Диагноз: ОНР III,дизартрия
Нарушение звукопроизношения: свистящие (С,З,Ц), шипящие (Ш,Ж,Ч), соноры (Л,ЛЬ,Р,РЬ)
Формирование правильного звукопроизношения
1-й этап: «Развитие общей и речевой моторики». (7-14 часов)
1. Развитие общей моторики (выполнение гимнастических упр. Игры для развития
координации и чувства ритма)
2. Развитие мелких движений рук и пальцев (пальчиковая гимнастика, обводки,
штриховки, вырезание ножницами, тренажеры и т.д.)
3. Развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания и памяти.
4. Развитие подвижности речевого аппарата (упр. направленные на развитие
подвижности губ, мышц языка)
2-й этап: «Постановка и коррекция звука» (5-8 часов)
1. Знакомство с артикуляцией звука (показ артикуляции перед зеркалом, профеля
данного звука).
2. Специальные упражнения для свистящих и шипящих звуков. (работа над
вспомогательными звуками, механическая помощь, работа над силой выдоха и т.д.)
3. Коррекция звука (работа над точностью, чистотой, плавностью, силой, темпом…).
4. Работа над голосом и дыханием.
3-й этап: «Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности». (10-15 часов)
1. Работа над звуком.
- звук в слоге: открытом, закрытом, в звукосочетаниях.
- звук в слове: в начале, в середине, в конце.
- звук в предложении.
- звук в тексте.
- пословицы, поговорки, стихи.
- скороговорки.
2. Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и
фонематических представлений.
- узнавание звука на фоне слога, слова.
- формирование фонематического анализа (определени1е места звука в слове,
определение количества звуков в слове, назвать звуки по порядку и т.д.).
- развитие синтетической деятельности (подбор слов на заданный звук, придумы-
вание слов по количеству слогов, подбор картинок, преобразование слов).
- дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).
4-й этап « Автоматизация и дифференциация звуков в самостоятельной речи. Закрепление звуков в речи. Работа над следующим звуком.(20 часов)
Лексика.
- Уточнение и расширение словаря по тематическому плану.
- Уточнение названий геометрических фигур, цветов и оттенков.
- Расширение предметного словаря.
- Расширение словаря признаков.
- Расширение словаря глаголов.
- Изучение антонимов.
Грамматический строй речи.
- Образование глаголов – антонимов.
- Образование притяжательных прилагательных.
- Работа по пониманию и употреблению простых предлогов.
- Работа над согласованием существительных с прилагательными.
- Работа над правильным согласованием существительных с местоимениями.
- Работа над правильным согласованием существительных с глаголом.
- Работа над правильным согласованием существительных с числительными.
- Работа над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
- Образование относительных прилагательных.
- Образование единственного и множественного числа существительных в дательном и предложном падежах.2
- Изучение слов исключений при образовании множественного числа.
- Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных.
- Образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных.
- Работа по пониманию и употреблению сложных предлогов.
Формирование и совершенствование фонематического слуха.
- Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков.
- Повторение сочетания гласных звуков при их чёткой артикуляции.
- Повторение цепочки слогов с легко произносимыми звуками.
- Повторение цепочки слогов с оппозиционными по твёрдости-мягкости легко произносимыми согласными.
- Повторение цепочки слогов с оппозиционными по звонкости-глухости легко произносимыми согласными.
- Повторение цепочки слогов со стечением легко произносимых согласных звуков.
- Рифмовки незаконченные, рифмовки- перепутанки, рифмовки- трудноговорки.
- Повторение 3-4 похожих по звучанию слов.
Освоение звукового анализа и синтеза.
Связная речь.
1. Составление рассказа – описания по наглядному образцу.
2. Составление рассказа по сюжетной картине.
3. Составление рассказа на материале собственного опыта.
4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
5. Пересказ сказок и простых текстов.
6. Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок.
Развитие слоговой структуры слов.
Развитие высших психических функций и моторики.
- Развитие произвольного запоминания.
- Увеличение объёма слухоречевой памяти.
- Развитие всех видов восприятия.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие мелкой и мимической моторики.
- Развитие кинестетического восприятия.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие воображения.
- Развитие логического мышления.
|