семинар для педагогов "Роль педагога в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения."
Submitted by Ирина Ренатовна Сычёва on пн, 27/02/2017 - 05:02
Роль педагога в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
... Каждому надлежит детей своих украшати украшением духовным.
И. Т. Посошков,XVIIв.
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Характер и нравственное поведение ребёнка — это слепок с характера родителей,
он развивается в ответ на их характер и их поведение.
Эрих Фромм
Сегодня в центре нашего внимания – проблема духовно-нравственного воспитания личности.
В самом начале следует определиться, что мы понимаем под «духовно-нравственной личностью» (что мы вкладываем в понятие «духовно-нравственная личность»).
Обращаемся к педагогам: Давайте вместе дадим характеристику такой личности? Какие качества должны быть сформированы у такой личности?
Участники произносят вслух качества, ведущий записывает в столбик.
Например, доброта, милосердие, ответственность, терпение, …. (качеств 10)
Разумеется, это не все качества. Список можно продолжать. Но мы ограничимся этими.
Вопрос участникам: Действительно ли, обладателя таких качеств можно назвать духовно-нравственной личностью? (пусть кто-то из участников выскажет свое мнение).
Воспитывать такую личность – наша задача.
Эта задача обозначена в документах, регламентирующих деятельность современного педагога: федеральных государственных образовательных стандартах, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года.
На слайд:
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации (Концепция).
На слайд:
ФГОС ДО ориентирован на становление социальных и психологических характеристик личности ребенка-дошкольника:
инициативный и самостоятельный в разных видах деятельности;
уверенный в своих силах, открытый внешнему миру, положительно относящий к себе и к другим, обладающий чувством собственного достоинства;
подчиняющийся разным правилам и социальным нормам;
любознательный, способный к принятию собственных решений;
следовавший социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В ходе подготовки к педсовету, все вы участвовали в опросе. Вам было предложено выразить свое согласие или несогласие с пословицами. Мы предлагаем обсудить некоторые из них.
Работа в группах
Задание: Дайте краткую характеристику человеку, его отношению к жизни, людям, который руководствуется следующим принципом:
- лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
- жизнь дана на добрые дела;
- добрая слава лучше богатства;
- что за честь, коли нечего есть.
После обсуждения в группах, каждая группа дает характеристику человеку.
Вопросы в ходе обсуждения:
- Как вы считаете, можно ли назвать эту личность духовно-нравственной?
- Легко ли такому человеку жить в нашем обществе? Почему?
- Кого бы вы выбрали в свои друзья?
Предлагаю обратиться к результатам опроса, в котором вы участвовали и посмотреть, как обстоят дела с нравственным компонентом в структуре нашей личности? насколько мы близки к духовно-нравственному идеалу?
Результаты на слайд:
Цель методики была определить уровень нравственной воспитанности и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самому себе. Подсчитывалась сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».
Всего в методике приняло участие 34 сотрудника Центра образования «Эврика».
Основной принцип оценивания полученных результатов — сравнение суммы баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» — об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и наоборот — чем меньше
степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия пословиц «ба, «г>, тем он ниже.
В нашем коллективе преобладает высокий уровень нравственной воспитанности и высокая устойчивость желательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Резюмируя, можно отметить: очевидно, трудно соответствовать духовно-нравственному идеалу, не всегда просто жить согласно духовно-нравственным принципам. И все-таки жизнь по принципам анти-идеала не всегда приносит радость и счастье человеку.
Песня-притча Копыловой «Окно» (видео)
Почему проблема духовно-нравственного воспитания личности сегодня звучит особенно актуально? Почему Российская система образования сегодня переживает период переосмысления философских оснований и общих целевых установок своей деятельности?
Это связано с целым рядом объективных причин.
Прежде всего, стремительно изменился уклад жизни россиян, «размылись» нравственные и поведенческие установки, трансформировалась система ценностей. Наиболее восприимчивой к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказалась самая незащищённая часть общества - дети и подростки.
Но детство всегда с надеждой обращено в будущее, дети ждут, чтобы взрослые показали путь, который определит их жизнь.
Поэтому стратегически значимые государственные документы тесно связывают цели развития образования с решением проблем преодолениядуховного кризиса российского общества, требуют постановки задач воспитания как приоритета образовательной политики, обращают особое внимание на формирование духовности и высокой нравственности. Эти задачи обозначены в таких документах (СЛАЙД):
- Федеральные государственные образовательные стандарты;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года.
Уже сегодня в новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования включена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Ожидается введение аналогичной предметной области в стандарт основного и среднего (полного) общего образования. Обязательным требованием к деятельности образовательного учреждения становится наличие Программы духовно-нравственного развития и воспитания.
Таким образом, на современную школу обществом возлагается ответственная миссия - воспитать достойного гражданина своей страны.
Ведущая роль в этом принадлежит педагогу, перед которым стоит задача формирования целостной организации образовательно-воспитательного пространства, направленного на создание условий для наполнения внутреннего мира ребенка ценностным содержанием.
Выдающийся русский философ Иван Ильин так говорил о роли педагога: «Всякое образование начинается с грамоты и школы. Поэтому судьба будущей России лежит в руках русского учителя - преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей. Одна из важнейших задач русского общества и правительства — выдвинуть кадры учителей, идейно преданных делу, способных не только «обучать», но и духовно воспитывать» (СЛАЙД – высказывание Ильина).
Педагог – ключевая фигура в образовании. Он не только передает обучающимся знания в предметной области, но главное – формирует ценностную сферу ребенка. Какие ценности мы передаем нашим детям?
Фрагмент – Влияние мультфильмов на детей (минут 5 не больше)
- Какие ценности мы стремимся передать детям?
Высшей ценностью воспитания является личность ребенка. Однако чтобы эта ценность вошла в сознание педагога, в систему его личностных ориентиров, необходимо раскрепощение самого педагога, смена его образов, мыслей и поступков. Ведь чтобы воспитать нравственную личность нужно самому быть личностью. Нельзя научить детей тому, что сам не выполняешь. Поэтому современный педагог должен быть не только высокообразованным специалистом, постоянно повышающим свою квалификацию, но и прежде всего, работать над собой в деле духовно-нравственного становления собственной личности. Проблему разработки нравственных ориентиров невозможно представить без осознанного отрефлексированного отношения педагога к своей жизни и профессии: «Кто я? В каком мире я живу? Что я могу изменить в себе и в других людях? Что я могу передать ценного детям?»
В одной из работ Платона сказано: «Если башмачник будет плохим мастером, то государствоот этого не очень пострадает, граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей». Каким быть нашему обществу зависит от многих факторов, но и роль современного педагога в образовании и воспитании человека, несомненно, огромна.
Надо подчеркнуть, что формирование духовно-нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. В духовно-нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость — обязательные профессиональные качества педагога.
Упражнение «Выскажи свою точку зрения».
Мы предлагаем высказать свою точку зрения на поэтический тезис М. Ножкина «Добро должно быть с кулаками».
Если это истина, поставьте точку и подтвердите неоспоримость мысли.
Если вы в этом горячо убеждены, убеждайте нас с восклицательным знаком.
Если сомневаетесь, в ваших высказываниях будет присутствовать знак вопроса.
Если имеете другое мнение, то не стесняйтесь быть оппонентом и говорите, как подсказывает сердце.
Наши взгляды как вы убедились, разные. Но есть и общее: тема, которую мы обсуждаем, нас волнует.
В структуре личности педагога ученые выделяют группы качеств, влияющие на нравственное воспитание ребенка:
социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура);
профессионально-педагогические;
индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.);
эмоциональная отзывчивость;
волевые качества;
особенности темперамента;
состояние здоровья (О.М. Шиян).
Другие авторы называют также творческое мышление, диалоговое общение, «преобразовательные способности», педагогическую рефлексию, положительные этические качества (добродетели), высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям).
На наш взгляд интегральным качеством личности педагога, выражающим его «воспитательную силу», можно считать «харизму» (И.В. Бестужев-Лада). В переводе с греческого слово harisma означает «оказанная милость, дар», в Философском словаре (1994) оно расшифровывается как «необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божья». Бестужев-Лада характеризует его как исключительную, вдохновенную одаренность, вызывающую у окружающих (прежде всего, у детей) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит учитель, подлинную веру, надежду, любовь. Педагога, обладающего харизмой, в исчерпывающей мере, отличают следующие качества:
яркая индивидуальность;
любовь к детям;
внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых;
«организационное и эмоциональное» лидерство;
способность генерировать идеи и увлекать ими;
широта и глубина интересов, целостное мировоззрение;
уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути.
По мнению автора, педагог, наделенный «харизмой», отличается высокой степенью напряженности внутренней жизни, устремленностью, возвышенным характером духовно-нравственной сферы (духовностью). Его характеризует также творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом. Но, прежде всего, он умеет творчески относиться к самому себе как личности: использование собственных возможностей достигает в таком учителе своей высшей формы. Очевидно, что «харизма» педагога, как высшая степень педагогической одаренности, связана с его гуманистическим приоритетом.
«Педагогическую любовь» можно рассматривать как «частный случай» отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе. Л.И. Маленкова предложила своеобразную «технологию» для развития и поддержания этого чувства:
1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.
2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с «плюсами» и «минусами», со всеми его особенностями.
3. Возможно более полно узнать, почему он стал «таким», и постараться «выработать» в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать «ситуации успеха», оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
6. Не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
7. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.
В этом контексте важно отметить также, что положительное самовосприятие, любовь к себе так же важна для педагога, как и любовь к ребенку. Основатели теории самоактуализации, лежащей в основании гуманистической психологии, А. Маслоу и К. Роджерс считали, что педагог, «самоактуализуясь» сам, настраивается на то, чтобы принимать ребенка таким, каков он есть, ставить себя на его место, проникаться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. Эта общая направленность педагогического взаимодействия корректируется конкретными рекомендациями в его адрес:
искренне относиться к воспитаннику и откровенно выражать свое положительное отношение к нему;
помогать воспитаннику осознавать цели собственного развития и добиваться превращения этих целей в мотивы его деятельности;
сотрудничать с воспитанниками при планировании педагогической деятельности, включая учебную, превращая их в соавторов образовательно-воспитательного процесса, ответственных за его результаты;
организовать учебно-воспитательный процесс с максимальным удобством для учащихся.
Упражнение «Пойми меня».
Участники разбиваются на пары. Один участник объясняет другому значение слова. Упор делается на признаки этого предмета, явления…
Мы взяли слова, попытались их объяснить, и главное – мы поняли друг друга.
Для поворота ребенка к духовности педагог сам должен стать носителем высших духовных ценностей.Первый шаг на этом пути -понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию (лучше, если это побуждение будет внутренним, а не внешним).
Педагог - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Итак, эффективное осуществление системы воспитания детей всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога.
Упражнение «Синквейн».
Подведем итог нашей сегодняшней встречи упражнением «Синквейн». Слово «нравственность».
1 строка – существительное,
2 строка – два прилагательных,
3 строка – три глагола,
4 строка – предложение,
5 строка – предложение с данным словом.
Все строки соответствуют по смыслу.
Уважаемые коллеги, обобщая вышесказанное, следует отметить, что система образования находится перед концептуальным выбором целей и путей дальнейшего развития и самовоспроизводства.
Базовые духовно-нравственные ценности могут и должны занять доминирующее положение в духовном мире ребёнка, оказать всестороннее воздействие на его нравственность и эстетическое восприятие мира, на его мировоззрение, отношение к людям и обществу.
При этом ключевой фигурой, созидателем, творцом, формирующим эту систему ценностей всегда был и навсегда останется Педагог.
Хочется напомнить, что современный педагог должен быть, прежде всего, нравственным, культурным, укорененным в отечественной традиции. При этом педагог должен быть не агрессивен к инакомыслию, терпим, а преподавание должно вестись на языке человеческом и уважительном. Нужно помнить, что главным качеством педагога, которое должно лежать в основе всей его педагогической деятельности, должна быть любовь. Только тот педагог, который в полной мере обладает этими качествами, будет вести себя с детьми как родной, а не как чужой человек. Он не будет тяготиться детьми, общение с которыми является для него радостью.
В завершение позвольте пожелать вам радостных открытий и успехов в вашем нелегком труде по воспитанию и обучению детей. Будьте счастливы и уверенны в своей востребованности - со стороны семьи, школы, государства; пусть вас искренне любят и о вас благодарно заботятся те, кому вы щедро дарите свои души.