ГАУ ДПО "СОИРО"
Управление образования
администрации Красноармейского муниципального района
Саратовской области
"Планета Знаний - 2017"
Паспорт проекта "Пригласим природу в дом"
О комнатных растениях в стихах
лишь изредка услышишь две-три строчки.
Всё о деревьях, розах, васильках, -
не замечают бледные листочки.
Их зелень не колышет ветерком,
не ослепляет молнии разрядом.
Им вкус дождей весенних не знаком,
и птицы не щебечут с ними рядом.
И если даже расцветет цветок
и улыбнется нам глазком весёлым -
он будет совершенно одинок:
не прилететь ни бабочкам, ни пчёлам.
Шкафы немые, пыльные вокруг.
И неживое радио играет.
Но, видимо, вода из наших рук -
живая, - и они не умирают.
http://komnatnie-rastenia.narod.ru/index/0-17
1. Название проекта: «Пригласим природу в дом» (Комнатные растения вокруг нас)
2. Руководитель проекта: Козлицкая Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 10 посёлка Каменский Красноармейского района Саратовской области»
3. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: окружающий мир (естествознание), технология, ИКТ
4. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 9 – 10 лет
5. Состав проектной группы: коллектив 4 класса, 20 учащихся
6. Продолжительность проекта: 2 месяца, с сентября по ноябрь
7. Режим работы: уроки технологии, занятия кружка «Мой инструмент компьютер», внеурочное время
8. Тип проекта:
a. по доминирующей деятельности: информационный с элементами исследования
b. по комплексности: групповой, внутриклассный, межпредметный
c. по продолжительности: среднесрочный
9. Актуальность проекта:
Где бы мы ни жили – в центре города или в селе, комнатные растения украшают нашу жизнь. Когда за окнами холодный осенний дождь или зимняя пурга, очень приятно посмотреть на горшочек с цветущими фиалками. В эту пору комнатные цветы кажутся нам необыкновенным чудом. Мы радуемся каждому зеленому листочку, каждому цветочку. Наверное, у каждого из вас дома есть комнатные растения. Комнатные растения – это те, которые способны успешно расти и развиваться в условиях жилых и общественных помещений. Главное – знать, как правильно за ними ухаживать.
Практическая значимость проекта и исследования: результаты исследования могут быть использованы для улучшения условий для комнатных растений дома и в классе, материалы проекта могут быть использованы при проведении уроков окружающего мира, для создания экологического паспорта кабинета.
10. Цель работы в том, чтобы изучить комнатные растения и выяснить, какие условия необходимы для их правильного роста и жизни.
Задачи:
- Собрать информацию о комнатных растениях, которые окружают нас в школьном кабинете;
- Познакомиться с разнообразными видами комнатных растений;
- Узнать, какую пользу приносят человеку комнатные растения;
- Выяснить, откуда они родом;
- Научиться правильно за ними ухаживать и размещать в помещении;
- Обобщить полученную информацию и на основе работы сделать вывод об условиях, необходимых растениям.
11. Этапы работы над проектом (описание). [1]
I. Погружение в проект и планирование деятельности
II. Осуществление деятельности по решению проблемы
III. Оформление результатов
IV. Презентация результатов
V. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Описание проектной работы
I. Погружение в проект и планирование деятельности
На одном из уроков технологии учитель предложил нашему классу поработать над проектом под названием «Пригласим природу в дом». Для начала нужно было подумать над тем, как можно расшифровать это название (кого из представителей природы можно пригласить в дом). После обсуждения в парах и группах мы пришли к выводу, что в этом проекте речь пойдёт о каких-то объектах природы, которые живут рядом с нами: кошки, собаки, аквариумные рыбки, хомячки и морские свинки… Но оказалось, что не у всех ребят класса живут дома рыбки, хомячки и даже кошки с собаками. А вот комнатные растения есть в каждом доме и в каждом классе. Так у проекта появился подзаголовок – «Комнатные растения вокруг нас».
Мы уже знали, что комнатные растения люди разводят или из-за красоты, или из-за приносимой пользы (растения поглощают углекислый газ и выделяют необходимый нам кислород). Ещё в первом классе выяснили, что растениям нужны свет, вода и почва. Но у нас возникли другие вопросы: откуда появились комнатные растения? Как они правильно называются? Нужны ли комнатным растениям другие условия, кроме света, тепла и полива?
Таким образом, выявилась проблема: недостаток знаний о комнатных растениях, которые мы видим каждый день.
Нужно было определить, где мы будем искать недостающую информацию. Почти все назвали такие источники информации, как справочники, энциклопедии, журналы и Интернет. Многие ребята принесли в класс энциклопедии и справочники по уходу за комнатными растениями. Учительница предложила нам для получения информации провести опыты с растениями и объяснила, что проект с использованием опытов и наблюдений называется исследовательским.
Она помогла нам составить план исследования:
- Изучение справочной литературы по теме.
- Знакомство с периодической печатью.
- Использование компьютера и сети Интернет для получения дополнительной информации.
- Обобщение опыта родителей.
- Проведение опытов, наблюдение за их ходом и фиксирование результатов.
- Разработка рекомендаций по уходу и размещению комнатных растений.
Тема общего проекта оказалась такой широкой, что внутри него мы выделили два отдельных проекта: исследовательский проект "Какие условия необходимы для комнатных растений?" и информационный проект "В мире комнатных растений". Первый мы выполняли на уроках технологии и занятиях кружка "Мой инструмент компьютер", а второй - на занятиях кружка и во внеурочное время.
Возможных видов продукта коллективно было предложено несколько: сообщение об итогах опытов, сообщение с результатами опросов и анкет, памятки по уходу за растениями (бумажные или электронные), электронная презентация, мероприятие для малышей структурного подразделения «Детский сад», выращенные в классе цветы.
Сразу же обсудили форму защиты проекта: в ноябре - экскурсия для малышей «В зимнем саду» во время проведения проектной недели «Удивительный мир комнатных растений», в марте - участие в Фестивале проектов «Планета Знаний».
II. Осуществление деятельности по решению проблемы
Для проведения исследовательского проекта "Какие условия необходимы для комнатных растений?" мы открыли «лабораторию» в классе и проводили опыты и наблюдения над комнатными растениями. Для закладки опытов и выполнения наблюдений весь класс разделился на группы по 3-4 человека. У каждой группы - свой опыт.
Задача группы: подготовить оборудование для опыта, заложить опыт, организовать наблюдения за комнатными растениями в течение недели-двух, ежедневно записывать результаты опытов в специальный бланк, по окончанию наблюдений сделать выводы и записать их в бланк.
До 25 сентября мы подготовили оборудование для опыта. Основная часть опытов была заложена 25 сентября. Одна из групп, к сожалению, плохо подготовилась и перенесла начало опыта на неделю.
Были организованы наблюдения за комнатными растениями в течение недели, ежедневно участники групп записывали результаты опытов в специальный бланк. Учитель «работал» фотокорреспондентом: фотографировал главные этапы исследований и все изменения, происходящие с комнатными растениями.
По ходу ведения этих записей выяснилось, что не все внимательно приглядываются к изменениям, происходящим с растениями. Некоторые участники писали в бланке "без изменений", хотя изменения были. Приходилось коллективно рассматривать растения, редактировать свои записи.
Опыты, которые мы выбрали:
Цель опыта: узнать, …
|
Оборудование
|
Участники
|
Каким образом растение дышит?
|
Вазелин, растение (пеперомия).
|
Ахтаева А., Гис Т., Курцева К.
|
Вазелина не нашли, смазали листья кремом: один лист намазали сверху....
|
..., а второй лист намазали с нижней стороны.
|
Лист, смазанный кремом с верхней стороны, не изменился. На листе, смазанном с нижней стороны, стало заметным пожелтение вокруг прожилок.
|
Вывод: растение дышит нижней стороной листа, а не верхней. Но всё равно протирать листья от пыли надо.
|
Что выделяют комнатные растения ещё, кроме кислорода?
|
Полиэтиленовый пакет, скотч, растение (молочай).
|
Бондарева Л., Бриткина Т., Тагезаде А.
|
Надели на молочай пакет. Закрепили скотчем (не туго, чтобы растение не повредить).
|
Уже на следующий день увидели в пакете туман.
|
На другой день капли воды в пакете стали крупнее.
|
Вывод: растения выделяют не только кислород, но и воду. Значит, растения в комнате повышают влажность воздуха.
|
Для чего растениям воздушные корни?
|
Пластиковый контейнер, решётка, вода, сциндапсус.
|
Есаков А., Курдюков М., Медведев Р.
Заикин Е.
|
На дно контейнера установили пластиковый поддон с отверстиями. На поддон положили веточку сциндапсуса с воздушными корнями. На дно контейнера налили воды так, чтобы растение воды не касалось. Закрыли контейнер плотной крышкой.
|
Ещё раз проверили - растение воды не касается ни стеблем, ни воздушным корнем.
|
В течение недели наблюдали, как в контейнере скапливается туман, капли воды увеличиваются. Достали растение, проверили, не завяло ли оно. Оказалось, что веточка по-прежнему упругая, как будто свежая.
|
Вывод: некоторые растения могут впитывать воду не только подземными корнями, но и воздушными.
Таким растениям нужна повышенная влажность воздуха, опрыскивание.
|
Какая почва нужна растениям?
|
3 ёмкости, песок, чернозём и глина, хлорофитум.
|
Никулаев А., Лященко И.,
Цимбалюк А.
|
В три ёмкости посадили 3 детки хлорофитума: в стаканчик с глиной, с песком и чернозёмом.
|
Поставили на подоконник, поливали одинаково. Наблюдали за цветом листьев. У растения, которое посажено в глину, новые листочки бледные.
|
Вскоре стало заметно, что и у растения, посаженного в песок, листья по цвету стали отличаться от того, что растёт в чернозёме: они более бледные по центру листа.
|
Этот опыт у нас не сразу получился. Одно из растений было с повреждённым корешком и не прижилось. Опыт заложили снова.
Вывод: растениям для правильного роста нужна плодородная земля (почва).
В песке и глине растение развивается хуже, потому что ему не хватает питательных веществ.
|
Нужен ли растению свет?
|
Фольга, растение (герань).
|
Ефимов И., Гришин К.
Иощенко К., Кондратьева К.
|
Выбрали листок герани и закрыли его фольгой, чтобы прекратить доступ света.
|
Фольгу тщательно закрепили скотчем. Листочки оказались как бы в пакетах из фольги.
|
Через неделю сняли фольгу. Один лист герани по краям пожелтел, а второй облетел.
|
Вывод: растениям нужен солнечный свет. Без света растение погибает.
|
Сколько воды нужно разным растениям?
|
Два листа от разных растений
(тонкий лист циссуса и толстый лист каланхоэ)
|
Кальянов А., Пестерева Я., Лапин С.
|
Выбрали для наблюдений два листа разной толщины: лист циссуса (тонкий) и лист каланхоэ (толстый).
|
Ежедневно вели наблюдения за тем, что происходит с листьями.
|
Через полторы недели лист циссуса почти высох, стал тоньше. Лист каланхоэ только начал засыхать по краям.
|
Вывод: растения с тонкими листьями быстрее испаряют влагу, поэтому их надо поливать чаще.
Растения с толстыми листьями дольше удерживают влагу, поэтому их надо поливать реже.
|
По окончанию наблюдений каждая группа ребят сделала выводы, рассказала о них всему классу и записала их в бланк. Тем группам, что затруднялись с выводами, коллективно оказывалась помощь.
На основании сделанных выводов мы разработали рекомендации для учащихся начальной школы по созданию условий для комнатных растений.
Для выполнения информационного проекта тоже разделились на группы, но в другом составе. Над этим проектом мы работали в кабинете информатики. За одним компьютером в идеале должны работать два ученика, но у нас класс большой (20 человек), за некоторыми компьютерами работали по трое.
Задача группы: каждая группа выбирает одно из комнатных растений (без повторов), ищет в энциклопедии (печатной или электронной) информацию о растении (главное - откуда это растение, какие условия ему необходимы). Затем группа делает один слайд презентации, на которой размещает фотографию растения и его название, а также значки по уходу за растением. Когда все слайды мы собрали в одну презентацию, получилась электронная памятка по уходу за цветами "Комнатные растения" (паспорта комнатных растений класса). На другом слайде группа размещала один из материков, а вокруг него - изображения цветов, которые оттуда родом. В итоге получилась вторая презентация - "Откуда вы родом?".
III. Оформление результатов
Продуктов общего проекта «Пригласим природу в дом» получилось несколько.
Продуктом исследовательского проекта стали справочники "Условные обозначения для ухода за комнатными растениями" и рекомендации, разработанные четвероклассниками на основе выводов, сделанных по итогам опытов и наблюдений. Они оформлены в бумажном варианте. Для справочников каждый ученик 4 класса готовил страницу. В итоге получилось 5 справочников: для всех начальных классов и подготовительной группы детского сада (структурное подразделение школы). Группе художников осталось только оформить обложки.
Продуктом информационного проекта стали презентации «Комнатные растения» и «Откуда вы родом?» Так как мы решили подарить презентации подготовительной группе детского сада (структурное подразделение школы), на слайдах минимум написанного - дошкольники должны "прочитать" схемы-рисунки о том, как следует ухаживать за растением. Если добавить в эту презентацию слайды с текстовой информацией (чередуя), то её можно адресовать ученикам 2 и 3 классов.
Но наш проект не ограничился только классом и школой: ещё мы решили участвовать в сетевом проекте Глобальной школьной лаборатории - ГлобалЛаб (GlobalLab).
Для начала выбрали то, что попроще (всё-таки новички): проект, связанный с комнатными растениями "Что растет на окошке у меня в горшочке". Цель проекта: определить, какие комнатные растения пользуются большей популярностью, и собрать галерею фотографий.
Вот поэтому в классе открылась "Школа фотографов". Ежедневно после уроков в классе оставалась группа из пяти человек. Каждый ученик выбирал растение в классе, готовил его к фотосессии: протирал листья, убирал сухие веточки и листочки, поливал. Потом выбирали место для фотосъёмки, учились, как расположить растение, чтобы оно красиво смотрелось. Затем каждый учился работать с фотоаппаратом и делал снимок выбранного растения. Все старались выбрать удачную композицию. 30 октября эта работа была завершена.
Затем надо было научиться загружать фотографии в ноутбук, редактировать и размещать в Глобальной школьной лаборатории.
Разделившись на группы, мы учились редактировать фотографии комнатных растений класса: поворачивать, обрезать, сохранять изменения. Затем познакомились с двумя способами загрузки фото на страницу проекта "Что растёт на окошке у меня в горшочке". Заполнили анкету и отправили в галерею три фотографии комнатных растений своего класса: циссус, сциндапсус и герань.
7 ноября 2014 года учащиеся 4 класса закончили свой первый проект в Глобальной школьной лаборатории. Благодаря участию в этом проекте мы многому научились.
IV. Презентация результатов
Презентация проекта о комнатных растениях состоялась на открытом мероприятии - экскурсии под названием "Зимний сад". 25 ноября малыши подготовительной группы СП "Детский сад" и первоклассники нашей школы побывали на экскурсии в "зимнем саду", которую приготовили ученики 4 класса.
Малыши узнали интересные факты о герани, кактусах и алоэ; учились, как правильно ухаживать за комнатными растениями и даже наблюдали проведение опыта. В конце экскурсии ребята немного поиграли: называли, под каким номером выставлены на столе герань, кактус, алоэ; закрывали глаза, а потом угадывали, что изменилось на выставочном столе.
Ученики 4 класса подарили малышам самодельные справочники "Уход за комнатными растениями". Надеемся, они помогут ребятам организовать правильный уход за растениями в классе и группе.
V. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
На протяжении всего проекта мы осваивали само- и взаимооценку. До проекта – это формирующее оценивание (стартовая презентация, заполнение таблицы ЗИУ на основе беседы по стартовой презентации).
В ходе проекта - таблица ЗИУ (заполнение графы “Что мы узнали?”), тест «Узнай цветок», викторина «Комнатные растения».
По окончанию проекта каждый ученик заполнил бланк отчёта о проекте, который вкладывается в индивидуальное портфолио, в раздел «Мои проекты». Приобретенные умения, знания, навыки каждый отметил на листе «Я научился».
12. Конечный результат (продукт проекта):
Ход проекта и его результаты отражены на сайте, созданном руководителем проекта: сайт-проект "Пригласим природу в дом" http://prirodavdome.ucoz.ru/
Продукт проекта - Справочники
Продукт проекта - презентация "Комнатные растения"
Продукт проекта - презентация "Откуда вы родом?"
Экскурсия для малышей
[1] Этапы проекта указаны по материалам источника: http://www.nachalka.com/node/425
|