляционной характеристикой
Коррекционно- развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- закреплять понятия: гласный звук, слог, слово;
- автоматизировать звук И в слогах, словах и предложениях.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей навык обращения с раздаточным материалом.
|
Пересказ адаптированного рассказа
Л. Воронковой «Лебеди»
с использованием сюжетных картин.
Коррекционно- образовательная:
- учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;
- учить логическому построению высказы- ия.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей умение отвечать на
вопросы полным предложением;
- активизировать словарь по теме;
- развивать внимание, мышление, связную
речь;
- развивать умение согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.
|
III неделя
|
«Одежда»
Коррекционно- образовательные:
- учить детей различать предметы одежды по сезонам.
- формировать умение согласовывать числительные два, две с существительными.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами –ик,- чик,- ечк,- очк,- еньк,- оньк.
- развивать умение узнавать предмет по описанию и самому составлять описательные загадки.
- развивать умение образовывать прилагательные от существительных.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды.
|
«Звук и буква М»
Коррекционно- образовательные:
- познакомить детей со звуком М;
- научить характеризовать звук М по акустическим и артикуляционным признакам («согласный звонкий звук»);
- познакомить с буквой М.
Коррекционно- развивающие:
- закреплять понятие о месте звука в слове;
- упражнять детей в делении слов на слоги;
- развивать фонематические процессы.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.
|
Составление описательного рассказа
об одежде с опорой на схему
Коррекционно- образовательная:
- учить составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать словарь детей по теме «Одежда»;
- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;
- развивать умение узнавать предмет по описанию.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды.
|
VI неделя
|
«Обувь. Одежда. Головные уборы»
Коррекционно- образовательные:
- формировать у детей умение подбирать согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа
Коррекционно- развивающие:
- активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь.
- упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению.
- развивать мыслительную деятельность и внимание.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность, умение ухаживать за предметами обуви, одежды.
|
«Звук и буква Н»
Коррекционно- образовательные:
- познакомить детей со звуком и буквой Н;
- научить характеризовать звук Н по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в делении слов на слоги;
в определении места звука в слове;
- развивать фонематические процессы;
- учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей умение выслушивать вопросы логопеда до конца.
|
Составление рассказа
«Как солнышко ботинок нашло»
из серии сюжетных картин
Коррекционно- образовательная:
- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей умение отвечать на
вопросы полным предложением;
- активизировать словарь по теме;
- развивать внимание, мышление, связную речь.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность и навыки ухода за предметами обуви и одежды.
|
Декабрь
I неделя
|
«Ателье»
Коррекционно- образовательные:
- учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением.
- активизировать и расширять словарь по теме.
- развивать связную речь.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать в игровой ситуации навыки поведения в общественных местах.
|
«Звук и буква Т»
Коррекционно- образовательные:
- познакомить детей со звуком и буквой Т.
- научить характеризовать звук Т по акустическим и артикуляционным признакам, анализировать прямые слоги.
Коррекционно- развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- закреплять понятия: слог, слово, предложение;
- упражнять в выделении звука Т в конце и начале слов.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.
|
Пересказ адаптированного рассказа
Н. Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок.
Коррекционно- образовательная:
- учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;
- учить логическому построению высказ- ия.
Коррекционно- развивающие:
- закреплять у детей употребление имен существительных в винительном падеже;
- развивать внимание, мышление, связную
речь;
- закреплять умение правильно употреблять приставочные глаголы;
- упражнять детей в согласовании слов в предложениях.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.
|
II неделя
|
«Зима. Зимние забавы»
Коррекционно- образовательные:
- учить детей подбирать однокоренные слова.
- формировать навыки образования глаголов прошедшего времени.
Коррекционно- развивающие:
- расширять, активизировать словарь по теме.
- развивать логическое мышление, внимание
- развивать умение подбирать имена существительные к глаголам.
- закреплять правильное употребление предлогов.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период.
|
«Звук Ть. Буква Т»
Коррекционно- образовательные:
- познакомить детей со звуком Ть и его характеристикой.
- познакомить с понятием «согласный мягкий звук».
Коррекционно- развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- упражнять в звуковом анализе слогов;
- упражнять в делении слов на слоги;
- закреплять навыки определения места звука в слове.
Коррекционно- воспитательная:
- формировать навык контроля над правильным произношением поставленных звуков.
|
Пересказ рассказа «Общая горка»,
составленного по картине
с проблемным сюжетом
Коррекционно- образовательная:
- формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины;
- учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей навык планирования связного высказывания;
- упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию;
- активизировать и развивать словарь и лексико- грамматический строй речи.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
|
III неделя
|
«Мебель. Части мебели»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей подбирать глаголы к именам существительным, подбирать антонимы.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в назывании частей мебели.
- закреплять навык правильного употребления имен существительных в форме множ. числа родительного падежа.
- расширять и активизировать словарь по теме.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых.
|
«Звук и буква К»
Коррекционно- образовательные:
- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам.
- познакомить с буквой К.
Коррекционно- развивающие:
- закреплять у детей понятия: гласный, согласный и твердый звуки.
- упражнять в определении места звука в словах.
- упражнять в звуковом анализе слогов с выкладыванием схемы.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
|
Пересказ русской народной сказки «Три медведя», с элементами драматизации
Коррекционно- образовательная
- учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев. Коррекционно- развивающие:
- закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным значением;
- упражнять детей в логическом изложении высказывания.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.
|
VI неделя
|
«Семья»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей подбирать антонимы
Коррекционно- развивающие:
- закреплять у детей умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.
- развивать понимание логико- грамматических конструкций.
- закреплять знания о родственных связях слов.
- учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
|
«Звук Кь. Буква К»
Коррекционно- образовательная:
- познакомить детей со звуком Кь и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в делении слов на слоги.
- учить определять место звука в словах.
- упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.
- развивать умение составлять предложения и анализировать их.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.
|
Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с эл. творч- ва)
Коррекционно- образовательная:
- обучение детей составлению связного последовательного рассказ по серии сюжетных картинок;
- формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей умение передавать
предметное содержание картинок;
- упражнять в установлении причинно-
следственной связи изображенных событий;
- развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь член. своей семьи.
|
V неделя
|
«Новогодний праздник»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей употреблять предлог без и имена существительные в различных падежах.
Коррекционно- развивающие:
- закреплять у детей умение подбирать прилагательные к существительным по теме.
- учить составлять простые предложения.
- расширять и активизировать словарь по теме.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей эстетическое восприятие, доброжелательное и внимательное отношение к людям, которые находятся рядом.
|
«Звук К – Кь. Буква К»
Коррекционно- образовательная:
- научить детей различать звуки
К – Кь по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в делении слов на слоги.
- развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру лица.
- упражнять в выделении звуков из слов.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.
|
Составление рассказа
«Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета
Коррекционно- образовательная:
- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин;
- формировать навык соблюдения последовательного изложения.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать словарь прилагательных по теме;
- упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других людей.
|
Январь
III неделя
|
«Зимующие птицы»
Коррекционно- образовательные:
- учить детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц.
- учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно- ласкательным значением.
Коррекционно- развивающие:
- закрепить знания и представления детей о перелетных и зимующих птицах.
- упражнять в узнавании птиц по их описанию.
- развивать внимание, логическое мышление
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их
|
«Звук и буква Б»
Коррекционно- образовательная:
- познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы.
- упражнять в делении слов на слоги.
- развивать общую и мелкую моторику, дыхательные и голосовые функции.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей умение правильно обращаться с раздаточным материалом.
|
Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы
Коррекционно- образовательная:
- учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности
- учить составлять описательные рассказы.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию;
- упражнять в подборе синонимов;
- учить согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.
|
VI неделя
|
«Дикие животные зимой»
Коррекционно- образовательная:
- обучать детей образованию притяжательных прилагательных.
Коррекционно- развивающие:
- закреплять у детей навык использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за,
- упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме.
- развивать навыки словообразования.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.
|
«Звук Бь. Буква Б»
Коррекционно- образовательные:
- познакомить детей со звуком Бь и букв. Б
- научить характеризовать звук Бь по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы.
- закреплять понятия: слог, слово, предложение.
- упражнять в выделении звука Бь в конце и середине слов.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность.
|
Составление близких к тексту пересказов (по рассказам Е. Чарушина
«Кто как живет. Заяц. Белка. Волк»).
Коррекционно- образовательная:
- учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов.
- учить составлять описательные рассказы.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме;
- учить составлять загадки о животных;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей правильное поведение по отношению к животным.
|
Февраль
I неделя
|
«Почта»
Коррекционно- образовательные:
- учить детей согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласованию их в роде, числе, падеже.
- развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными.
- расширять, активизировать словарь по теме.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей доброжелательное и внимательное отношение друг к другу, своим родным и близким.
|
«Звук и буква Э»
Коррекционно- образовательные:
- познакомить детей со звуком и буквой Э.
- научить характеризовать звук Э по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- упражнять в делении слов на слоги.
- упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать аккуратное обращение с раздаточным материалом.
|
Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по отдельным сюжетным картинам
Коррекционно- образовательная
- учить детей составлять, а затем пересказывать небольшой повествовательный рассказ, составленный по отдельным сюжетным картинкам.
Коррекционно- развивающие:
- развивать и активизировать словарь детей по теме;
- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в роде, числе, падеже;
- развивать умение составлять предложения по сюжетным картинкам.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей культурные навыки общения.
|
II неделя
|
«Транспорт»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей образовывать приставочные глаголы.
Коррекционно- развивающие:
- развивать логическое мышление и связную речь детей.
- закреплять употребление существительных и различных падежах.
- закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей навыки правильного поведения на дороге и соблюдения правил дорожного движения.
|
«Звуки Г – Гь. Буква Г»
Коррекционно- образовательные:
- познакомить детей со звуками Г и Гь, научить давать их сравнительную характеристику.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- развивать умение делить слова на слоги.
- упражнять в звуковом анализе слогов и слов.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать самоконтроль за вновь поставленными звуками.
|
Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок
Коррекционно- образовательная
- учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объем. Коррекционно- развивающие:
- активизировать и расширять словарный запас детей по теме;
- закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже;
- развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений.
|
III неделя
|
«Комнатные растения»
Коррекционно- образовательные:
- учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени.
- учить выделять из текста однокоренные слова.
Коррекционно- развивающие:
- закреплять у детей навык употребления притяжательных местоимений.
- активизировать и расширять словарь по теме.
- упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними.
|
«Звук Ль. Буква Л»
Коррекционно- образовательные:
- познакомить детей со звуком Ль и букв.Л
- научить характеризовать звук Ль по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы.
- упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги.
- упражнять в выделении звука Ль в начале, середине и конце слов.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность.
|
Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей рассматривать сюжетные картины, выделяя общий тезис, характерные существенные и второстепенные признаки действия;
- учить составлять рассказ по сюжетной картине.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в употреблении глаголов прошедшего времени;
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
- упражнять в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей трудолюбие и бережное отношение к живой природе.
|
VI неделя
|
«Наша Армия»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей образовывать прилагательные от существительных.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в назывании военных профессий, закреплять употребление имен существительных в различных падежах.
- развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными.
- упражнять в подборе признаков и действий к предметам.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, стоящим на защите нашей Родины.
|
«Звук и буква Ы»
Коррекционно- образовательные:
- познакомить детей со звуком Ы и букв. Ы
- научить характеризовать звук Ы.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова.
- развивать фонематические процессы.
- развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать навык самоконтроля над произношением поставленных звуков.
|
Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра».
Коррекционно- образовательная
- формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст. Коррекционно- развивающие:
- расширять знания детей о мужестве людей во время войны;
Учить образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных;
- развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества.
|
Март
I неделя
|
«Весна. День рождения весны»
Коррекционно- образовательные:
- учить детей называть признаки времен года.
- учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним.
Коррекционно- развивающие:
- развивать умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их.
- развивать мышление и связную речь.
- закреплять навык использования в речи предлога без.
- упражнять детей в образовании существительных мн. числа именительного и родительного падежей.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.
|
«Звук и буква С»
Коррекционно- образовательные:
- познакомить детей со звуком и буквой С.
- научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.
- познакомить с понятием «предложение».
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова.
- упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков.
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.
|
Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин
Коррекционно- образовательная:
- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;
- обучить навыкам составления рассказа по серии картин.
Коррекционно- развивающие:
- закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развернутых предложений;
- активизировать и расширять словарь по теме «Весна»
- упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.
|
II неделя
|
«Праздник 8 Марта»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в подборе родственных слов.
- упражнять в подборе признаков к предметам.
- развивать логическое мышление, внимание, воображение.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей уважительное и внимательное отношение к людям, которые находятся рядом.
|
«Звук Сь. Буква С»
Коррекционно- образовательная:
- научить характеризовать звук Сь, с опорой на различные виды контроля.
Коррекционно- развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- развивать умение анализировать слоги, слова и предложения.
- развивать фонематические процессы.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
|
Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку.
Коррекционно- образовательная:
- учить детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии.
Коррекционно- развивающие:
- развивать монологическую речь и связные высказывания детей;
- упражнять в подборе имен прилагательных к имени существительным;
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к мамам, бабушкам, сестрам не только в праздничный день, но и повседневно.
|
III неделя
|
«Профессии»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия.
Коррекционно- развивающие:
- закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже.
- упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного числа.
- развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к людям различных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.
|
«Звук и буква Ш»
Коррекционно- образовательная:
- познакомить детей со звуком Ш и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно- развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- развивать фонематические процессы.
- упражнять в анализе слов и предложений.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.
|
Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы.
Коррекционно- образовательная:
- формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий;
- учить составлять подробные описательные рассказы.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей умение строить высказывания описательного типа;
- активизировать и расширять словарь по теме.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
|
VI неделя
|
«Наша пища»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.
Коррекционно- развивающие:
- развивать внимание, воображение, мышление детей.
- активизировать, расширять и обобщать знания детей по теме.
- упражнять в составлении предложений, развивать связную речь.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей навык культурного поведения в общественных местах.
|
«Звуки С- Ш»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей анализировать звуки С и Ш в сравнительном плане.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в звуковом анализе слов.
- упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова.
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.
|
Пересказ- инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин
Коррекционно- образовательная
- учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, включать в работу элементы драматизации;
- обучать логическому построению высказывания.
Коррекционно- развивающие:
- закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных;
- развивать внимание, мышление, связную речь;
- активизировать и развивать словарь по теме;
- учить согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений.
|
Апрель
I неделя
|
«Откуда хлеб пришел?»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий.
- закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве.
- упражнять в объяснении слов- действий, связанных с выращиванием хлеба.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают.
|
«Звуки Х- Хь. Буква Х»
Коррекционно- образовательная:
- научить детей характеризовать звуки Х и Хь по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в определении места звуков в словах.
- упражнять в анализе предложений.
- развивать фонематические процессы.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей умение вслушиваться в свою речь и речь окружающих.
|
Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел»,
составленного по серии сюжетных картин.
Коррекционно- образовательная
- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; - обучать детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин. Коррекционно- развивающие:
- закреплять и расширять знания детей о профессиях и технике по теме;
- закреплять употребление в речи имен существительных в винительном падеже;
- закреплять умение описывать каждую картинку в отдельности, а затем объединять отдельные предложения в рассказ. Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к хлебу.
|
II неделя
|
«Посуда»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в образовании имен прилагательных от имен существительных и давать понятие о материалах, из которых изготавливают предметы посуды.
- развивать внимание, логическое мышление и связную речь.
- учить классифицировать предметы посуды
- активизировать словарь по теме; закреплять употребление предлогов и существительных в различных падежах.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей навыки самообслу- ния и аккуратность при обращении с предметами посуды.
|
«Звуки В – Вь. Буква В»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей характеризовать звуки В, Вь в сравнительном плане.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей умение анализировать предложения, слова и слоги.
- развивать фонематические процессы.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
|
Пересказ рассказа Е. Пермяка
«Как Маша стала большой»
Коррекционно- образовательная
- учить детей подробно пересказывать художественный текст;
- формировать навык построения связных монологических высказываний. Коррекционно- развивающие:
- закреплять знания детей о предназначении различной посуды;
- развивать направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей;
- развивать умение отвечать на вопросы распространенной согласованной фразой. Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей самостоятельность и трудолюбие.
|
III неделя
|
«Мой дом. Прогулка по городу»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей образовывать и употреблять в речи сложные слова.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в подборе действий, соответствующих назначению комнат.
- закреплять умение составлять предложения, употребляя различные предлоги.
- расширять и активизировать словарь по теме.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность и желание помогать взрослым в работе по дому.
|
«Звук З. Буква З»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей характеризовать звук З с опорой на акустические и артикуляционные признаки.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в звуковом анализе слов из трех звуков.
- развивать умение анализировать предложения.
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
Коррекционно- воспитательная:
- учить детей самостоятельно контролировать правильное произношение вновь поставленных звуков в спонтанной речи.
|
Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома», с придумыванием начала рассказа.
Коррекционно- образовательная:
- учить детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;
- учить выделять событийную основу и существенные детали изображения. Коррекционно- развивающие:
- активизировать и расширять словарь детей по теме;
- развивать умение образовывать сложные слова;
- развивать навыки планирования развернутых высказываний
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.
|
VI неделя
|
«Домашние животные и их детеныши»
Коррекционно- образовательные:
- учить детей образовывать сложные слова.
- учить образовывать притяжательные прилагательные.
Коррекционно- развивающие:
- расширять словарь антонимов.
- активизировать словарь детей по теме, закреплять употребление существительных в форме мн. числа родительного падежа.
- развивать словообразование и словоизменение.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
|
«Звук Зь. Буква З»
Коррекционно- образовательные:
- научить детей характеризовать звук Зь с опорой на различные виды контроля.
Коррекционно- развивающие:
- продолжать упражнять детей в анализе слогов.
- упражнять в анализе слов и предложений.
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность при использовании раздаточного материала.
|
Пересказ рассказа Л. Толстого
«Котенок»
Коррекционно- образовательная
- формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;
- учит пересказывать художественный текст.
Коррекционно- развивающие:
- расширять знания детей о домашних животных;
- развивать самостоятельную связную речь;
- закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже. Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.
|
Май
I неделя
|
«Наша страна. Мой родной край»
Коррекционно- образовательная:
- познакомить детей с флагом, гимном и гербом России.
Коррекционно- развивающие:
- закреплять у детей умение образовывать прилагательные от существительных;
- развивать умение согласовывать слова в предложениях;
- активизировать словарь по теме.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей чувство гордости за свою страну.
|
«Звук и буква Ж»
Коррекционно- образовательная:
- научить детей характеризовать звук Ж по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно- развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- упражнять в анализе слов и предложений.
- развивать фонематические процессы.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей умение выслушивать товарищей, не перебивая их.
|
Пересказ рассказа «Граница Родины на замке» по серии сюжетных картин.
Коррекционно- образовательная
- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; - обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин по заданному плану. Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме;
- расширять знания детей о военных профессиях;
- развивать умение адекватно передавать в речи изображенные на картинках действия. Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей любовь к Родине и желание встать на ее защиту.
|
II неделя
|
«Человек»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы.
Коррекционно- развивающие:
- закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов;
- развивать словарь антонимов;
- закреплять знания о назначении частей тела
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших хорошими поступками.
|
«Звуки З – Ж»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей различать звуки Ж и З по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в различении звуков Ж и З на материале слогов, слов и предложен.
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- развивать умение составлять и анализировать предложения.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей умение отвечать распространенными предложениями и выслушивать ответы товарищей.
|
Пересказ басни Л. Толстого
«Старый дед и внучек».
Коррекционно- образовательная
- учить детей последовательно пересказывать литературный образец.
Коррекционно- развивающие:
- расширять и уточнять знания детей по теме;
- развивать способность к целостному восприятию произведения;
- упражнять детей в подборе слов- антонимов. Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои переживания.
|
III неделя
|
«Насекомые»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям;
- развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;
- закреплять употребление предлогов при составлении предложений.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей любовь и бережное
отношение к красивым местам и их обитателям.
|
«Звуки Д – Дь. Буква Д»
Коррекционно- образовательная:
- познакомить детей со звуками Д и Дь, научить различать их по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в определении места звуков в словах.
- упражнять в делении слов на слоги.
- развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность при использовании раздаточного материала.
|
Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.
Коррекционно- образовательная:
- учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;
- формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существительные и второстепенные признаки.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам;
- закреплять знания о частях тела насекомых;
- активизировать и расширять словарь детей по теме.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у каждого ребенка умение слушать совместно с группой рассказы других детей.
|
VI неделя
|
«Лето»
Коррекционно- образовательная:
- учить детей образовывать и употреблять имена прилагательные в сравнительной степени.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в подборе действий и признаков к предметам;
- закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени;
- развивать словарь синонимов;
- развивать логическое мышление и связную речь.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к изменениям в природе, происходящим летом, и к звучащему слову.
|
«Звуки Ф – Фь. Буква Ф»
Коррекционно- образовательная:
- познакомить детей со звуками Ф и Фь, научить характеризовать их по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно- развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы: звуковой анализ слогов, слов.
- упражнять в составлении предложений и делении их на слова.
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- развивать просодические компоненты речи.
Воспитывать самоконтроль за вновь поставленными звуками.
|
Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине.
Коррекционно- образовательная:
- учить детей рассматривать сюжетную картину и составлять повествовательный рассказ.
Коррекционно- развивающие:
- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот;
- развивать и активизировать словарный запас детей;
- отвечать на заданный вопрос полным предложением.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства.
|