Официальный сайт yerka 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Культура Киевской Руси

Фото пользователя Лилия Алексеевна Воропаева
Размещено: Лилия Алексеевна Воропаева - пт, 24/02/2017 - 11:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Воропаева Лилия Алексеевна
Место работы, должность: 

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования районный Дом детского творчества,

объединение «Гуманитарная школа», село Мильково Камчатского края

Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 
  • подвести итог изучению культуры Киевской Руси, систематизировать материал по теме, сформировать у учащихся целостное представление о культуре Киевской Руси, выявить её  специфические особенности, значение для последующего развития российской культуры, убедиться, как велик вклад России в мировую культуру; вырабатывать навыки системно-научного подхода к истории культуры России.
  • продолжить формирование художественного вкуса и эстетического восприятия окружающей действительности, способности наслаждаться выдающимися произведениями искусства, интереса и любви к искусству;
  • формировать уважение к культуре российского народа, желание знакомиться с ней и черпать из неё пробуждать чувство гордости за нашу страну, давшую такие образцы художественного творчества.

 

 З а д а ч и:

  • Повторить важнейшие культурные достижения
  • Выявить эстетические идеалы Киевской Руси
  • Способствовать развитию познавательной активности, коммуникативных навыков, правильной самооценки

 

 О с н о в н ы е  п е р с о н а л и и:  Алимпий (Алипий), Илларион, Кирилл, Мефодий,  Нестор, Остромир

 

 О с н о в н ы е  п о н я т и я:  архитектура, былины, буквица (инициал), «Гривна Владимира Мономаха», двоеверие. Евангелие, зернь, Золотые ворота в Киеве, икона, икона «Борис и Глеб», икона Владимирской Богоматери,  имперсональность, искусство, кириллица, колты, крестово-купольный стиль, культура, летопись, миниатюра, мозаика, «Остромирово Евангелие», пергамент, перегородчатая эмаль, «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», рясны, скань, «Слово о законе и благодати»,  скоморохи, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Софийский собор в Полоцке, титло, устав, фреска.

 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

ИСТОЧНИКИ

 

Интернет

Боголюбская икона Божьей Матери

Владимирская икона Божьей Матери

Волоколамская Владимирская икона Божьей матери

Десятинная церковь

Икона Божией Матери «Знамение»

Иконография Божьей Матери

Иконопись

Казанская икона Божьей матери

Крестово-купольные храмы Древней Руси

Мозаики и фрески Киевской Руси

Остромирово Евангелие

Остромирово Евангелие. Миниатюры и орнаменты

Православный храм

Рукописные книги Древней Руси

Софийский собор в Киеве

Статьи о мозаике. Мозаика Киевской Руси.

Софийский собор в Новгороде

Тихвинская икона Божией Матери в окладе

Торопецкая икона Божьей Матери

Илья Муромец и Соловей-разбойник (мультфильм)

 

Литература

1.     Лубченко Ю.Н. Города России. – М., «Белый город», 2006

2.     Любимов. Л «Искусство Древней Руси» - М., «Просвещение», 1981

3.     Современный словарь-справочник  по искусству – М, «Аст», 2000

4.     Соловьёв В. «Русская культура с древнейших времён до наших дней» - М., «Белый город», 2004

5.     Энциклопедия для детей.  Аванта. Искусство. Т. 7, ч.1. – М., «Аванта», 2002

 

Используемое оборудование: 

Т С О - ноутбук, экран

 

На стенде:

Тема – «Культура Киевской Руси»

Эпиграф – «О, светло светлая, и украсно украшенная, земля Русская…»

 

На столах:

Макеты нескольких храмов, сделанных детьми: православный храм в кубическом стиле, храм Василия Блаженного, Преображенская церковь в Кижах, Исаакиевский собор, «Спас-на-крови», храм Христа Спасителя.

Репродукции икон:

Иконы Божьей Матери - Боголюбская икона Божией Матери, икона Владимирской Божьей Матери, икона Божией Матери «Знамение», Казанская икона Пресвятой Божьей матери, Тихвинская икона Божьей матери в окладе, Торопецкая икона Божьей матери;

Иконы «Борис и Глеб» - «Борис и Глеб», «Борис и Глеб», «Борис и Глеб на конях», «Святой Борис», «Святой Глеб», «Святые князья Борис и Глеб»

 

На отдельном столике

Выставка книг (См. «Литература)

Используемые ЦОР: 

Презентация с электронным вариантом Своей игры

Краткое описание: 
Это урок/занятие для учащихся 10-х классов в форме игры-викторины (по типу Своей игры). Вопросы для игры составлялись самими учениками в ходе изучения материала и совместно оформлялись в презентацию. Во время этой работы продолжалось формирование базовых компетентностей: информационная (ученики самостоятельно искали, отбирали, анализировали, преобразовывали информацию для решения задачи); самоорганизации (ученики самостоятельно планировали свою деятельность, сами выбирали пути достижения цели, осуществляли контроль своей и общей деятельности, соотносили свой результат с общим результатом); самообразования (ученики, решая общую задачу, шли каждый своим путём, выбирая свою образовательную траекторию).

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Вступление

Совершим небольшое виртуальное путешествие в Киевскую Русь век и вспомним, что же люди того времени видели, слышали вокруг себя. Для этого мы используем игру. На предыдущих занятиях мы с вами изучали материал и составляли вопросы, которые вошли в Свою игру по теме. Сегодня мы посмотрим и оценим, что у нас получилось. Но не только поиграем, мы продумаем материал и ответим на важные вопросы. Правильные ответы будут отмечаться жетонами. В конце занятия мы подсчитаем количество жетонов у каждого ученика и выявим лучшего знатока культуры Киевской Руси. На следующем занятии ему будет вручено специальное Свидетельство.

1. Посмотрите, как летописец характеризовал страну в то время.

Зачитывается эпиграф: «О, светло-светлая и украсно-украшенная земля Русская!..»

Задание: 

Вам нужно понять, какой смысл, на Ваш взгляд, вложил летописец в эти слова, выделить яркие особенности или черты культуры Киевской Руси.

 

Основная часть:

Просмотр презентации «Культура Киевской Руси» (См. электронное Приложение)

 

Порядок работы

1 раунд

После 1 раунда - динамическая пауза:

Задание – встать, посмотреть все материалы на стенде, столах и найти то, что в той или иной степени связано с культурой Древней Руси. Объяснить свой выбор.

(Учащиеся могут выбрать макет  любого собора и показать, как в более позднее время сохранились многие черты, проявившиеся ещё в культуре Киевской Руси: крестово-купольный (византийский) стиль, золотые купола, фрески, мозаики ...

Учащиеся могут выбрать любую икону Божьей матери и показать, как в последующие времена сохраняется сюжет и тип иконографии этих икон: «Одигитрия», «Оранта», «Элеуса»,

Учащиеся могут выбрать любую икону «Борис и Глеб» и показать, как в последующие времена сохраняется данный иконописный сюжет.)

 

2 раунд

После 2 раунда - вторая динамическая пауза

Задание – встать, посмотреть все книги на столах и найти то, что в той или иной степени связано с культурой Древней Руси. Объяснить свой выбор.

 

3 раунд

После 3 раунда - третья динамическая пауза.

Задание – встать, сходить в кабинет и найти то, что в той или иной степени связано с культурой Древней Руси. Объяснить свой выбор.

 

Финал

Заключение:

Вопрос:

Ну как? Понятны Вам сейчас слова летописца «О, светло-светлая и украсно-украшенная земля Русская!» 

Выслушиваются ответы учеников, их уточнения, дополнения. Подсчитывается количество жетонов, определяется и называется лучший знаток культуры Киевской Руси.

 

Вывод педагога

Эти слова древнерусского летописца – признание высокого уровня развития культуры народа, присущей ему любви к красоте. Её тесная связь с церковью, влияние русской церкви на духовную культуру, просвещение, общественную жизнь Киевской Руси, огромное влияние на развитие культуры Киевской Руси  оказала Византия, особенно после принятия христианства;

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

1.     Фотографии «Макеты»

2.     Репродукции «Иконы Божьей Матери»

3.     Репродукции «Иконы Борис и Глеб»

 

Приложение 1. «Макеты»

 Приложение 2. «Репродукции икон Божьей матери»

Приложение 3. «Иконы «Борис и Глеб»

Приложение 4. Свидетельство победителя игры (вариант шаблона)

Приложение 5.

Презентация "Культура Киевской Руси" 
 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн