Развитие координационных способностей у младших школьников средствами баскетбола
Submitted by Раиса Васильевна Волокитина on Tue, 28/02/2017 - 04:13
«Развитие координационных способностей у младших школьников средствами баскетбола»
ГЛАВА I. БАСКЕТБОЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
При воспитании координационных способностей большую роль играют уроки физической культуры в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда двигательных умений и навыков и на этой основе развития у учащихся координационных способностей, которые проявляются в различных видах двигательной активности.
В настоящее время учителя физической культуры отмечают у детей ухудшение развития координационных способностей (ловкости), что приводит не только к торможению их физического развития, но и умственных способностей (быстрота реакции на поставленный вопрос или задачу, быстрота смены двигательных действий и т.д.)
Поэтому актуальность проблемы заключается в необходимости методически грамотного подбора средств и методов в развитии координационных способностей у детей младшего школьного возраста, так как именно этот возрастной период является благоприятным для развития данных двигательных качеств.
Еще в конце сороковых годов прошлого века Н. А. Бернштейн относил ловкость к одному из основных психофизических качеств, ставя это качество в один ряд с такими качествами, как сила, быстрота и выносливость.
Это не случайно, так как ловкость отражает психические свойств человека и проявляется в его двигательных способностях. Как отмечает НА Бернштейн, о качестве ловкости трудно сказать, что в нем больше — физического или психического. Стоит заметить, что по мере углубления в эту проблему слово «ловкость» все чаще сочетается в различных источниках с понятием способность, а не физическое качество личности.
Спортивные игры способствуют развитию целого комплекса физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.
Современный спортивный баскетбол - это сложный вид спорта, требующий от занимающегося атлетического подготовки и совершенного владения навыками игры. Важной особенностью баскетбола является то, что смена приемов и действий в них происходит в зависимости от изменения ситуаций, т.е. с одновременной, возможно более быстрой, ориентировкой и решением тактических задач. От уровня развития физических качеств и способностей, специфических для игры в баскетбол, зависит овладение техническими приемами игры и тактическими действиями.
Игра в баскетбол способствует развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, туризме. Соревновательный характер баскетбола также может активизировать действия игроков, вызывать проявления решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В спортивной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели.
При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей младших школьников и их физической подготовленности спортивные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у младших школьников, а также повышают функциональные возможности организма в целом.
Учитель должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать играющих к взаимоуважению во время совместного выполнения игровых действий, к ответственности за свои поступки.
Занятия баскетболом детьми младшего школьного возраста вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи во время проведения занятий по баскетболу с детьми младшего школьного возраста надо решать в комплексе, только в этом случае баскетбол будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей.
Процесс обучения в баскетбол направлен на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками, постоянное их развитие и совершенствование, а также формирование системы знаний по вопросам техники, стратегии и тактики, правил игры, методики тренировки.
Координационные способности имеют особое значение в тех видах спорта, которые отличаются достаточно сложной техникой и непременно изменяющимися условиями, к ним относится и такая игра как баскетбол. Ловкость как координационная способность различается по степени ее проявления: первая степень ловкости - пространственная точность и координированность движений; вторая степень ловкости - пространственная точность и координированносгь в сжатые сроки; третья степень ловкости - точность и координированносгь движений, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях.
Для успешной игровой деятельности баскетболиста необходимы все три степени ловкости. При этом важную роль играет высшая степень. В противном случае, как бы виртуозно не исполнялись приемы в стандартных, не изменяющихся условиях, они будут малоэффективны при внезапных непрерывных изменениях игровых ситуаций.
Главным направлением в развитии координационных способностей у детей младшего школьного возраста считается овладения новыми разнообразными навыками и умениями. При этом очень важно повышение координационных трудностей, с которыми должны справляться занимающиеся исходя из точности движений, взаимной согласованности и внезапности изменений игровой обстановки на площадке.
С этой позиции сама игра в баскетбол является достаточно эффективным средством развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Рекомендуется применять упражнения близкие с различными изменениями и дополнениями, вносимыми как в тактику выполнения приемов и содержание упражнений, так и в условия и обстановку осуществления их. Условия и обстановка достигаются использованием следующих методов:
применение необычных, затрудненных исходных положений;
изменение скорости и темпа движений;
усложнение упражнений дополнительными движениями;
изменение противодействия при парных и групповых упражнениях.
В упражнениях учитываются наиболее распространенные в игровой деятельности чередования способов передвижения (например, прыжки, ускорения и т.п.) и характер ускорений.
Воспитание психологической настроенности, нацеленности на рывок за мячом, за соперником и от него, на рывок к противоположному щиту способствует овладению «психологией» активных форм нападения и защиты вообще и быстрого прорыва в частности. Иначе говоря, воспитание психологической настроенности способствует состоянию непрерывной готовности к рывку, стремлению опередить защитников, перехватить мяч и как следствие осуществить стремительное перемещение в зону соперника в любой момент овладения мячом, из любых положений. Выполнение же при этом приемов с мячом и одновременное реагирование на изменяющуюся обстановку с решением тактических задач облегчает овладение основами тактики быстрого прорыва.
Таким образом, занятия баскетболом решают важную задачу гармоничного развития младшего школьника и укрепления его здоровья. Эти занятия целенаправленно влияют на рост и развитие, повышают работоспособность и функциональные возможности организма, расширяют границы адаптационных возможностей в соответствии с требованиями возрастных особенностей развивающегося организма. Баскетбол можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания младших школьников. Он способствует формированию основ физической и духовной культуры личности, повышению ресурсов здоровья, пропаганды здорового образа жизни. А также баскетбол является одним из эффективных средств развития такого физического качества как ловкость.
1.1 МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Если организм взрослого человека представляет собой относительно однородную систему сложных функций, то в отношении организма ребенка такое рассуждение неправомочно. Даже само слово «ребенок» требует обязательного пояснения: о каком возрасте идет речь.
Каждому возрастному этапу свойственны специфические анатомо-физиологические особенности. Формирование организма детей характеризуется интенсивно идущими морфологическими и физиологическими процессами. При этом развитие организма протекает неравномерно: периоды усиленного роста сменятся периодами его замедления, во время которых происходит интенсивное формирование тканей организма. В процессе возрастного развития изменяются все свойства организма: химические, физико-химические, морфологические и функциональные. Возрастные изменения определяются ходом обмена веществ и энергии, а также увеличением скелетной мускулатуры.
Установлено, что в возрасте 6-7 лет значительно увеличиваются по сравнению с детьми 4-5 лет резервные возможности сердечно сосудистой дыхательной системы, позволяющие выполнять продолжительное время аэробную работу умеренной интенсивности. В этом возрасте можно развивать практически все качества и обучать всем движениям, чем способствует интенсивное развитие двигательной функции. Отставание прироста физических качеств от прироста антропометрических показателей свидетельствует о неправильной методике физического воспитания и отрицательно сказывается как на физическом развитии, так и на умственной работоспособности.
Высшая нервная деятельность, двигательная функция достигает достаточно высокой степени развития и способствует в этом возрасте овладение техники сложными формами движения, требующими точности, высокой согласованности движений, быстроты, гибкости и ловкости.
Повышается работоспособность детей к выполнению малоинтенсивной работы в течение сравнительно продолжительного времени. Особенно высока чувствительность к действию малоинтенсивных упражнений.
Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах). С 9 лет у мальчиков прослеживается высокая чувствительность к динамическим силовым упражнениям. У девочек силовая выносливость с 9 до 11 лет достигает показателей 15-16 летних девушек. Статические усилия у младших школьников сопровождается быстрым утомлением.
В этом возрасте широко используется упражнения для воспитания силы, связанные с преодолением собственной массы тела (типа лазанья в наклонном и вертикальном положении). При этом необходимо помнить, что мышцы имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне. Большие по объему и интенсивности нагрузки приводят к высоким энергетическим затратам, что может повлечь за собой общую задержку роста. Необходимо избегать асимметрических упражнений, чрезмерного развития гибкости, резких толчков во время приземлений при прыжках, неравномерной нагрузки на левую и правую ноги, больших нагрузок на нижние конечности. Эти упражнения могут вызвать смещение костей таза, неправильное их сращение, привести к плоскостопию, нарушениям осанки у детей.
Ограничена у детей младшего школьного возраста и способность работать «в долг». Они прекращают интенсивную работу, когда кислородный долг составляет лишь 1л. В состоянии покоя, и тем более при мышечных нагрузках, у детей наблюдается большая напряженность функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, высокая кислородная стоимость работы.
В работе с детьми младшего школьного возраста важное место занимает развитие мышления, состоящего в переходе от наглядно-образного к словесно логическому, рассуждающему мышлению, окончательное формирование которого происходит уже в подростковом возрасте. Своевременному формированию и успешной перестройке всех психических процессов в значительной мере содействует целенаправленная двигательная деятельность.
Кроме формирования жизненно необходимых навыков ходьбы, бега, прыжков, метания, на уроках физической культуры необходимо научить детей сохранять правильную осанку, анализировать мышечные ощущения, контролировать свои действия, решать тактические задачи. В этом возрасте у детей слабо развита устойчивость внимания. Им свойственна высокая эмоциональность, сильно развита потребность в движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление.
Сопротивление утомлению осуществляется у младших школьников за счет движений, которые являются защитной физической реакцией на перенапряжение. В этом случае никакие запреты и замечания учителя не помогут. Помогут только упражнения.
Процессы возбуждения преобладают над процессами внутреннего охранительного торможения, что может приводить к быстрой утрате подвижности нервной системы и развитию утомления. Вместе с тем высокая возбудимость и реактивность, а также пластичность нервной системы в детском возрасте способствуют лучшему и более усвоению двигательных навыков. Движения детей в этом возрасте быстрые, но не отличаются точностью. Легче переносят и усваивают дети движения, выполняемые в экстенсивном режиме. К 9-11 годам происходит формирование взаимодействия мышц-антогонистов, что повышает координационные возможности детей. Наиболее интенсивное развитие функции равновесия происходит в возрасте 7-10 лет, и к 12 годам оно уже не отличается от уровня взрослых.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
В конце младшего школьного возраста (и позже) появляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», которые легко решают задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна наглядность и опора на практические действия, и «художников», с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Развитие других психических функций зависит от развития мышления.
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения не возможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них всё ещё преобладает непроизвольное внимание. Для них внешнее впечатление - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. Их внимание отличается небольшим объёмом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки - 40-45 минут, а старшеклассники - до 50 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.
В учебной деятельности развивается произвольное внимание. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика.
Разные дети внимательны по-разному: внимание обладает разными свойствами, и эти свойства развиваются у них в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей, им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной деятельности, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объёмом.
1.2 ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В разные возрастные периоды естественное, обусловленное созревание организма, развитие координационных способностей протекает гетерохронно и разнонаправлено. Наиболее интенсивно показатели разных координационных способностей нарастают с 7 до 9 и с 9 до 11-12 лет. Возрастные периоды существуют особенно благоприятные социальные, психически-интеллектуальные, анатомо-физиологические и моторные предпосылки для быстрого совершенствования координационных способностей.
Координационные показатели в детском возрасте улучшаются. Способность выполнять разнонаправленные движения рук и ног развивается у детей на протяжении всего школьного периода. Однако наиболее быстрый рост наблюдается до 12-13 лет. В дальнейшем он несколько замедляется, и чем сложнее движение, тем это становится заметнее.
Наиболее трудные выполняются разнонаправленные движения, совершаемые во фронтальной и горизонтальной плоскостях.
Приросты способности к перестраиванию двигательных действий у девочек после 11 лет резко уменьшается или отсутствует вовсе. У мальчиков эта способность улучшается в течение всего времени обучения в школе, но это повышение носит неравномерный характер. К периодам наиболее интенсивного возрастания этой способности можно отнести периоды с 7 до 11, с 13 до 14 и с 15 до 16 лет.
После 11 лет у девочек и после 13 лет у мальчиков темпы роста способности к ритму резко замедляются и стабилизируется намного позже. Однако обнаружен рост этой способности не только с 9 до 14 лет, но и с 14 до 17 лет. В младшем школьном возрасте заметно улучшается статокинетическая устойчивость.
Наиболее благоприятным периодом для развития координационных способностей является дошкольный и младший школьный возраст.
Были проведены исследования, из которых стало ясно, что существенных различий между мальчиками и девочками в данных способностях нет. Точность дифференцирования усилий достигает максимума в 14-15 лет, а затем ухудшается.
С увеличением возраста рефлекс прямостояния у детей уменьшается. Это свидетельствует об увеличении способности к сохранению равновесия тела, так как появляется способность удерживать его при значительных отклонениях общего центра тяжести от вертикали. Наибольшая способность к равновесию наблюдается у мальчиков 2 и 8 классах, а у девочек - во 2 классе.
Половые различия между мальчиками и девочками в показателях разных координационных способностей имеют свои особенности. В показателях способности к воспроизведению, дифференцированию и отмериванию параметров движений отдельным признакам способностей к ориентированию в пространстве и статического равновесия они незначительны и несущественны. Есть ещё ряд показателей координационных способностей (абсолютные в метаниях на меткость попадания, в прыжках на точность приземления), где средние результаты одинаковы у мальчиков и девочек или последние имеют преимущество. Обнаружена более высокая способность к расслаблению мышц у девочек по сравнению с мальчиками. Достоверные различия в пользу девочек начинают проявляться с 10-летнего возраста. Однако по таким, абсолютным и относительным показателям, характеризующим координационные способности, как показатели координационных способностей в циклических локомоциях, в баллистических движениях с установкой на дальность метания, в спортивно-игровых двигательных действиях, совершаемых ведущими и неведущими верхними и нижними конечностями, мальчики уже с 7-9-летнего возраста достоверно опережают сверстниц. Однако отчётливая разница в пользу мальчиков по большинству показателей координационных способностей выявляется лишь к 12 годам.
Во все периоды школьной жизни и мальчики и девочки имеют выраженные индивидуальные особенности в уровне развития координационных способностей.
Особо впечатляют в этой связи дети, показатели координационных способностей которых резко отличаются от средних показателей их сверстников и близки к таковым у взрослых и спортсменов, а иногда и превосходят их. Это говорит о значительной обусловленности координационных способностей наследственными факторами. С возрастем и под влиянием целенаправленных воздействий индивидуальные различия хотя и несколько уменьшаются, но остаются всё же достаточно большими.
Анализ исследования позволили установить, что в результате разных по длительности разнообразные координационные способности можно успешно воспитывать в любом школьном возрасте. При соответствующей координационной тренировке дети младшего школьного возраста могут достичь уровня, свойственного детям старшего возраста или даже превосходящего этот уровень. Достигнутый более высокий уровень развития координационных способностей в младшем школьном возрасте (8-11 лет) сохраняются и во все последующие периоды. Больший эффект педагогических воздействий достигается в периоды, совмещенные во времени с фазами ускоренного развития конкретных координационных способностей, особенно у детей с 7 до 11-12 лет. От 12 до 17 лет данная закономерность просматривается не всегда.
При занятиях баскетболом младшими школьниками необходимо следить за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальными. При систематических занятиях спортивными играми можно допускать интенсивные нагрузки, чтобы организм постепенно приспосабливался к ним. Однако недопустимо доводить детей до переутомления.
Занятия баскетболом детьми младшего школьного возраста оказывают положительное влияние на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.
1.3 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
СРЕДСТВАМИ БАСКЕТБОЛА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для развития и совершенствования координационных способностей в процессе физического воспитания младших школьников должны применяться упражнения, состоящие из симметричных, последовательных и ассиметричных движений руками, ногами, туловищем. Отдельные упражнения и комплексы должны быть достаточно сложными, но выполнимыми занимающимися.
Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях по физической культуре реализовывается на основе следующих методических принципов:
развитие способности координировать движения различных звеньев двигательного аппарата;
совершенствование структуры естественных двигательных актов;
расширение запаса двигательных умений и навыков.
В организационном аспекте методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста предполагает ее реализацию реализовывали на уроках физической культуры в рамках традиционной сетки часов отведенной на обеспечение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию.
Отличительной особенностью методики является то, что вся основная часть урока по физической культуре проводится на основе использования средств баскетбола, которые в своем большинстве сочетаются с основными задачами урока.
В процессе обучения приемам игры важно не только овладение рациональными движениями, но и умение применять их в игре. Поэтому обучение техническому приему и индивидуальным тактическим действиям должно идти параллельно.
Вначале технику изучают раздельно по приемам. В дальнейшем изолированные приемы объединяют в игровые действия, в которые могут входить два или более разных приемов.
Приемы техники нападения изучают раньше, нежели приемы защиты. Они предваряют собой овладение соответствующими защитными действиями: лишь только после того, как изучены соответствующие приемы нападения, можно изучать контрприемы - приемы защиты, направленные на противодействие соответствующему приему нападения. изучении сочетаний приемов основное внимание уделяют связкам, если приемы сочетаются по принципу цепочки, когда один прием следуют за другим. В связке изучают переход от одного приема к другому, где видоизменяются конечные движения предыдущего приема и начальные следующего.
При освоении тактики игры младшими школьниками ставят следующие цели:
научить целесообразному использованию изученных приемов и взаимодействию с другими игроками в зависимости от обстановки;
научить умению создавать наиболее выгодные ситуации для другого игрока, позволяющие ему действовать более эффективно.
Изучая любой прием техники или тактическое взаимодействие, необходимо последовательно переходить от одних педагогических задач к другим, основываясь на физиологической природе формирования двигательных навыков.
Упражнения с баскетбольным мячом
Упражнение 1. Игрок с мячом в руках стоит на расстоянии 1-2 м от стены, спиной к ней. В прыжке игрок сгибает ноги вперед и посылает мяч в пол под собой с таким расчетом, чтобы он отскочил в стену. Приземлившись, игрок быстро поворачивается и ловит мяч. Расстояние от стены и сила удара мяча в пол варьируется в зависимости от подготовленности занимающихся. Прыжки выполняются непрерывно (рис. 1).
Рис. 1 Прыжки через мяч с поворотом на 180°
Упражнение 2. То же, но игрок, выполняющий прыжки стоит без мяча, спиной к стене, в I м от нее. Второй игрок располагается перед ним с мячом на расстоянии 1-2 м и выполняет передачи, направляя мяч в пол в то место, где стоит первый игрок. Последний перепрыгивает мяч, согнув ноги вперед, затем, быстро повернувшись после приземления, ловит мяч и быстро передает партнеру.
Упражнение 3. То же, но оба с мячом. Во время прыжка игрок выполняет передачу партнеру, а сам после приземления ловит мяч, отскочивший от стены.
Упражнение 4. Два игрока передают мяч друг другу на уровне груди. Третий игрок увертывается от мяча за счет приседания под передачей и последующего быстрого убегания от игрока с мячом. Передачи выполняют быстро, но с меньшей силой. Отбегая назад после приседания, игрок должен каждый раз выпрямляться. Если он не успевает увернуться от мяча, он должен поймать его (рис. 2).
Упражнение 5. То же, но один из пятнающих партнеров передает мяч отскоком от пола, а второй - по воздуху, на уровне груди. Третий игрок в одном случае прыгает вверх, а в другом - приседает, каждый раз отбегая от мяча. В более сложном варианте пятнающие партнеры действуют произвольно.
Упражнение 6. Два игрока, сидя на полу, быстро передают мяч друг другу. Третий партнер перепрыгивает через летящий мяч, поворачиваясь в воздухе к игроку с мячом (рис. 2).
Рис. 2 Упражнение «Вышибалы»
Упражнения с использованием гимнастической скамейки
Упражнение 1. Один игрок стоит сбоку от скамейки, второй перед ним с мячом на расстоянии 2-3 м. Прыгая вправо и влево через скамейку, первый партнер ловит и передает мяч второму. Передачи выполняются: а) при приземлении с одной стороны; б) при приземлении с двух сторон; в) в полете (рис. 3).
Рис. 3 Прием мяча в прыжке через скамейку
Упражнение 2. То же, но мячи имеют оба партнера. Прыгая через скамейку с мячом в руках, игрок в полете передает его партнеру и одновременно получает от него второй мяч.
Упражнение 3. Бег или прыжки через скамейку с передачами мяча в стену на уровне груди и с высокой траекторией (при прыжках) (рис. 4).
Рис. 4 Прием мяча от отскока в прыжке через скамейку
Упражнение 4. То же, но упражнение одновременно выполняют два игрока, начиная с разных сторон.
Упражнение 5. Игрок 1 из-за скамейки передает мяч в стену, перебегая (перепрыгивая) скамейку, ловит мяч и с ударом им в пол перемещается на сторону скамейки (рис. 5).
Рис. 5 Прием мяча после отскока от стены и от пола в прыжке через скамейку
Упражнение 6. То же, но, поймав мяч от стены, игрок 1 передает его партнеру, двигающемуся вдоль скамейки на расстоянии 2-3 м от нее, получает обратную передачу и вновь передает мяч в стену.
Упражнение 7. Бег или прыжки через скамейки с передачами мяча партнерам или в стену и с завершающими бросками в корзину: а) в движении; б) в прыжке; в) добавкой (после броска мяча в щит самим игроком или его партнером). Ведение мяча через скамейки с завершающими бросками в корзину (рис. 6).
Рис. 6 Трехкратный прыжок через скамейку с передачей мяча партнеру и броском в кольцо
Упражнения с выполнением кувырков
Упражнение 1. Игроки поточно делают кувырки на мате и, быстро встав, одновременно выполняют ловлю мяча от партнера и обратно.
Упражнение 2. То же, но ловлю и передачу мяча выполняют до кувырка после бега вперед и сразу после кувырка. Первую передачу мяча можно выполнять в прыжке. В этом случае мяч бегущему партнеру передается с высокой траекторией.
Упражнение 3. То же, но с завершающими бросками в корзину: в движении с двух шагов, в прыжке после высокой передачи партнера, добавкой, после передачи мяча в щит (рис. 7).
Рис. 7 Кувырки с передачей мяча партнеру и броском в корзину
Глава II. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в 2015-2016 годах на базе МБОУ школы №1 города Мирного, в три этапа:
На первом этапе проводился теоретический анализ методической литературы.
На втором этапе проводился констатирующий эксперимент. Методом выборки были определенны группы испытуемых количеством - 20 человек, мальчики 9-10 лет 12 человек, девочки 9-10 лет - 8 человек (3 «А», 3 «Б» и 3 «В» классы, школы № 1). По сформированной батарее тестов было проведено исследование координационных способностей. Для этого этапа характерно дальнейшее изучение научно-методической литературы и применение педагогического наблюдения. С помощью методов математической статистики - были обработаны результаты тестирования, и сделаны предварительные выводы, учтенные в дальнейшей работе.
На третьем этапе проводился формирующийся эксперимент. Развитие координационных способностей на уроке физической культуры в контрольной группе проводилось с использованием организационно-методических условий развития физических качеств, в экспериментальной группе применялась экспериментальная методика развития координационных способностей с помощью средств баскетбола. В конце формирующего эксперимента для определения эффективности проделанной работы вновь было проведено тестирование координационных способностей в экспериментальной группе.
По завершению эксперимента были обработаны полученные результаты, сформированы выводы и практические рекомендации.
Для решения задач исследования использовались следующие методы:
теоретический анализ и обобщение научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования (метод реферирования);
педагогическое наблюдение;
тестирование;
методы математической статистики.
Теоретический анализ и обобщение научной и учебно-методической литературы. Проводился методом реферирования, с целью выявления концепций и подходов к решению научной проблемы, степени ее разработанности, что позволило сформулировать и теоретически обосновать гипотезу, цель и задачи исследования. Анализ литературных источников осуществлялся как на до экспериментальной этапе исследования, так и в процессе экспериментальной работы, решая соответствующие каждому этапу задачи. На первом этапе исследования анализ литературы применялся с целью изучения исследуемой проблемы, ее разработанности и степени практического применения. Во время проведения педагогического эксперимента анализ литературных данных позволил находиться в курсе последних работ по сходным темам, находить подтверждение или опровержение набранного фактического материала и вытекающих из него выводов, оперативно отвечать на возникающие вопросы.
По теме исследования изучались литературные источники: по теории и методике физического воспитания, по анатомии и возрастной физиологии, по психологии физического воспитания и возрастной психологии, по педагогике и физиологии спорта.
Педагогическое наблюдение. Цель наблюдения определялась гипотезой и задачами исследования. Объектом наблюдения являлся процесс деятельности учащихся, о ходе и результате которого судили по действиям, поступкам, результатам выполнения заданий, по отношению, эмоциональным реакциям, волевым усилиям участников. Наблюдение привело к осмыслению зафиксированных данных и их научному объяснению, то есть к установлению фактов. Результаты наблюдения сопоставлялись с данными, полученными другими методами исследования, дополняли и углубляли их.
Тестирование. Применялось в процессе педагогического эксперимента для оценки уровня физического развития, функционального состояния организма и определения уровня развития координационных способностей школьников контрольной и экспериментальной групп.
Для оценки уровня физического развития и развития координационных способностей организма использовались следующие контрольные задания (тесты):
а) челночный бег 3 по 10м;
б) зигзагообразный бег 15м;
в) бег спиной вперёд 10м;
г) бег приставными шагами 10м;
д) бег с поворотом направо и налево 10м;
е) статическое равновесие (проба Ромберга);
ж) динамическое равновесие.
Эксперимент проводился с целью определения эффективности использования выявленных организационно-методических условий развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста и разработанных практических рекомендаций по их применению. Эксперимент состоял из двух частей: а) констатирующего эксперимента и б) формирующего эксперимента.
Констатирующий эксперимент. В ходе него получены данные о применение организационно-методических условий развития координационных способностей на уроках ФК с детьми младшего школьного возраста в данном образовательном учреждении.
Формирующий эксперимент. Проводился с использованием организационно-методических условий и экспериментальной методике. Для определения эффективности проделанной работы, в конце формирующего эксперимента вновь было проведено тестирование физической подготовленности школьников. Результаты, полученные в ходе экспериментальной методики, сравнивались с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента.
Основное внимание в этом периоде уделялось упражнениям на развитие координационных способностей, которая на данном этапе, составляла примерно 50% времени каждого урока.
Статистическая обработка результатов (методы математической статистики). Данные методы применялись при обработке результатов исследования. Уровень достоверности полученных результатов определялся по t - критерию Стьюдента. В ходе обработки результатов определялись: средняя арифметическая величина, среднее квадратичное отклонение, средняя ошибка.
2.2 СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ МЛДДШИХ КЛАССОВ ПО ТРАДИЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКЕ
При проведении констатирующего эксперимента методом выборки были определены два класса 3 «А», 3 «Б» и 3 «В». Была поставлена задача - проверить имеются ли принципиальные различия у школьников этих классов степень выраженности координационных способностей.
Исследования, проведенные с помощью методик определяющих координационные способности учащихся, свидетельствуют о том, что достоверных различий по развитию координированности у школьников не обнаружено (табл. 1). Можно отметить, что только показатели статического равновесия, как в контрольной, так и экспериментальной группах находятся в диапазоне средней степени выраженности, а остальные показатели - в низкой степени выраженности.
Таким образом, можно предположить, что имеются большие возможности для развития координированности у данных школьников.
С этой целью была реализована экспериментальна программа по развитию координированности младших школьников, основанная на использовании упражнений из занятий спортивными играми (баскетбол). Длительность эксперимента, которая определялась сроками педагогической практики составила 24 учебных часа.
Таблица 1
Показатели координированности школьников в контрольной и экспериментальной группах до проведения эксперимента
После проведения педагогического эксперимента оказалось, что в контрольной группе показатели координированности остались практически на прежнем уровне (табл. 2).
И в экспериментальной группе (табл. 3), мы наблюдаем примерно туже картину. Таким образом можно предположить, что предложенная методика не вызывает положительных изменений в координированности учащихся третьего класса или эта методика реализовывалась недостаточное количество времени. Действительно для того, чтобы произошли качественные изменения в развитии психомоторной сфере учащихся 24 учебных часа для эксперимента явно недостаточно.
Таблица 2
Показатели координированности школьников в контрольной группе после эксперимента
Вместе с тем, наблюдения показали, что в экспериментальной группе повысилась заинтересованность школьников на уроках физической культуры. Возрос интерес у школьников к урокам, на которых использовались достаточно сложные физические упражнения, заимствованные из практики спортсменов. Школьники в экспериментальной группе стали более ответственно относиться к разучиваемым упражнениям, занятия проходили более динамично, а моторная плотность уроков несколько поднялась.
Таблица 3
Показатели координированности школьников в экспериментальной группе после эксперимента
Таким образом, гипотеза исследования не подтвердилась полностью. По всей видимости, эксперимент, направленный на развитие координационных качеств, требует более продолжительно времени.
ВЫВОД
Координационные способности - это сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. При воспитании координационных способностей большую роль играют уроки физической культуры в общеобразовательной школе. Главная задача координационного совершенствования в младшем школьном возрасте - обеспечение широкого фонда усвоенных двигательных умений и навыков. Особенностями развития координационных способностей в младшем школьном возрасте является выделение проблемы оптимального соотношения методов стандартно - повторного и вариативного упражнения.
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определёнными двигательными действиями. Важнейшей особенностью игры в баскетбол является то, что в ней происходит смена приемов и действий в зависимости от изменения ситуаций, т.е. с одновременной, возможно более быстрой, ориентировкой и решением тактических задач. Занятия баскетболом способствует развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, туризме.
В младшем школьном возрасте (7-11 лет) высшая нервная деятельность, двигательная функция достигает достаточно высокой степени развития и способствует в этом возрасте овладение техники сложными формами движения, требующими точности, высокой согласованности движений, быстроты, гибкости и ловкости. Повышается работоспособность детей к выполнению малоинтенсивной работы в течение сравнительно продолжительного времени. Особенно высока чувствительность к действию малоинтенсивных упражнений. Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах).
Разработанная и экспериментально проверенная методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами баскетбола не выявила положительных изменений в координированносги учащихся третьего класса. В виду того, что эта методика реализовывалась всего в течение 24 учебных часов, срока недостаточного для того, чтобы произошли качественные изменения в развитии психомоторной сфере ребенка. Вместе с тем, эксперимент показал, что у учеников третьего класса повысилась заинтересованность уроками физической культуры и на них поднялась моторная плотность.