МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 г.Йошкар-Ола»
ОдобреноУтверждаю
МС МОУ «Средняя Директор МОУ «Средняя
общеобразовательнаяобщеобразовательная
школа №30 г.Йошкар-Ола»школа №30 г.Йошкар-Ола»
Новоселова Л.Г.Горшенин Ю.В.
«____» _______________2008 год.«____»_____________2008 год.
Дополнительная образовательная программа
«Обучение ансамбля камерной музыки»
Составитель :
Учитель музыки МОУ
«Средняя общеобразовательная
школа № 30 г.Йошкар-Ола»
Новоселова М.Н.
г.Йошкар-Ола
2008 год.
Цель:
Развивать музыкальный кругозор, повышать общий уровень музыкальной культуры учащихся.
Общие задачи:
1. формировать основные музыкально-исполнительские навыки учащихся.
2 формировать и развивать творческую активность школьников, их способность к камерному музицированию.
3. развивать навыки создания учащимися музыкально-художественного образа.
Содержание:
Упражнения.
В качестве упражнений следует выбирать хорошо знакомый всем участникам группы музыкальный материал. В процессе работы с ним отрабатывается слаженность звучания коллектива, так называемая «сыгранность»; слитность звучания по силе и манере звукообразования; одновременное начало и окончание исполнения; полная согласованность выразительных средств.
Работа учащихся над музыкальным произведением.
Музыкальное произведение является ядром современной музыкальной культуры. В произведениях классической и современной, народной и популярной музыки сосредоточены главные ценности музыкального искусства, и приобщиться к музыкальной культуре сегодня означает, прежде всего, освоить в возможно более активной форме возможно большее количество музыкальных произведений. Поэтому работа над музыкальными произведениями является главным видом творчества в ансамбле камерной музыки.
Целью этой работы является создание художественной интерпретации музыкального произведения – непротиворечивой последовательности ярких музыкальных образов, адекватно отражающих замысел автора и несущих отпечаток творческой индивидуальности исполнителей. Содержание этой интерпретации не появляется произвольно, само собой. Оно формируется в процессе манипулирования музыкантов – исполнителей со средствами выразительности, притом каждый музыкальный инструмент индивидуален по своим выразительным возможностям.
Аранжировка.
Любая аранжировка, какая либо более простая или, наоборот, более сложная всегда должна состоять из нескольких составляющих: это мелодия, плюс, сопутствующие к ней подголоски, ритмическое наполнение (аккорды в прямом или разложенном виде). Все это в сумме и составляет музыкальную партитуру. Наша задача- добиться не того, чтобы произведение звучало как можно более сложно или виртуозно, напротив, чем проще и естественнее будут звучать отдельные партии, не мешая, а , напротив, «давая воздух» друг –другу, тем самым мы добьемся лучшего результата. Поэтому, с какого бы раздела мы ни начали наше задание, наша цель - полно ценное музыкальное звучание.
Не надо гнушаться игрой «по слуху», так называемом «съемом», иногда понять на раз, как звучит нужный вам рисунок, бывает проще и полезнее, чем разбирать тот же музыкальный фрагмент, записанный в нотах.
Требования к усвоению:
По окончании курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
1. владеть на начальном уровне каким-либо инструментом;
2. уметь слаженно исполнять в ансамбле вокально-инструментальные композиции;
3. уметь создать яркий музыкально-художественный образ.
Форма контроля:
Выступление учащихся, их исполнительская деятельность на школьных и внешкольных мероприятиях, участие в конкурсах, фестивалях, выставках и других мероприятиях публичного представления детского художественного творчества.
Учебно-тематический план (36 часов).
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Ознакомление с основными выразительными возможностями ансамбля камерной музыки- 4 часа.
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Подготовительные упражнения по чтению нот с листа и подбору мелодии по слуху- 4 часа.
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Импровизация (вокальная и инструментальная) коротких фраз в процессе музыкального «диалога» с учителем- 4 часа.
<!--[if !supportLists]-->6. <!--[endif]-->Ансамблевая импровизация музыкальных построений по предложенному образцу- 4 часа.
<!--[if !supportLists]-->7. <!--[endif]-->Освоение новых видов ансамблевого исполнительства: аккомпанемента вокальной и инструментальной партиям-4 часа.
<!--[if !supportLists]-->8. <!--[endif]-->Импровизация мелодического орнамента на основе ритмического рисунка и гармонических последовательностей-4 часа.
<!--[if !supportLists]-->9. <!--[endif]-->Применение приёмов джазовой артикуляции и свингования в ансамблевой партии- 4 часа.
Программа предусматривает занятия с детьми, владеющими начальными навыками игры на музыкальных инструментах.