IV Межрегиональный литературно-краеведческий конкурс
«На волжских просторах»
«Краеведческая работа в образовательном учреждении»
Занятие кружка
«Основы православной культуры»
Праздник «Краски Пасхи»
Макрова Татьяна Петровна
учитель начальных классов
МОУ – СОШ п. Осиновский
Марксовского района
Саратовской области
Аннотация к работе
Мероприятие предназначено для учащихся начальных классов, изучающих ОПК, ИЗО. Музыки.
Приобретенные знания, умения и навыки помогут детям обобщить знания о православном празднике Пасха, художественных промыслах России, которые станут основой формирования гражданской позиции.
Актуальность
Современный образовательный стандарт предъявляет новые требования к организации процесса духовно – нравственной культуры обучающихся, формирование поликультурной компетентности (знание и принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к носителям той или иной культуры), сохранение традиций и обычаев своего народа.
Тема: Краски пасхи
Цели
Образовательные: формирование знаний о праздновании Пасхи, о пасхальных традициях, создание условий для изучения декоративного искусства и его места в жизни общества. ознакомления с особенностями художественных промыслов России –филимоновской игрушкой, дымковской игрушкой, хохломской и гжельской росписью; формирование умения создавать фрагмент росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.
Развивающие: развитие эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска
Воспитательные: воспитание чувства уважения к традициям и обрядам празднования православного праздника Пасхи,
развитие морального сознания и ориентировки учащихся в сфере нравственно – этических отношений, овладение национальным наследием отождествление себя с российским народом как носителем великой культуры.
Планируемые результаты:
- Предметные: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Учить выдвигать критерии оценивания свои результаты и результаты сверстников.
- Формирование умения высказывать свои мысли , свои предположения.
Познавательные:
- Создать условия детей с особенностями художественных промыслов.
- Выделить основные особенности построения орнамента.
- Развитие внимания, наблюдательности.
Коммуникативные:
- Формирование умения правильно формулировать ответы на поставленные вопросы.
- Формирование умения вести диалог.
- Формирование слушать и понимать других.
Личностные:
- Воспитание эстетических, патриотических чувств
- Умение видеть достоинства работ своих одноклассников
Межпредметные связи: основы православной культуры, изобразительное искусство, литература, окружающий мир, музыка
Формы и методы обучения:
фронтальная, групповая и индивидуальная формы обучения; объяснительно-иллюстративный метод, практический метод, педагогический рисунок, рассказ, беседа, работа с раздаточным материалом, практическая творческая работа.
Основные понятия, термины:
декоративно-прикладное искусство, хохломская роспись, гжельская роспись, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, композиция,
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, фонограмма « Колокольный звон», видеоролик «Светлый праздник пасхи» , макет православного храма, деревянные ложки, образцы яиц с росписью, шаблоны яиц разного тона для детей, гуашевые краски, кисти ,салфетки, вода в баночках, плакат «Пасхальный натюрморт», картинки с изображением дымковской игрушки, филимоновской игрушки, гжельской росписи, хохломской росписи, выставка рисунков 1 класса, презентация «Краски Пасхи»
Используемые ресурсы:
- С.Э.Наперстникова»Основы православной культуры» Методические рекомендации, 1-ый год обучения, Курск , 2007
- Ю.В.Максимов «Русское народное декоративно – прикладное искусство» Пособие для воспитателей детских садов, издательство «Советский художник», Москва, 1978
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2013/06/07/konspekt-uroka-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-vo-2-klasse-narodno
- http://festival.1september.ru/articles/571102/
- http://kopilkaurokov.ru/izo/uroki/konspiekt-uroka-na-tiemu-narodnyie-khudozhiestviennyie-promysly-rossii
- https://www.youtube.com/watch?v=TIUzFQ8HdI8 видеоролик
- http://rusonom.ru/attraction/614 фото филимоновские игрушки
- http://www.syl.ru/article/173218/new_dyimkovskaya-igrushka-istoriya-promyisla-tehnologiya-sozdaniya-foto фото дымковская игрушка
- http://kak2z.ru/index.php?topic=260271.0 фото гжель
- http://www.mybiblioteka.su/4-46854.html фото хохломская роспись
Ход праздника
Учитель: Я хочу начать мероприятие словами великого писателя - Н.В.Гоголя.
"Не умирают обычаи, которым суждено быть вечными:"
Слушание «Колокольный звон»
Ученики 1 класса читают стихи:
1-ый ученик
Говорят, что Пасху раньше
Отмечала вся страна.
На качелях сидя, дружно
Улыбалась детвора.
2-ой ученик
Молодёжь теперь не знает,
Как же Пасху отмечать:
Яйца красить, кулич стряпать
И гостей к столу встречать.
3 – ий ученик
Заглянули в старину мы-
Будто дождь омыл сердца.
И сегодня вам расскажем
О Воскресении Христа.
- О каком празднике рассказано в стихотворении? (о Пасхе)
- Что вы знаете об этом празднике? (Ответы детей)
Можно по - разному смотреть на праздник Пасхи, это и церковное торжество, и обрядовое, и человечное и человеческое. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». День Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви.
Пасха - главный христианский праздник, несущий в себе идею Воскрешения, установленный христианской церковью в честь Воскрешения распятого на кресте Иисуса Христа. Своими корнями Пасха уходит в далёкое прошлое. Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего за днём весеннего равноденствия. Поэтому она не имеет точно определённой даты. Для празднования Пасхи составляются особые таблицы - пасхалии. Последняя неделя перед Пасхой - страстная, посвященная страстям (страданиям) Иисуса Христа.
Христианская церковь отмечает Пасху очень торжественно, Всенощным Богослужением, Крестным ходом.
В народе сохранилось много обычаев и обрядов, связанных с празднованием Пасхи. На Пасху все ходят друг к другу в гости, христосуются, поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания, одаривают друг друга крашеными яйцами и куличами. Со светлого Воскресенья начинаются праздничные гуляния, которые раньше продолжались всю Светлую неделю. На Пасху всем желающим мужчинам разрешается взбираться на колокольню и звонить в колокола.
Учитель
Русские поэты всей душой любили Пасху Христову и посвятили этому празднику много стихов.
Дети читают стихи русских поэтов.
- Праздник праздников грядёт,
В храм святить народ несёт
Яйца, пасхи сырные,
Куличи имбирные
- Открыты царские врата пред нами,
Святой огонь сияет от свечи..
Кругом опять расставили во храме
Цветные яйца, пасхи, куличи.
Ещё темно, но солнышко играет.
Играет всеми красками небес.
И радостно друг другу повторяет:
Христос воскрес! Воистину воскрес!
- Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон!
- Вижу я солнышко- радостно мне.
Радуюсь зелени, свету, весне!
Радуюсь ласточке и воробьям.
Радуюсь саду и разным цветам.
Радость от бога, я это узнала.
Мама мне это сегодня сказала.
- Пусть я сегодня слаб и мал,
Но это – ничего.
Христос людей благословил,
Люблю его за то.
Он даже взрослым говорил:
«Детьми вам надо быть».
Он даст мне роста, даст мне сил,
Научит всех любить.
- Солнышко встало в полях за рекою.
Утро настало уже голубое.
Птицы щебечут в одном упоенье.
Славят Христа за Его Воскресенье.
- Ушла, ушла зима седая!
Всё оживает: поле, лес;
Луг зеленеет, глаз лаская,
Христос воскрес! Христос воскрес!
Прощанью радуясь с зимою,
Бегут детишки в ближний лес
И говорят между собою:
Христос воскрес! Христос воскрес!
Песня «Сегодня за окошком чирикнул воробей»
Дети 1 класса
Вот и Пасха к нам пришла,
Праздник Светлый принесла.
Светит солнышко с небес,
шумит вдали зеленый лес
И гимн звучит: «Христос воскрес».
Воистину Воскрес!
Динь-дон, динь-дон.
Слышите Пасхальный звон?
Идите, спешите,
радость всем несите.
На Пасху собирайтесь,
Чуду удивляйтесь.
«Христос Воскрес! Христос Воскрес!» -
Звучит торжественно окрест.
Из самых отдаленных мест
Идет церковный благовест,
«Христос воистину Воскрес!»
И благодать сошла с небес,
И улыбнулся солнцу лес:
«Христос Воскрес! Христос Воскрес!»
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес.
Христос воскрес!
Христос воскрес!
Бог нас учит совершать
Добрые дела для близких
Никого не обижать
Даже маленькую киску.
Солнышко сильнее греет,
Птичьи песенки слышны,
И листочки зеленеют
Праздник Пасхи - день весны!
Учитель
Отгадайте загадку:
Красно катается – всему миру чудо оповещается! (Пасхальное яичко)
- С праздником Пасхи исстари связано много самых светлых и добрых традиций. К празднику пекли куличи, делали из творога пасху, красили яйца и освещали их в церкви. Яйцо стало символом Пасхи. К яйцу всегда относились с особым почитанием – в нём зарождается жизнь.
- А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
А сейчас, ребята, мы отправимся в путешествие в прошлое. Представим себе, что мы готовимся к празднику Пасхи в древней Руси.
В нашей мастерской всё приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к празднику Пасхи интересным узором.
Работа в группах.
1-я группа Артель из села Филимоново (сообщения детей)
Ученики из артели «Филимоновская игрушка»
Тут поют свои частушки знаменитые игрушки –
Филимон с гармошкой, с внуком Филимошкой!
- Вы откуда, Филимоны?
-Мы из Филимоново! Обогнали мы в дороге пешего и конного
- В деревне Филимоново, расположенной недалеко от Тулы, издавна занимались изготовлением свистулек, изображающих животных, птиц, человека.
- Техника изготовления филимоновской и дымковской игрушек очень похожа.
- Отличие же в том, что готовые изделия не забеливаются, а роспись наносится на естественный цвет глины.
- Орнамент и колорит росписи просты – поперечные и долевые полоски малинового и зелёного цветов.
2 – я группа. Артель из села Дымково (сообщения детей)
Мастер глину замесил
И игрушек налепил.
После высушил, и в печь –
Добела их все обжечь.
А потом он краски взял
И игрушки расписал.
Вот они какие в ряд
Разноцветные стоят:
- В селе Дымково, пригороде Вятки ( г. Киров), издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек.
- Дымковскую игрушку расписывают кружками, кольцами, полосками, змейками.
- Цвета используемы в дымковской игрушке: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный.
3-я группа. Артель и села Гжель (сообщения детей)
Сине–голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись … (Гжель)
- А деревня наша Гжель не за тридевять земель.
Под Москвою мы живём. Глину месим и поём.
Очень любим синий цвет, потому что краше нет.
- Гжель – это фарфоровые изделия сине-белого цвета. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Поэтому Родиной Гжели считается Московская область.
4-я группа. Артель и села Хохлома (сообщения детей)
Мир волшебной хохломы
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Черно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.
-Хохлома - так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи изделия из окрестных сел и деревень. Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи-край насыщенной истории и самобытной культуры.
Выбор детьми силуэта яйца и творческая деятельность, индивидуальная помощь в ходе работы.
Конкурс «Самое нарядное яйцо» Выигрывает тот, чье яйцо наберет больше симпатий
Учитель
- Первый день Пасхи в воскресенье обычно проводили дома, в кругу семьи. Со второго дня ( а Пасху празднуют в течении недели) начинались народные гулянья. И хороводы водили, и пляски устраивали, конечно, играли в игры.
Игра « Волчок»
На полу ребята крутят яйца. Игра проводится в парах. Чьё яйцо дольше покрутится. Победитель награждается конфетой.
Эстафета с яйцами.
Самые быстрые! Самые ловкие!
Ну – ка, похвалитесь своею сноровкою!
Наше задание очень несложное.
Для любого вполне возможное.
Берёшь яйцо, кладёшь в ложку
И пробежишь с ним немножко.
Если первый прибежал,
Значит ясно – приз забрал!
Рефлексия
В завершении мероприятия дети исполняют песню «У моей России»
|