Совершим небольшое виртуальное путешествие в Киевскую Русь век и вспомним, что же люди того времени видели, слышали вокруг себя. Для этого мы используем игру. На предыдущих занятиях мы с вами изучали материал и составляли вопросы, которые вошли в Свою игру по теме. Сегодня мы посмотрим и оценим, что у нас получилось. Но не только поиграем, мы продумаем материал и ответим на важные вопросы. Правильные ответы будут отмечаться жетонами. В конце занятия мы подсчитаем количество жетонов у каждого ученика и выявим лучшего знатока культуры Киевской Руси. На следующем занятии ему будет вручено специальное Свидетельство.
1. Посмотрите, как летописец характеризовал страну в то время.
Зачитывается эпиграф: «О, светло-светлая и украсно-украшенная земля Русская!..»
Задание:
Вам нужно понять, какой смысл, на Ваш взгляд, вложил летописец в эти слова, выделить яркие особенности или черты культуры Киевской Руси.
Основная часть:
Просмотр презентации «Культура Киевской Руси» (См. электронное Приложение)
Порядок работы
1 раунд
После 1 раунда - динамическая пауза:
Задание – встать, посмотреть все материалы на стенде, столах и найти то, что в той или иной степени связано с культурой Древней Руси. Объяснить свой выбор.
(Учащиеся могут выбрать макет любого собора и показать, как в более позднее время сохранились многие черты, проявившиеся ещё в культуре Киевской Руси: крестово-купольный (византийский) стиль, золотые купола, фрески, мозаики ...
Учащиеся могут выбрать любую икону Божьей матери и показать, как в последующие времена сохраняется сюжет и тип иконографии этих икон: «Одигитрия», «Оранта», «Элеуса»,
Учащиеся могут выбрать любую икону «Борис и Глеб» и показать, как в последующие времена сохраняется данный иконописный сюжет.)
2 раунд
После 2 раунда - вторая динамическая пауза
Задание – встать, посмотреть все книги на столах и найти то, что в той или иной степени связано с культурой Древней Руси. Объяснить свой выбор.
3 раунд
После 3 раунда - третья динамическая пауза.
Задание – встать, сходить в кабинет и найти то, что в той или иной степени связано с культурой Древней Руси. Объяснить свой выбор.
Финал
Заключение:
Вопрос:
Ну как? Понятны Вам сейчас слова летописца «О, светло-светлая и украсно-украшенная земля Русская!»
Выслушиваются ответы учеников, их уточнения, дополнения. Подсчитывается количество жетонов, определяется и называется лучший знаток культуры Киевской Руси.
Вывод педагога
Эти слова древнерусского летописца – признание высокого уровня развития культуры народа, присущей ему любви к красоте. Её тесная связь с церковью, влияние русской церкви на духовную культуру, просвещение, общественную жизнь Киевской Руси, огромное влияние на развитие культуры Киевской Руси оказала Византия, особенно после принятия христианства;
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Фотографии «Макеты»
2. Репродукции «Иконы Божьей Матери»
3. Репродукции «Иконы Борис и Глеб»
Приложение 1. «Макеты»
Приложение 2. «Репродукции икон Божьей матери»
Приложение 3. «Иконы «Борис и Глеб»
Приложение 4. Свидетельство победителя игры (вариант шаблона)