1.Праздник, праздник
Празднуем семьей,
Праздник, праздник
Книжки золотой!
Буковки! Буковки! –
Весело кричат
Сорок правнуков
И двадцать пять внучат.
Припев:
Звуки согласные, гласные –
Столько лет,
столько лет вместе!
Звуки согласные, гласные –
Дружно поют эту песню.
Звуки согласные, гласные –
Столько лет,
столько лет вместе!
Звуки согласные, гласные
Мы изучали все вместе!
2.В эту книгу
С детства влюблены
Мамы, папы
И, конечно, мы.
Очень сильный
Дедушка танцор,
Ну а бабушка
Поет, как сводный хор!
Припев
3.В праздник, в праздник
Книги дорогой
Ей желаем
Жизни молодой,
Поднимаем
Ладошки высоко
И, похлопав,
Воскликнем: «Браво!»
Припев
Учитель: Праздник у нас с вами необычный – единственный, который никогда не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной книге – Букварю. А вы знаете, что букварю более 400 лет. Эта самая старая книга во всём мире. И много лет учит она читать детей. И вам букварь помог: открыл для вас светлый путь в увлекательный мир знаний.
Сегодня у нас детский праздник — а это шутки, игры, песни, танцы. Это вы, такие нарядные, красивые, а главное умненькие ребята. Умные потому, что вы научились читать, писать, и помогла вам в этом ваша первая книга, которую вы взяли в руки.
1.ученик
Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с БУКВАРЯ обложку, и закладок нет…
Все взволнованы немножко. В чём секрет?
2. ученик
Дочитали эту книгу
школьники вчера,
А сегодня – день прощанья,
праздник БУКВАРЯ!
3.ученик
За окном снежинки пляшут,
Сказки зимние даря,
Новый праздник в первом классе –
Это праздник Букваря.
4. ученик
Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря.
Здравствуй, праздник!
Школьный праздник!
Славный праздник Букваря!
Каждая команда получает лист бумаги, на котором написан слог «на». Задание: за 5мин составить как можно больше слов, начинающихся с данного слога. Лист для проверки также прикрепляется на классную доску.
Слайд 4.
Выходит Мастер Ударение:
Я волшебным молотком
Без всякого стеснения
Стучу по каждому из слов.
Кто я?
Все: Ударение!
Учитель: Давайте вспомним, как все начиналось. Многие из вас, еще не умея читать, на первых уроках учились слушать и слышать слово, а помощниками нашими были... (звуки). Кто расскажет, что такое «звук»? (Краткие рассказы первоклассников)
Слайд 5.
Выходят Звуковички.
В устной речи звуки дружат,
Человеку верно служат.
Звук за звуком будет слово –
Слово «мама» уж готово!
Игра« Звуки»
Первый звуковичек
Ель, топор, лопата, руки -
В каждой словно слышим звуки.
Звуки эти разные: ВСЕ ВМЕСТЕ. Гласные, согласные. Второй звуковичек.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке Аленку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Учитель: Назовите эти звуки. Первый звуковичек
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Учитель: Как такие звуки называются? ВСЕ ВМЕСТЕ.
С-с-с... змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш... шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж... шмели в саду жужжат,
Р-р-р... моторы торахтят.
Второй звуковичек :Изучая букварь, мы узнали правописание «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».
В сочетании «жи-ши»
Только «и» всегда пиши.
В сочетании «ча-ща»
Пишут только букву «а».
В сочетании «чу-щу»
Пиши только букву «у». Выходят Тим и Том.
Слайд 6.
Тим. Я мягкий, нежный, милый Тим.
Том. Я строгий рослый Том.
Тим. В зеленом я люблю ходить.
Том. Я – только в голубом.
Тим. Мы о согласных день и ночь
Том. Заботимся вдвоем.
Тим. За мягких отвечаю я,
За твердых – братец Том.
Игра «Загадки о буквах». Проводят Тим и Том
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)
Чтобы «О» не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква … (Ю)
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук. (Ж)
Вы посмотрите – кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу? (Б)
Хитрый знак –
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь
Без пожара, просто так?
Это буква... (Мягкий знак.)
Игра « Сделай букву»
Играть может целый класс ребят.
Ведущий вызывает одного или двоих-троих человек и называет букву. Дети должны показать ее. Некоторые буквы можно сделать одному человеку, а некоторые - вдвоем или втроем.
Например:
Буква "Ф" - один человек ставит руки себе на пояс.
Буква "М" - стоят двое на небольшом расстоянии друг от друга лицом к зрителям, боком друг к другу, они держаться за руки так, чтобы их руки были прямыми.
Буква "О" - двое или трое становятся в круг и держаться за руки, образуя кольцо.
Буква "Г" - один человек держит руку поднятой под прямым углом.
Буква "П" - двое стоят лицом к зрителям, боком друг к другу. Каждый из них показывает букву "г", один правой, другой - левой рукой. Их руки соединяются и образуют букву "П"
Буква "Р" - один ставит руку себе на пояс.
Буква "Т" - один поднимает руки и держит их вытянутыми на уровне плеч под прямым углом.
Буква "Ж" - двое стоят лицом к зрителям, прижавшись друг к другу боками. Каждый отставляет одну ногу в сторону и одну руку вверх под углом 45 градусов.
При желании из таких букв можно составить целые слова.
Слайд 7.
Ученик.
Букварем букварь назвали,
Потому что учит он
Записать звук-невидимку
Буквой – видимым значком.
Ученик.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай: СОВА.
Ученик.
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (запомни: МАША!)
К нам явились на урок.
Ученик.
Мила мыла руки мылом,
Маша кашу варит нам,
Чтоб скорей и легче было,
Все читайте по слогам! Ученик.
Соединили мы два слова -
И предложение готово:
Дождь идет.
Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
Ученик.
Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
-Мы научились все читать.
Все мы сегодня говорим.
- Спасибо букварю!
А я ему от всех ребят
Подарки подарю.
На сцене появляется мальчик в костюме Букваря. Учитель : (обращается к Букваренку). Наши подарки непростые. Мы сейчас тебе покажем, чему мы научились с твоей помощью за полгода. Букваренок(важно).
Ну, а я здесь посижу,
На подарки посмотрю... Двое ребят выносят стул, торжественно ведут Букваренка и усаживают его.
Учитель: А теперь мы с группой ребят загадаем вам интересные загадки про азбуку. Условие таково: ребята читают четверостишья, а все остальные, вместе с гостями, хором называют необходимую букву-отгадку. А сочинил эту удивительную азбуку Николай Пунько — изобретатель и поэт, блистательно владеющий мастерством игры в слова.
Итак, начинаем.
Выходят ребят и читают стихотворение.
ученик:
Аист — птица-почтальон,
Прилетит весною он.
Прилетит издалека
Принесет нам букву ... (А)
ученик:
Бегемотик, бегемот,
У него большой живот.
Он играет на трубе,
На трубе под буквой ... (Б)
ученик:
Волк, голодный серый волк
Выл он, выл, потом умолк.
Волк сейчас сидит в траве,
Волк — в траве под буквой ... (В)
ученик:
Гусь, большой горластый гусь.
Я его чуть-чуть боюсь.
Гусь гогочет: «Гэ-гэ-гэ!
Гэ-Гэ-Гэ под буквой ... (Г)
ученик:
Дельфин, веселый наш дельфин
Играет в море не один,
Там два дельфина на воде
Играя учат букву ... (Д)
ученик:
Если нет других забот
Ежевику ест енот,
И на розовой стене
Он рисует букву ... (Е)
ученик:
Ежик елку наряжал,
Елкой сам как будто стал.
Говорит он: «Все мое!
На страничке с буквой ... (Ё)».
ученик:
Жираф — высокий наш жираф,
У него веселый нрав.
Мы с ним на третьем этаже
Смеясь, запомним букву ... (Жэ)
ученик:
Зебра, ты сестра лошадки?
Поиграй-ка с нами в прятки.
Спрячься где-нибудь в лозе,
На картинке с буквой ... (3)
ученик:
Индюки и индюшата
Интересные ребята.
На индюшек посмотри
И запомни букву ... (И)
ученик:
Йог в столовой нам найдет
Йогурт, а в аптечке — йод.
И подарит что-то сладкое
Если выучим ... (И краткое)
ученик:
Киви. Птица киви
Любит кушать вкусный киви.
С киви мы, наверняка,
Не забудем букву ... (К)
ученик:
Лев — он лев, он царь зверей,
Потому что всех смелей.
Примеряет лев шинель,
А шинель под буквой ... (Л)
ученик:
Медвежонок кушал мед:
Лапку — в бочку, лапку — в мед.
И рычит: «Медок я съем
И запомню букву ... (М)».
ученик:
Носорог нашел носок,
Но надеть его не смог.
Он к носку попался в плен
ученик:
Овечка, бледная овечка
У нее болит сердечко.
Тихо стонет: «О-о-о!»
Ей знакома буква ... (О)
ученик:
Попугайчик, попугай,
Папу с мамой не пугай.
Не ищи жучка в крупе,
А найди нам букву ... (П)
ученик:
Рак — речной усатый рак.
Учится он кое-как.
Не бери с него пример,
А запомни букву ... (Р)
ученик:
Слон — огромный дядя-слон,
Слушать сказки любит он.
Сказку про дремучий лес
Слушает под буквой ... (С)
ученик:
Тигр — это та же кошка,
Только дикая немножко.
Тигр учит «таратэ»,
«Таратэ» под буквой ... (Т)
ученик:
Утка утром у калитки
Улыбается улитке,
Ковыряется в носу
На картинке с буквой ... (У)
ученик:
Филин нам найти помог
Фиолетовый флажок.
И на веточку присев,
Нам покажет букву ... (Ф)
ученик:
Хомяк — смешной зверек хомяк
Урок не учит натощак.
Летит от зерен шелуха,
Хомяк так учит букву ... (X)
ученик:
«Цып, цып, цып!» — пищит цыпленок,
Голосок его так звонок!
Он, наверное, в яйце
Выучил лишь букву ... (Ц)
ученик:
Черепаха понимает,
Что домой не опоздает.
При луне, как при свече,
Подползает к букве ... (Ч)
ученик:
Шимпанзе залез на стул,
Шарфик с вешалки стянул.
Что-то вроде шалаша,
Сотворил под буквой ... (Ш)
ученик:
Щуке в речке каждый день
Щеткой зубы чистить лень.
Позвала к себе леща —
От леща осталась ... (Щ)
ученик:
То ли буква, то ли так,
Крючковатый твердый знак.
Не рифмуется никак
Несъедобный ... (твердый знак)
ученик:
Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах: «кроты»,
«бусы», «сыр» и в слове «мы».
Ты запомни букву ... (Ы)
ученик:
А беззвучный мягкий знак
Пишется всегда вот так: «Ь».
А что должен он смягчать?
В школе сможешь ты узнать!
ученик:
Эскимосам эскимос
Эскимо в кармане нес...
Теперь плачет: «Э-э-э!»
Весь в слезах под буквой ... (Э)
ученик:
Юрта, юрта — дом степной,
Теплый дом, переносной.
Песенку о нем спою,
Чтоб запомнить букву ... (Ю)
ученик:
Яблочко растет на ветке,
Его любят наши детки.
Яблочко люблю и я —
С ним запомню букву ... (Я)
Букваренок:
Пора, друзья, проститься нужно.
Всех поздравляю от души.
Пусть в этой школе живут дружно
И старшие, и малыши!
Чтобы побольше вы книжек читали,
Чтобы красиво в тетрадках писали,
Чтобы умели считать, рисовать.
Чтобы учились на круглые «пять».
Слайд 8.
Ученик 7.
Беру Букварь в последний раз
Несу Букварь в просторный класс.
И дорогому Букварю я говорю:"Благодарю".
Ты - книга первая моя,
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть
Все книги я могу прочесть.
Учитель :
Ну, вот и подходит к концу наш праздник. Позади нелегкий труд
Медленного чтения.
Вам сегодня выдают
Удостоверения.
В том, что вы «Букварь» прочли,
Полный курс наук прошли.
Можете теперь прочесть
Книжки все, какие есть!
(На вручение удостоверений приглашается завуч школы
Детям выдаются удостоверения. Завуч называет наименование класса и передаёт удостоверения и подарочные книжки Букварю).
Библиотекарь: Ребята! Я с интересом наблюдала за вами на этом празднике и увидела, как вы повзрослели и поумнели. Глядя на вас, я поняла, что вы любите читать книги, Главное, что вы подружились, а дружба и знание книг помогут вам в учёбе. Я с большим удовольствием жду вас в библиотеке, чтобы продолжить ваше путешествие по стране Литературии. Поздравляю вас, ребята , с окончанием «Букваря»
По давно установленной традиции сегодня вы должны дать клятву читателей. Для принятия клятвы прошу всех встать!( Ребята первых классов посвящаются в читатели.
Слайд 9.
(Читает клятву:)
Брать книги только чистыми руками.
Все: - Клянёмся!
Обернуть книгу, вложить в нее закладку.
Все: - Клянёмся!
Не перегибать книгу при чтении.
Все: - Клянёмся!
Вовремя возвращать книгу в библиотеку.
Все: - Клянёмся!
Учитель: Я очень надеюсь, что вы в библиотеке познакомитесь с замечательными писателями и поэтами, будете с удовольствием читать их замечательные произведения. А свои достижения вы будете записывать в «Дневник Читателя».
/Каждый ученик получает красиво оформленный «Дневник Читателя»/
Дорогие ребята, уважаемые родители! Вот и подошел момент прощания с нашей первой учебной книгой. Дорогие ребята, поздравляю Вас с первой школьной победой, которую Вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Кажется, еще вчера вы, ребята, переступили порог школы, пришли в первый класс. А сегодня, посмотрите, уважаемые родители, на своих детей – как они изменились, выросли, поумнели. Они многое узнали, многому научились. И помогла им в этом их первая учебная книга, которая называется «Букварь». Этот учебник многих детей научил читать, а тех, кто уже умел читать до школы, познакомил с буквами и звуками, с частями слова, научил работать с текстом и многому другому. Без этих знаний невозможно учиться дальше. Но Букварь познакомил вас не только с буквами, его страницы учили вас быть дружными, воспитанными, умеющими выполнять школьные правила.
И наш праздник завершая,
Дружно песенку споем
ПЕСНЯ на мелодию «ГОЛУБОЙ ВАГОН».
Праздник наш сегодня завершается,
С БУКВАРЁМ простились мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс.
Солнышко ласково Дружные, дружные
В небе улыбается, Девочки и мальчики
Детские песенки Радостно учатся,
Слышим там и тут. Весело живут!
Фотография на память.
Приложение Игры
Игра «Выручи буквы»
На заготовленных для каждой команды альбомных листах в разноцветных кружках нарисованы элементы букв.
Учитель: Жук-буквоедик постарался на славу! Допишите фломастером элементы букв. Когда команда заканчивает выполнять задание, лист для проверки вывешивается на классную доску. Дополнительное задание: из полученных букв составить слова.
Конкурс «Слово»
Капитанам даются карточки, на каждой из которых написаны 3 слова, но буквы в словах переставлены. Задание: угадать слова.
Учитель: Пока наши капитаны готовятся, мы с вами поиграем в забавную игру
Серию мини-конкурсов можно проводить в течение всего праздника; можно выбрать самые удачные для данного классного коллектива, а остальные провести на последующих классных часах или нетрадиционных уроках.
Соревноваться могут как команды, так и отдельные игроки.
1. Кто более точно назовет страницу учебника, на которой закончили изучение материала по какому-либо предмету на прошлой неделе?
2. Кто назовет количество страниц в школьном классном журнале?
3. Кто быстрее «обернет» 10 тетрадей в обложки, не помяв «корочки» тетрадок?
4. Кто более точно назовет вес самого толстого учебника?
5. Чей портфель самый вместительный, тяжелый, легкий?
6. А у кого в портфеле больше, чем у других, цветных карандашей или фломастеров?
7. А у кого в классе самая длинная линейка? И чья команда из линеек выложит самую длинную дорожку?
8. Кто быстрее начертит поля в тетради — аккуратно, красным фломастером?
9. Кто с помощью степлера создаст самый неповторимый головной убор из старых обложек для тетрадей и дневников? А комнатные тапочки?
10. Кто быстрее попадет карандашом, подвешенным на веревочке и укрепленным на ноге, в подставку для карандашей?
11. Какая из команд выстроит башню выше из имеющихся книг, тетрадей, пеналов, альбомов?
Эстафета.
Какая команда быстрее соберет в портфель, расположенный в 3—5 м от нее, карандаш, ручку, ластик, треугольник, фломастеры, тетради и т. д., перемещая за один раз только одну школьную принадлежность.
Учитель: Пока мы соревновались, капитаны выполнили свои задания.
Объявляется результат конкурса капитанов.
«Из одного слова — несколько»
Играют все команды. Кто быстрее на каждую букву слова «азбука» придумает по одному трехсложному слову (армия, защита, барабан и т. д.).
Учитель: А теперь поиграем в «Угадайку»
Вспомним литературных героев, прочитанных вами книг и сказок, а также их авторов:
а) Кто автор сказки, героиня которой пришла на бал в хрустальных туфельках? (Ш. Перро. «Золушка»)
б) Кто и кем был обманут, попав в Страну Дураков? (Буратино Лисой Алисой и Котом Базилио, авт. А.Н. Толстой)
в) Кто не хотел учиться, но пытался стать и поэтом, и музыкантом, и художником, и водителем газированного автомобиля? (Незнайка, авт. Н. Носов)
Учитель: Наше путешествие было бы не совсем интересным, если бы мы не показали фрагмент любимой сказки.
Инсценировка сказки А. С. Пушкина о рыбаке и рыбке.
ш праздник и прощаясь с «Азбукой», давайте подумаем, за что можно сказать «спасибо» первому учебнику?
Рассуждения ребят.
Учитель: Одним из последних стихотворений в нашей «Азбуке», посвященных буквам, было стихотворение С.Я. Маршака..
Учащиеся сразу вспоминают это стихотворение, так как учили его наизусть и не раз читали в классе на уроках: «Ты эти буквы заучи...»
Ребята встают и хором декламируют стихотворение. Заключительный этап — вручение призов, подарков в честь окончания первого учебник.
Вручение учебников по русскому языку и чтению с просьбой обернуть, сделать закладку. По окончании праздника могут прозвучать пожелания или поздравления от родителей и учителей.
Физкультминутка.
Ну-ка дружно все вставайте
И за мною повторяйте!
Букваренок потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Три нагнулся,
Подтянулся!
Руки в стороны развел,
букву, видно, не нашел.
Чтобы букву нам достать,
Надо на носочки встать.
Букву достали,
Посидим, а то устали.
Игра «виды спорта»
Вспомните виды спорта, названия которых начинаются с буквы, что я показываю:
Ф (футбол, фехтование, фигурное катание);
В (волейбол, водное поло, велоспорт);
Ш (шахматы, шашки);
П (плавание, парусный спорт, прыжки в воду);
Т (теннис, тяжелая атлетика).
Игра « Прицепи вагончики»
задание: каждая команда должна собрать поезд. К паровозику надо прицепить буквы-вагончики, чтобы получилось слово-отгадка.
1. Я люблю прямоту,
Я самая прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
2. У карандаша простого
Есть помощница одна.
Если сделает ошибку,
Вмиг сотрет ее она.
Игра « Бюро находок»
Ведущий: буквы решили немного пошалить. Они разбежались по листку. А раньше из них можно было составить несколько слов. Давайте найдем эти слова.
Ответ для первого квадрата: (шуба, слон, осень, оса)
Ответ для второго квадрата (снег, поле, весна, кот)