III Межрегиональный конкурс «На волжских просторах»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Учебный
Ершовского района Саратовской области»
Паспорт проекта
«Моя улица – мои земляки»
Авторы проекта:
ученики 3 класса МОУ «СОШ п.Учебный Ершовского района Саратовской области»
Ануфриенко Арина, Харламова Екатерина, Горбунова София, Пугачёв Роман.
Руководитель: Малогина Лидия Николаевна,
учитель начальных классов,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Учебный Ершовского района Саратовской области»
тел.8-964-993-47-86
2017
Содержание
Введение………………………………………………………………………….
Глава I Немного из истории. Беседа с родственниками……………………
Глава II Значение слова «земляки»……………………………………………
Глава III Герой Социалистического труда Николай Гаврилович Чеусов…..
Заключение………………………………………………………………………
Литература…………… ………………………………………………………….
Приложение…………………………………………………….…………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Какую историю хранит памятная доска на доме №4 в переулке Школьный? Кому она посвящена и за какие заслуги?
Проблемный вопрос: Кто жил в этом доме?
Цель проекта:узнать историю своего знаменитого земляка, рассказать о нем своим сверстникам, чтобы память о нем жила в сердцах односельчан.
Задачи:
- Узнать подробно о жизни и трудовом пути Героя Социалистического труда;
- Встретиться с дочерьми;
- Узнать, есть ли интересный материал о нем в сельской библиотеке;
- Провести классный час с приглашением родственников Героя, чтобы ознакомиться с семейным архивом Н.Г.Чеусова;
Исследование:
- Кого называют Героем Социалистического труда?
Методы исследования:
Беседа с родственниками;
Сбор информации в семье, в сельской библиотеке;
Обработка информации;
Подготовка презентации;
Защита проекта.
Этапы проекта:
Объект исследования: люди (земляки), их личный пример, вклад в развитие сельского хозяйства района, современного общества.
Предмет исследования: биография земляка, его общественная и трудовая деятельность.
1.Подготовительный- вызвать у детей и родителей интерес к проекту
2. Основной- познакомить детей с заданием к проекту
3 этап - осуществление деятельности Отбор литературы (семейный архив)
4 этап – обработка и оформление результатов
Побудить детей и родителей принять активное участие в поисках нужной информации, проведении исследования
5 этап -итоговый. Защита проекта.
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной,
Привет тебе мой край родной!
Труд и самоотверженность в мирное время достойны восхищения и преклонения. Весь опыт нашей работы показывает, что даже и в маленьком селе человек может стать известным и успешным. Именно поэтому нам хотелось рассказать об удивительном человеке Николае Гавриловиче Чеусове.
Николай Гаврилович Чеусов - бригадир тракторно-полеводческой бригады,Герой Социалистического труда.Родился в декабре 1927 года в селе Васильевка Ершовского района Саратовской области в семье простого крестьянина Гаврилы Чеусова
НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕУСОВ ЗАХВАТИЛ КОНЕЦ ВОЙНЫ БУДУЧИ СОВСЕМ ЮНЫМ.
УЧАСТВОВАЛ В РАЗМИНИРОВАНИИ МОРСКИХ ПУТЕЙ ДЛЯ СОВЕТСКИХ КОРАБЛЕЙ.
В ОДНОМ ИЗ БОЕВЫХ ЗАДАНИЙ ЕГО КОРАБЛЬ ПОДОРВАЛСЯ НА МИНЕ.
ПОГИБЛА ВСЯ КОМАНДА. И ТОЛЬКО ОН ОСТАЛСЯ ЧУДОМ ЖИВ, ПОЛУЧИВ КОНТУЗИЮ И ОСКОЛОК ВРАЖЕСКОЙ МИНЫ, КОТОРЫЙ МЕДИКИ ТАК И НЕ СМОГЛИ ДОСТАТЬ
Боевые награды Н.Г.Чеусова:
- «За Отвагу»,
- «Медаль Нахимова»,
- «Медаль за Победу над Германией,
- «За оборону Севастополя»
ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.
БЫВШИЙ СОЛДАТ –НИКОЛАЙ ЧЕУСОВ, ВЕРНУЛСЯ В РОДНЫЕ КРАЯ, В ОТЧИЙ ДОМ.
С ДУМОЙ О БОЛЬШОМ И ТРУДНОМ ХЛЕБЕ, ПРИШЁЛ ОН НА СВОЁ ПЕРВОЕ ПОЛЕ, КОТОРОЕ ЕМУ СТАЛО РОДНЫМ И БЛИЗКИМ НА ЧЕТЫРЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ.
«ЕСЛИ ТЫ РАСТЁШЬ В ДЕРЕВНЕ, ТО ЗНАЕШЬ ОХЛЕБЕ НЕ ПОНАСЛЫШКЕ, - ВИДИШЬ, КАК РАБОТАЕТ ТВОЙ ОТЕЦ, ТВОЙ БРАТ И КАК САМО ПОЛЕ ЖИВЁТТРУДОВОЙ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ.
И ВОТ ПРИХОДИТ ТВОЁ ВРЕМЯ СЛУЖИТЬ ЗЕМЛЕ…»
Н.Г.Чеусов
1967 ГОД. ВЕСНА. ПРАЗДНИК ТРУДА.
БРИГАДА №2 ПОД РУКОВОДСТВОМ
НИКОЛАЯ ГАВРИЛОВИЧА ЧЕУСОВА
НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ СО СВОЕЙ СЕМЬЁЙ:
ЖЕНОЙ – ЕКАТЕРИНОЙ МАТВЕЕВНОЙ,
СТАРШЕЙ ДОЧЕРЬЮ НАТАЛЬЕЙ
И МЛАДШЕЙ ДОЧЕРЬЮ - ИРИНОЙ
«ЕДЕМ ОДНАЖДЫ МИМО ПОЛЕЙ, РАННЕЕ УТРО, МЕСЯЦ АПРЕЛЬ. ОТЕЦ ОЗАБОЧЕННО ОГЛЯДЫВАЕТСЯ ПО СТОРОНАМ…КАЖЕТСЯ,
ОН ЗАБЫЛО О МОЁМ СУЩЕСТВОВАНИИ, ДАЖЕ НЕМНОГО ОБИДНО. ЧУВСТВОВАЛ ОН ЭТУ ЗЕМЛЮ СВОЕЙ ПРОСТОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ДУШОЙ…»
(Из воспоминаний младшей дочери Ирины Николаевны Сазоновой)
ТРУЖЕНИКИ ПОЛЯ. ХОЗЯЕВА ЗЕМЛИ. НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ С ЧЛЕНАМИ СВОЕЙТРАКТОРНО-ПОЛЕВОДЧЕСКОЙ БРИГАДЫ
«ЛЮДИ ЗДЕСЬ ПЫТЛИВЫЕ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ. ОНИ ПОСТОЯННО ДЕРЖАТ СВЯЗЬ С НАУКОЙ, ОПИРАЮТСЯ НА ОПЫТ ПЕРЕДОВЫХ. СВЫШЕ ДВАДЦАТИ ЛЕТ РАБОТАЮТ ЗДЕСЬ ТРАКТОРИСТАМИ И КОМБАЙНЕРАМИ КАМИЛ БАГАПОВ И НИКОЛАЙ ЛАТЫШЕВ, ВИКТОР БУБНОВ И МН. ДР.- ЭТО НАСТОЯЩИЕ ХОЗЯЕВА ЗЕМЛИ» 1966 ГОД.
(Из воспоминаний Н.Г. Чеусова о членах бригады)
ВЫСОКАЯ НАГРАДА РОДИНЫ.
УКАЗОМ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ УСПЕХИ, ДОСТИГНУТЫЕ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ВЫПОЛНЕНИИ ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА ПРОДАЖИ ГОСУДАРСТВУ ПРОДУКТОВ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И ЖИВОТНОВОДСТВА, ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА
С ВРУЧЕНИЕМ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ЗОЛОТОЙ МЕДАЛИ «СЕРП И МОЛОТ»
ПЕРЕДОВИКУ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕУСОВУ НИКОЛАЮ ГАВРИЛОВИЧУ – БРИГАДИРУ СОВХОЗА «ЕРШОВСКИЙ»
ВСТРЕЧА ТРУЖЕНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
С НАРОДНЫМ АРТИСТОМ СССР,
ГЕРОЕМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА НИКОЛАЕМ КРЮЧКОВЫМ
«ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫ ВЫРОС ВДАЛИ ОТ РУССКОГО ПОЛЯ И ДО ПОРЫ НЕ МОГ ВДОХНУТЬ ЗАПАХ ХЛЕБНОЙ НИВЫ, УДИВИТЬСЯ НЕБРОСКОЙ ЕЁ КРАСЕ, ВСЁ РАВНО ТЫ ЕЁ ВИДИШЬ, ЗНАЕШЬ, ЧУВСТВУЕШЬ. ПОТОМУ ЧТО
С ПЕРВЫМИ СЛОВАМИ СКАЗОК – ПОМНИТЕ: В ЧИСТОМ ПОЛЕ, ВО ШИРОКОМ РАЗДОЛЬЕ… - С ПЕРВОГО ЗНАКОМСТВА С КНИГОЙ, С ПЕСНЕЙ, РИСУНКОМ ВХОДИТ ЭТО ПОНЯТИЕ В ТВОЁ СОЗНАНИЕ – И НАВСЕГДА»
Н.Г. Чеусов
НА ПОЛЯХ ТРАКТОРНО-ПОЛЕВОДЧЕСКОЙ БРИГАДЫ
Н.Г. ЧЕУСОВ
1977 ГОД. СЛОВО ДЕЛЕГАТА ПАРТИЙНОГО СЪЕЗДА.
«В ЧЁМ СИЛА КОЛОСА»
(Размышления заволжского бригадира Н. Чеусова)
«НЕТ ДВУХ ОДИНАКОВЫХ ПОЛЕЙ, НЕ БЫВАЕТ ОДИНАКОВЫХ ПО ПОГОДНЫМ УСЛОВИЯМ ЛЕТ, МЕСЯЦЕВ, ДНЕЙ. ТВОРИТЕ И НИВА ОДАРИТ ВАС ЩЕДРЫМ УРОЖАЕМ!»
Н.Г. ЧЕУСОВ НА ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПЕРЕДАЧЕ
«СЕЛЬСКАЯ ПАНОРАМА»
1980 ГОД. САРАТОВ. ПРИВОЛЖСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ВЫПУСТИЛО КНИГУ Н.Г. ЧЕУСОВА
«ТАК СОЗДАЁТСЯ ХЛЕБ»
КНИГА «БОЛЬШОЙ САРАТОВСКИЙ ХЛЕБ»
ОЧЕРК Н.Г ЧЕУСОВА «ХЛЕБ -ВСЕМУ ГОЛОВА»
В ЕРШОВСКОМ РАЙОНЕ ЕЖЕГОДНО ПРОХОДИТ ТУРНИР ПО ВОЛЕЙБОЛУ НА ПРИЗ «ПАМЯТИГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА
НИКОЛАЯ ГАВРИЛОВИЧА ЧЕУСОВА»
«БОГАТЫЙ УРОЖАЙ ТРЕБУЕТ БОЛЬШИХ СИЛ, УМЕНЬЯ, МАСТЕРСТВА. СЛАВЯТСЯ СВОЕЙ ГВАРДЕЙСКОЙ ХВАТКОЙ МЕХАНИЗАТОРЫ ВО ГЛАВЕ, КОТОРЫХСТОИТ ИСТИННЫЙ ХЛЕБОРОБ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕУСОВ»
И. Берсенёв председатель Рабочкома совхоза «Ершовский»
(Заметки из газеты «Ленинский путь»)
«ЧЕЛОВЕК ЛЕГЕНДАРНОГО ТРУДОЛЮБИЯ И ХЛЕБОРОБСКОЙ ТАЛАНТЛИВОСТИ, НЕДАРОМ В СЕЛЕ
О НЁМ ГОВОРИЛИ: - В РАБОТЕ КРАЯ
НЕ ЗНАЮЩИЙ»
П. Литвинов, специальный корреспондент
газеты «Коммунист»
Актуальность темы.
В каждом городе, поселке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Проектная работа «Моя улица – мои земляки» является реализацией этого желания. Мы хотим, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, совершивших трудовые подвиги.
Школьный возраст особый для становления личности. Долг ученика - знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах. Кто интересуется историей родного края, ведут кропотливую работу по дальнейшему её изучению. «Интересы человека формируются главным образом в его детстве», - писал академик Д. С. Лихачев. Он считал, что «если у ребенка есть интерес к жизни других людей, к истории своей страны, к литературе и искусству, если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым, порядочным, полезным для России человеком».Каждый день мы по несколько раз мы проходим мимо дома №4 в переулке Школьный. Наше внимание привлекла мемориальная доска, установленная на нем. Кому она посвящена и за какие заслуги? Какую историю хранит эта памятная доска?
Глава 1
Есть в п. Учебный небольшой переулок Школьный, но каждый житель знает о нем. И не только потому, что рядом находится школа. А главное потому, что на одном из домов в этом переулке осенью прошлого года открыли памятную мемориальную доску. В этом доме жил знаменитый человек - Герой Социалистического труда Николай Гаврилович Чеусов. ( Слайд)
В нашем классе учатся три девочки: Ануфриенко Арина, Харламова Екатерина, Горбунова София. Они живут в этом переулке (СЛАЙДЫ). Каждый день они по несколько раз проходят мимо дома №4 в переулке Школьный. Их внимание привлекла мемориальная доска, установленная на нем. Они заинтересовались этим историческим событием, рассказали об этом в классе.
Поэтому мы поставили цель нашей работы: узнать больше о знаменитом земляке и защитить проект «Моя улица – мои земляки».
1. Чем знаменит этот человек?
2. За какие заслуги открыт мемориал?
3. Какую историю хранит эта памятная доска?
Имя нашего земляка Николая Гавриловича Чеусова известно не только в нашем районе, но и далеко за её пределами. Он был из тех людей послевоенного времени, для которых слова «трудиться на славу Родине», «добиваться высоких урожаев » не были чем-то отвлечённым, они были частью его самого. С материалами биографии и фотографиями, семейным архивом Николая Гавриловича Чеусова нас ознакомили его дочери - Ирина Николаевна и Наталья Николаевна. (Слайды)
Мы встретились с дочерьми Героя: Ириной Николаевной и Натальей Николаевной. За чашкой чая они поведали нам о своем отце: где он родился, когда начал свой трудовой путь, какая у него была семья.
На классном часе мы узнали о том, за какие заслуги и когда наш земляк был награжден Звездой Героя Социалистического труда. (Слайды)
Глава II
Значение слова «земляки»
Много на земле красивых мест, но историю делают люди. В наше время мы знаем, как некоторые города, сёла меняли своё название от зарождения и не раз. Но все люди, кто когда-то проживал на данной территории, и проживает сегодня, считаются земляками.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова дается такое объяснение слова «земляк»:
ЗЕМЛЯ́К, -а, м. Уроженец одной с кем-н. местности. Мы с ним ~и.
В словаре русских синонимов близкими по значению к слову «земляк» являются слова:
единоплеменник, товарищ, соземец, соотечественник, своеземец, зема, земеля, единоземец, землячок.
Глава III
Мнение жителя посёлка.
Земляки – это люди, живущие со мной рядом, почти как родственники. Как я понимаю - это слово дает нам и права, и обязанности. Во – первых, люди, которые называются земляками, должны быть сплоченными друг к другу, стараться делать только доброе на этой земле (разбивать сады, строить дома, воспитывать своих детей, проявлять уважение к старшим и т.д.). Во – вторых, люди должны быть гостеприимными, чтобы даже где – то на чужбине, посмотрев, друг другу в глаза, мы могли гордо сказать: «Это мой земляк!»
В своей работе мы хотим рассказать о своём земляке, Герое Социалистического труда, о беззаветном труженике, которым славился наш район.
Вывод:
Земляки – это люди, живущие с нами рядом, почти как родственники. Как мы понимаем - это слово дает нам и права, и обязанности.
Завтра мы вступим в жизнь, и судьба России будет в наших руках. Мы должны знать историю нашего посёлка, ее особенности и понимать черты национального русского характера.
Делать правильные ориентиры в жизни помогают простые люди, наши земляки. Спасибо им, нашим замечательным труженикам, которые по- своему делают историю, внося свой посильный труд в трудовую славу, трудовое наследие нашей большой страны.
Мы, молодое поколение, обязаны любить свою малую родину, свою землю, продолжая славный трудовой путь наших земляков.
Заключение
В мире все связано. Изучая историю своего земляка, мы волей – неволей знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми, родившимися на этой земле. Определенное время выдвигает своих героев. Это герои трудовых будней. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки.
Работая над этой темой, мы открыли для себя много нового: изучили историю нашего земляка. Николай Гаврилович своим каждодневным трудом приносил пользу, работал на благо своего района, области и процветания всей страны.
Долг каждого человека уважительно относится к истории родного села, города, района, России. Научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства.
«ПУСТЬ ПАМЯТЬ ВЕРНУЮ ХРАНЯТ И НАШИХ ВНУКОВ ВНУКИ…!»
|