Знать, что тебя ждут
Для того чтобы стать учителем, мало получить педагогическое образование. Имея диплом, в котором записано, что ты учитель буквально через год понимаешь, что учитель это нечто большее. Учитель это в первую очередь творческая личность, которая не должна быть зажата рамками школьной программы. Если ты преподаватель физики, это не значит, что кроме своего предмета ты ничего не должен знать. Наоборот, чем шире кругозор учителя, чем он общительнее, тем легче установить контакт с учениками, коллегами и родителями. Это значит, что на уроках и на внеклассных мероприятиях он будет не просто «диктором», который выполняет функцию громкоговорителя, выдавая детям определенную данным мероприятием информацию.
Педагог будет воздействовать на духовную жизнь окружающих его людей и в первую очередь на детей. Здесь необходимо подчеркнуть, что учитель выполняет в обществе особую роль. Это воспитание и обучение подрастающего поколения.
Само существование государства зависит от того, какой заказ оно делает учителю, каким образом формулирует понятие гражданина. Но мало дать заказ, необходимо: во-первых, определить особый статус учителя как человека выполняющего одну из самых важных государственных функций (воспитание личности), во-вторых, школа должна быть государственной, при этом государство обязано нести ответственность за функционирование школы, ее материально-техническую базу, обеспеченность кадрами. И, конечно же, все это должно не просто декларироваться, а выполняться.
Все знают, как сложна профессия ювелира, как сложно на алмаз наносить грани. А ведь учитель – это тот же ювелир, в отличие от которого, у педагога в руках бесценное сокровище – ребенок, человек. Объединяет эти профессии результат работы: у ювелира – многогранный алмаз, а у учителя – всесторонне развитая личность.
Какие это будут грани, во многом зависит от него. Профессия учителя, в отличие от многих других профессий, не позволяет увидеть результат своего труда через короткий промежуток времени. Для оценки труда учителя должны пройти годы. И насколько он был успешен в достижении поставленных перед собой целей и задач в воспитании личности ребенка, можно судить по успехам его учеников. Здесь необходимо признать, что понятие успеха не значит достижение учениками определенных финансовых и должностных положений в обществе. Успешность – это полезность для окружающих, а значит и для общества, в котором мы живем. Как воспитать у детей стремление «быть полезным» обществу. Точных рецептов для этого нет, поэтому профессия учителя во многом сродни профессии актера. Каждый урок это спектакль, на котором ученики и учитель не имеют четко определенной роли. Если профессиональный актер добивается того, чтобы зритель на спектакле забыл, что он зритель, забыл про окружающую действительность, чтобы он видел себя непосредственным участником действия разворачивающегося на сцене, то на уроке четко определить кто зритель, кто актер, а кто режиссер невозможно. Каждый урок неповторим, необычен по-своему. Урок - это межличностное общение, где должны учитываться интересы, взгляды, позиции и даже настроение детей. Я выделяю именно, настроение детей, потому что ребенок должен быть, огражден от всего негативного, в том числе и от настроения учителя, если оно может отрицательно воздействовать на него.
Работа учителя, это процесс обучения и воспитания не только детей, но и родителей, а также самовоспитание и самообучение. Только совместная работа с родителями, коллегами, различными институтами общества способна дать эффективные результаты.
Общаясь со своими выпускниками, я вижу результат своей работы, чувствую удовлетворение.
А может, это и есть тот самый счастливый миг в жизни человека, учителя? И в этом состоит секрет человеческого счастья. Точно знать, что тебя любят и ждут.
|