Эссе «Я - педагог»
Меня с самого детства привлекала профессия учителя. Так хорошо было рассадить кукол и что-то им рассказывать, а потом ставить в журнал оценки. Так как в нашей семье все имеют педагогическое образование, мама когда-то работала учителем русского языка и литературы в Большеникольске, папа учителем физкультуры в Воздвиженской СОШ. Брат учитель физики, сестра пошла по стопам мамы. Естественно, казалось, что это так просто. Но когда пошла в школу, то увидела, как нелегок учительский хлеб. Моя первая учительница – человек замечательный. Она добрая, искренняя, справедливая. Все свои силы, знания и время отдает Лидия Марковна нам, заботится о том, чтобы мы стали просвещенными и добрыми людьми. Как и она, я хотела в будущем отдавать тепло и доброту своей души детям, мечтала тоже стать учительницей.
Мне кажется, что настоящий учитель - это человек, который имеет не только глубокие знания, а еще умеет общаться с детьми, воспитывать их честными, трудолюбивыми, добрыми. Поэтому идеалом для меня остается моя первая учительница, с которой мы начали читать, считать и писать. Я надеюсь, что тоже могу найти общий язык с учениками, если их уважать, прислушаться к их мыслям, всегда стараюсь учить добру своих воспитанников.
Учителем именно химии , я захотела стать уже в старших классах, когда по ближе познакомилась с таким замечательным человеком как Татьяна Ивановна Стариченко, меня завлек этот «Волшебный» предмет, постоянные превращения, настоящие чудеса. Каждый из нас любит сказки, А химия это – сказка, в каждом новом ученике, приходящем ко мне на урок , я вижу это свое первое удивление, восхищение от увиденного.
Не по-наслышке знаю, как трудно бывает молодому специалисту на первых порах. Вопросов много, а ответы узнать зачастую не у кого: бывает так, что этот молодой специалист - единственный учитель данного предмета в школе .
Молодые специалисты имеют на первых порах множество трудностей и прежде всего это моральные проблемы:
-как первый раз войти в незнакомый класс и стать в нем авторитетом;
-стать одновременно и другом и воспитателем;
-постоянная боязнь пропустить что-нибудь важное;
-поддерживать дисциплину;
-найти нужные для каждого слова;
-быть сдержанной и уравновешенной;
-общаться с родителями учащихся (зачастую родитель, оказавшись по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам);
Морально поддерживать нужно обязательно. У нас молодых есть теория, но нет практики.А теория и практика -это вещи разные. Желательно , чтобы была школа для молодых педагогов, привлекать их к общественной работе. У нас в школе и в районе, на мое счастье, такая школа была. Методобъединение молодых специалистов. Нам оказывалась огромная помощь, методической литературой, открытыми уроками и многим другим. Такая работа всегда необходима, чтобы преодолеть первый период адаптации к работе в школе, чтобы мы молодые специалисты могли творчески работать в развивающейся школе.
Проблем, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система моральных наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые из них (например, финансовые или проблема престижа профессии учителя в обществе) не находятся в компетенции администрации образовательного учреждения. А вот проблемы адаптации в коллективе, создания эмоционально благоприятной атмосферы, методической подготовки грамотного специалиста вполне могут быть решены в стенах учебного заведения.
Многие молодые учителя за частую еще и молодые родители, поэтому очень сложно на первых порах совместить работу и дом, успевать воспитывать и своих и чужих, каждый требует к себе отдельного внимания, и ни кого нельзя обделить. Очень большая нагрузка на нервную систему и весь организм в целом, порой кажется, что если сию минуту не разорвешься на части, то все рухнет.
Школа сегодня особенно нуждается в учителе нового типа, как по личностным, так и по профессиональным качествам. Современное развитие образования показывает, что для школы наступает новый этап связи науки и практики. Он состоит в том, чтобы создавать условия для развития профессиональной компетентности, что является важным фактором успешности учителя и качества его работы. Необходимо научить учителя самого решать эффективным способом текущие школьные проблемы, не ущемляя при этом интересы всех участников образовательного процесса. Это является основным направлением научно-методической работы в нашем образовательном учреждении.
В последнее время все чаще приходится слышать: «Молодые учителя — надежда и опора школы. За ними — будущее». Ожидания эти имеют свои основания: молодым предстоит долгая профессиональная жизнь. Но возникает вопрос: оправдаются ли эти ожидания? Ведь не секрет, что не все выпускники педагогических вузов хотят работать в школе. Почему?
Вполне очевидно, как бы ни совершенствовался учебно-воспитательный процесс в вузе, его выпускника нельзя рассматривать как готового, сложившегося учителя. Вуз не может вооружить его знаниями и навыками на все случаи жизни. Первые же самостоятельные шаги обнаруживают, что реальная практика профессиональной деятельности сложнее практики студенческой. Молодой учитель особенно уязвим, испытывая в работе трудности из-за неустойчивости, изменчивости сегодняшнего образовательного процесса. У него нет собственной сложившейся методики обучения и воспитания, для него социальный запрос на образование означает одновременное усвоение многих необходимых старых и немалого числа новых установок. Это осложняет его работу и профессиональное становление.
Между тем в современной школе остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Конечно, молодому учителю нелегко в начале профессиональной деятельности, но мудрая пословица гласит: «Дорогу осилит идущий». Чтобы процесс адаптации начинающего педагога прошел успешно, многое зависит от администрации школы, которая должна помнить: плохой хозяин выращивает сорняки, хороший — рис, умный возделывает почву, дальновидный растит помощников.
|