Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Submitted by Татьяна Николаевна Васильева on чт, 16/03/2017 - 14:44
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России, порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. В связи с экономическими и социальными изменениями в государстве и обществе приоритетным становится личностно ориентированный подход в обучении и воспитании. Создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды. В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Основной целью детского сада является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. Педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Одной из важнейших целей работы педагогов в детском саду по-прежнему является охрана и укрепление здоровья воспитанников. Основными задачами физкультурно- оздоровительной работы являются оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни. Реализация задачи физкультурно- оздоровительного блока предполагает: -создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей. -медицинский контроль и профилактику заболеваемости. -включение оздоровительных технологий в педагогический процесс. -обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка. -специально организованную работу по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей. Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе сюжетной игры, подвижной игры, овладение тонко координированными движениями рук – необходимые звенья в общей системе коррекционного обучения. Коррекция особенностей моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправления неправильных поз,развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между речью и движениями,воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие двигательной координации, необходимой для становления навыков письма. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения: -сжимать резиновую грушу или теннисный мяч; -разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак; -отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередовать положение руки ладонь-ребро (одной и двумя руками); -поочередно каждым пальцем отстукивать ритм в заданном темпе по поверхности стола; -воспроизводить различные движения правой и левой руки. Дети с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения) часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе, для них часто характерна скованность, плохая переключаемость различных действий Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них вначале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию детей с нормальным развитием. В связи с этим важно в начале коррекционно-развивающей работы (первый период обучения) уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию Лучшее средство от гиподинамии – подвижная игра. Планируя работу, нужно четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка Подвижные игры, являющиеся составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, прогулке. Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. Она должна быть правильно подобрана с учетом возможностей ребенка (как физических,так и речевых). Характер подвижной игры, ее содержание должно быть разнообразным. Это может быть сюжетная игра («Поезд», «Самолет»), может проходить по типу игр-инсценировок, бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки) и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, поощряют творческую активность детей. Одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей. У детей с речевыми нарушениями недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируется не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Прежде,чем предложить детям подвижную игру педагог должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Сам педагог принимает активное участие в игре помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявлять терпимость к детям, которые не могут или не понимают, поэтому неправильно выполняют задание. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Таким образом выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, укрепляет веру в успех и свои силы. Воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ № 17 «Алёнушка» с. Едрово Т.Н.Васильева Литература: 1. Борякова Н. Ю. ,Касицына М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. 2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста:Кн. для воспитателя дет. сада. -М.:Просвещение, 1991г. 3. Соченова Е. А. Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет. Детство-Пресс 2012 . 4. Специальная педагогика. Под редакцией Назаровой Н. М. Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов Москва АСАDEMА 2000 5. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.:1976г.