«МОЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ»
Представление педагогического опыта
учителя русского языка и литературы МБОУ «Веревская СОШ»
Пискун Евгении Сергеевны
Лучшим наставником для учителя является время, которое неизбежно принесет с собой необходимый опыт. Мой педагогический стаж – три с половиной года. Это довольно малый срок, но в то же время и очень большой. Все то время, что я работаю в школе, я ищу главную идею, которая сделает мой труд не просто результативным, но и интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников, таких разных и особенных.
За последнее десятилетие очень многое изменилось в образовании. Одна из проблем современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению, а значит, и к деятельности. Основные причины, на мой взгляд, следующие:
- несовершенство традиционных методов обучения;
- избыток однообразного учебного материала;
- редкое предоставление условий для творческого самовыражения.
В связи с данными негативными явлениями, возникающими в образовании, каждый учитель – особенно молодой учитель – задумывается над хорошо известными вопросами. Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Как сделать так, чтобы знания, полученные на моих уроках, использовались и в повседневности? Именно на пересечении этих ключевых вопросов современность подводит учителя к применению инновационных технологий в образовании.
В основе инновационного обучения лежат такие технологии, как развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления и т.д. Изучая проблему угасания познавательного интереса у учащихся, я пришла к выводу, что наилучших результатов удается добиться при опоре на успех ученика.
Успех – это всегда эмоциональный подъем, который ведет к появлению уверенности в своих силах и желанию достичь более высоких результатов, чтобы вновь пережить радость от успешно выполненного задания. Возникает закономерный вопрос: какая форма деятельности может обеспечить почти 100%-ый успех каждого ученика на моих уроках? Мой ответ – творчество! Осознание этого помогло мне сделать исходной точкой моей педагогической деятельности разработку таких приемов обучения, которые дают возможность ребятам реализовать свой творческий потенциал, проявить креативность, стать моими соавторами в процессе обучения, но при этом способствуют усвоению знаний в системе и формированию необходимых умений и навыков. Таким образом, мною была выбрана методическая тема «Творчество на уроках русского языка».
Проблеме развития творческих способностей учащихся посвящено множество педагогических исследований. Обоснование необходимости такого развития можно найти в трудах И.Я. Лернера, В.А. Сухомлинского. Согласно исследованиям обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самому. Уроки русского языка и литературы открывают широкие возможности для развития креативных способностей. Еще А.А. Потебня, первый крупный теоретик лингвистики в России, отмечал, что «язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её». На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета, а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству.
Федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональный стандарт педагога диктуют определенные требования к учителю. Одним из основных требований является смена позиции учителя с ведущей на сопровождающую. Отсюда – главная идея моей работы: идея сотрудничества, сотворчества педагога и учеников на основе взаимного уважения, доверия и на достижении успеха. На первом этапе главное – показать детям, что создание работ собственного сочинения, реализация творческих проектов – это задача, посильная каждому. «Творчество – величайший в существовании бунт». Именно эти слова Ошо – индийского духовного лидера и философа – оказались хорошей мотивацией для моих учеников в самом начале работы. Что может быть для учащихся более привлекательным, чем нарушение правил? К определению творчества следует придерживаться многоаспектного подхода. Именно поэтому под творчеством мы договорились понимать не только создание качественно нового продукта, но также поиск нестандартных путей решения задач, представление привычных заданий в новой форме, т.е. поиск необычного в обычном. От творческого бунта, позволяющего преодолеть формализм в образовательных приемах, мы постепенно должны прийти к еще одному замечательному афоризму: «Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд» (Н.А. Островский).
Система работы. Введение в метапредметную тему «Творчество» я начинаю с 5 класса, а в этом году я получила возможность продолжить работу со старшеклассниками. Вся работа строится на так называемых тематических блоках, состоящих из текстов различного содержания и стиля. Они включены в общую систему уроков: разработанный дидактический материал полностью соответствует рабочей программе. Я стремлюсь к формированию у обучающихся общекультурных компетенций и пониманию места русского языка и литературы в общей картине мира. Большое значение уделяю установлению метапредметных связей.
Ведущим принципом для отбора материала в каждом классе стала интеграция школьных предметов. В 6 классе учащиеся в рамках темы «Имя числительное» работают с текстами на исторические темы, при изучении темы «Имя прилагательное» - с текстами блока «Великие художники и композиторы». В 7 классе в разделе «Морфология» в качестве дидактического материала используются тексты по темам «Великие географические открытия», «Мировые достопримечательности». Обширный тематический спектр позволяет применять в рамках инновационных технологий различные приемы при работе с текстами: кластеры, мозговой штурм, ассоциативный ряд, групповая дискуссия, лингвистические карты. Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с такими текстами, способствуют формированию не только орфографических, пунктуационных умений и навыков, но и метапредметных умений, использованию их в любой образовательной деятельности.
В 7, 8 и 9 классах ребята получают возможность не только решать лингвистические и стилистические задачи по данным текстам, но и создавать собственные образцы по заданным условиям. При этом условия не являются суровыми рамками, ограничивающими воображение ребят, и заранее предполагают вариативность. Одним из наиболее удачных опытов оказалась работа по изучению функциональных стилей русского языка. Учащиеся 9 класса взялись за стилизацию известного стихотворения Людмилы Зубковой «Мы делили апельсин…». В официально-деловом стиле это стихотворение стало завещанием, составленным не без чувства юмора.
В старших классах я предлагаю ребятам подумать над теоретической базой нашей общей творческой работы. Учащиеся 10-11 классов рассуждают о положительных сторонах применения творческих заданий на уроках русского языка и даже самостоятельно разрабатывают дидактический материал для младших классов.
Создание всех текстов и разработка различных к ним упражнений продиктовано личностно-ориентированным подходом в обучении, благодаря которому каждый ученик может добиться успеха, выполнив свое – творческое – задание. Но при всем этом бунте посредством творчества, что берется мною за точку отсчета, речь идет именно о целенаправленном обучении, о получении определенных знаний, развитии речи учащихся и их кругозора.
Организуемая мною творческая урочная и внеурочная деятельность подчинена условиям, необходимым для развития и совершенствования личности ребенка:
- создание ситуации успеха;
- создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой и исследовательской деятельности;
- опора на чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;
- возможность поделиться своими успехами и достижениями;
- возможность каждого ученика видеть свой рост.
Наша совместная творческая работа определенно дает положительные результаты. Ученики с удовольствием реализуют проекты, принимают участие в различных конкурсах, предметных конференциях по русскому языку и литературе (Всероссийский конкурс чтецов «Живая классика», Всероссийский конкурс сочинений, районная литературно-научная конференция «IV малые Ефремовские Чтения»), а в рамках школьного самоуправления являются организаторами творческих конкурсов, квестов, викторин.
Но самое главное – ученики сами становятся новаторами в непрерывном процессе обучения, потому что инновация – это не только продуманное и детально разработанное нововведение, но и нечто «случайно открытое». Бунтуйте, открывайте, творите!
|