Размещено: Анна Эдуардовна Булышева - чт, 02/03/2017 - 00:31
Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность
Хочу представиться, меня зовут - Булышева Анна Эдуардовна. Я работаю в МБДОУ «детский сад комбинированного вида» №8, города Гатчина.
Львиную долю нашей жизни занимает время на работе. Огромное счастье, когда работа приносит удовольствие и моральное удовлетворение. Это значит, что ты правильно выбрал свою профессиональную стезю. Учитель-логопед – это призвание, внутреннее состояние души, желание помочь и научить. Настоящий логопед строит будущее ребенка, развивая и совершенствуя не только речь, но и внутреннее «Я» ребенка, его индивидуальность.
«Весь мир – театр, а люди в нем - актеры», - говорит классика. На любого из нас театр оказывает определенное влияние, прямо или опосредованно. Даже если человек не посещает театр, он - так или иначе - имеет к нему отношение. И в каждом возрасте мы воспринимаем театр по-разному.
С самого детства у меня присутствует любовь к театру, театрализованной деятельности. Для меня театр – это любимое хобби, которое приносит удовольствие не только вне рабочего времени, но и на работе. Участвуя в детских утренниках и постановках, я наслаждаюсь своим перевоплощением.
Для того чтобы раскрыть ребёнка и я сама стараюсь быть открытой детям, умею поставить себя на место ребёнка, понять его внутренне состояние, особенности личности. Все свои занятия начинаю с улыбки, и нет для меня большей радости, чем видеть распахнутые детские глаза, улыбки, сознавать, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. Мои воспитанники ежедневно возвращают меня в мир детства своим умением быть искренними и наивными, верить в чудеса и волшебство.
2. Актуальность выбранной темы.
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Различные виды театров позволяют в игровой форме закреплять знания детей по постановке звуков и расширять их словарный запас и в целом способствовать грамотной и красивой речи у детей. Также театрально – игровая деятельность развивает коммуникативные качества у детей логопедической группы умение общаться со сверстниками, договариваться в постановках. Развивает эмоционально-волевые качества у детей. Статья будет интересна логопедам, воспитателям и родителям. В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств играет родной язык и, поэтому одним из важнейших направлений в работе с детьми является развитие речи: формирование фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной речи.
Театрализованная деятельность в ДОО таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач в процессе организованной образовательной деятельности. Однако, данная деятельность не получает широкого применения в педагогической практике, так как недооценивается ее роль в развитии дошкольника. В связи с этим необходимо отметить следующее:
- наблюдается бессистемность и поверхность ознакомления с театром в детском саду;
- театрализованные игры детей характеризуются примитивностью импровизации;
- бедность средств выразительности, используемых для создания образа;
- отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.
Таким образом, мы выделяем противоречие между необходимостью организации работы театрализованной деятельности и недостаточной разработанностью педагогических условий, содержания и методов работы с детьми дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС в ДОО. Решение данной проблемы составляет определить педагогические условия, содержание и методы, содействующие развитию речи дошкольника средствами театрализованной игры.
2. Исторический аспект и теоретическое обоснование педагогического опыта
По словам С. Л. Рубинштейна, речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.[1]
Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач.
Задача развития выразительности речи, ее основное содержание, описана в разделе «Формирование звуковой выразительности речи» Алексеева М.М., Яшина Б.И. и заключается в следующем: овладение средствами выразительности речи, тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация.
По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Выразительная речь зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи. Надо помнить, что без умения правильно произносить звуки речь детей не будет выразительной. Однако, умея правильно произносить все звуки, ребенок может говорить невнятно, небрежно, невыразительно в силу плохой дикции. Поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо учить ребенка отчетливому, внятному произношению каждого звука, слов и фраз.
Театральная игра - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
В театрализованной деятельности дети овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы.
В связи с выявленной проблемой, была поставлена цель – развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
пополнять и активизировать словарь детей по теме «театр»;
закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию,
продолжать работать над интонационной выразительностью речи и над просодической стороной речи;
продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;
воспитывать культуру речевого общения.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• ознакомление детей со способами вербального и невербального выражения.
• самостоятельная творческая деятельность.
Основными методами при работе над развитием речи, в процессе театрализованной деятельности, можно отметить следующие: наглядный, словесный, игровой.
Развитие речи детей через театральную деятельность, по мнению наших ученых, происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого педагог использует этюды, упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности и формируют выразительность речи.
Как известно, при определенной внешней помощи, любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. То, что дошкольник может сделать с чьей-то помощью сегодня, завтра он сможет сделать самостоятельно.
3 Практическое применение
Виды театральной деятельности, используемые на логопедических занятиях для развития интонационной выразительности речи: артикуляционная гимнастика; упражнения для эмоционального развития детей; коррекционно-развивающие игры; задания для развития речевой интонационной выразительности; Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения; развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика); упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, элементы искусства пантомимы; театральные этюды; игры-драматизации. Тематика и содержание логопедических занятий с использованием театральной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя. Разные виды театров, используемые в работе. В нашей группе широко как на занятиях, так и в режимные моменты используются разнообразные виды театров. Театрально-игровая деятельность включает разные виды театров: «Пальчиковый», «Конусный», «Плоскостной», «Кукольный», «Театр масок», «Настольный театр». Разнообразие различных ярких предметов, кукол, красочных эстетически оформленных пособий формирует у детей желание заниматься. Играя в театр, дети учатся правильно произносить поставленные звуки в речи, происходит автоматизация поставленных звуков в словах, в предложениях, скороговорках и связной речи.
На логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединенные одной темой.
Очень важно включать в занятия специальные игры на развитие воображения, мимики, пантомимики, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.
Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации. Так же в нашем детском саду широко используются ростовые куклы, ребенок в прямом смысле «надевает на себя роль».
Очень большую роль играет выступления для родителей и других детей. Когда ребенок видит цель, показать свои результаты на публике, то появляется стремление лучше это сделать, отлично сыграть роль. В связи с этим, на каждом празднике, совместно с музыкальным руководителем и воспитателями группы, мы показываем сказку (чаще всего, на новый лад). В мини-постановках, дети показывают умение использовать выразительность речи, свои актерские качества.
4. Результаты опыта
В основу исследования выразительности речи у старших дошкольников были положены методики, предложенные И.Ф. Павалаки (см. приложение 2).
Критерием оценки эффективности театрализованных занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи у старших дошкольников выступили:
- темпо-ритмические характеристики речи
- темп речи
- одновременная реализации движений и речи
- воспроизведение ритмических рисунков
- мелодико-интонационные характеристики речи
- логическое ударение
В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.
Тест по методике И.Ф. Павалаки «Исследование выразительности речи»
Обследование темпо-ритмических характеристик речи. Пересказ текста: «Однажды мы с папой ходили в лес. Мы зашли в лес далеко и вдруг увидели лося. Лось был большой, но не страшный. На голове у него были красивые рога».
Определение возможности одновременной реализации движений и речи. Произнесение фразы « Солнце светит, ярко светит » и хлопать одновременно в ладоши
Определение возможности воспроизведения ритмических рисунков с одновременным речевым сопровождением Чтение скороговорки «Трое трубачей, трубят в трубы»
Оценка ребенком собственного темпа речи. Чтение стихотворения
А. Барто «Кораблик»
Обследование мелодико-интонационных характеристик речи. Чтение скороговорки «Старый друг лучше новых двух» меняя громкость голоса: шепотом, тихо, умеренно, громко.
Определение способности ребенка правильно расставлять логическое ударение в предложении «Мама купила сыну новый велосипед»
ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпе-ритме –2 балла
говорит и хлопает одновременно – 2 балла
правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка – 2 балла
правильная и самостоятельная оценка собственного темпа речи – 3 балла
свободно повышает и понижает голос -3 балла
ребенок правильно расставляет логическое ударение в речевом материале любой сложности – 3 балла
ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпе-ритме – 1балл
движения и речь не всегда одновременны – 1 балл
трудности при самостоятельном воспроизведении – 1 балл
правильная но с помощью экспериментатора – 2 балла
затрудняется, периодически повышает и понижает голос -2 балла
у ребенка возникают затруднения при расстановке логического ударения – 2 балла
невозможность чтения стихотворения в заданном темпе-ритме- 0 баллов
невозможность одновременной реализации движений и речи – 0 баллов
Высокий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 9-15 баллов
Средний уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 5-8 баллов
Низкий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 0-4 балла
Диагностика была проведена в начале года и контрольно в середине. Она показала, что на начала года, у большинства детей выразительность речи была на низком уровне. При контрольном исследовании, мы увидели динамику развития по данным критериям.
Вывод: положительными результатами работы можно смело назвать то, что: использование «театрально-игровой деятельности в логопедической работе с детьми» помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. Гиперактивных детей сказка дисциплинировала, а пассивные и робкие в ней «оживали» и активизировались. Несмотря на некоторые недочёты, голос у детей стал более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью. Такая форма работы объединяет и заинтересовывает даже равнодушных и безразличных родителей. Заинтересованность в положительном результате объединяет в работе всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя. А самое главное – в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи. Речь ребёнка становится связной, грамотной, лексически обогащённой. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении с другими детьми.
В заключении хотелось бы отметить следующее. Таким образом, использование театральной деятельности в целях развития речи детей становится возможным при выполнении следующих условий:
-совместного участия в данном процессе детей и взрослых;
-наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
-при создании развивающей среды;
- последовательном ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
-насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
Анализ результатов данного исследования показал, что театрально-игровая деятельность имеет большое значение для формирования речевого развития дошкольника. Для развития выразительной стороны речи были созданы такие условия, в которых каждый ребенок мог раскрыть себя.
Благодаря использованию этих приемов у детей повышается интерес к художественной литературе, оптимизируется процесс развития речи.
Приложение №1
Тест по методике И.Ф. Павалаки «Исследование выразительности речи»
Обследование темпо-ритмических характеристик речи. Пересказ текста: «Однажды мы с папой ходили в лес. Мы зашли в лес далеко и вдруг увидели лося. Лось был большой, но не страшный. На голове у него были красивые рога».
Определение возможности одновременной реализации движений и речи. Произнесение фразы « Солнце светит, ярко светит » и хлопать одновременно в ладоши
Определение возможности воспроизведения ритмических рисунков с одновременным речевым сопровождением Чтение скороговорки «Трое трубачей, трубят в трубы»
Оценка ребенком собственного темпа речи. Чтение стихотворения
А. Барто «Кораблик»
Обследование мелодико-интонационных характеристик речи. Чтение скороговорки «Старый друг лучше новых двух» меняя громкость голоса: шепотом, тихо, умеренно, громко.
Определение способности ребенка правильно расставлять логическое ударение в предложении «Мама купила сыну новый велосипед»
ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпе-ритме –2 балла
говорит и хлопает одновременно – 2 балла
правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка – 2 балла
правильная и самостоятельная оценка собственного темпа речи – 3 балла
свободно повышает и понижает голос -3 балла
ребенок правильно расставляет логическое ударение в речевом материале любой сложности – 3 балла
ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпе-ритме – 1балл
движения и речь не всегда одновременны – 1 балл
трудности при самостоятельном воспроизведении – 1 балл
правильная но с помощью экспериментатора – 2 балла
затрудняется, периодически повышает и понижает голос -2 балла
у ребенка возникают затруднения при расстановке логического ударения – 2 балла
невозможность чтения стихотворения в заданном темпе-ритме- 0 баллов
невозможность одновременной реализации движений и речи – 0 баллов