Автор статьи: Кондратьева Наталия Леонидовна, учитель английского языка МБОУ «СОШ №1 р.п. Самойловка»
Аннотация статьи: Игровая деятельность на уроке является одной из наиболее эффективных форм обучения с точки зрения усвоения языкового материала в ситуациях общения.
Игра позволяет вести процесс обучения в свободной, неформальной обстановке и создаёт дополнительную мотивацию обучаемых. Игра также научит детей действовать поочередно, справедливо проигрывать, воспринимать общечеловеческие знания, развивать мышление, речевую деятельность, работать в команде, чувствовать принадлежность к группе и многому другому.
В статье подробно описаны игры для развития устной речи. Некоторые из них можно применять как в начальной школе, так и в дальнейшем.
Содержание статьи:
«Игра не должна исчезнуть из жизни ребёнка,
имея своё продолжение в школьном обучении и труде»
(Лев Семёнович Выготский)
Мир игр огромен. Дети познают и решают проблемы жизни через игру, наполненную красотой, фантазиями, познаниями.
Игра даёт детям коммуникативно-познавательные умения, развивает их критическое мышление и культуру полемики, активизирует речевую деятельность и развивает творческие способности, требуя напряжения эмоциональных и умственных сил, вместе с тем снимает монотонность процесса обучения о помогает преодолеть стеснительность, воспитывает доброжелательность и толерантность, вызывает чувство удовлетворения.
В игре люди всегда открывают для себя что-то новое! В процессе игры личность ребёнка находится в центре обучения, а роль учителя сводится к роли партнёра-консультанта.
Перед началом каждой игры я объявляю название игры и подробно объясняю её правила. После каждой игры обязательно провожу рефлексию:
1. Удалось ли достигнуть поставленных целей?
2. Что было трудно участникам игры?
3. Что вам понравилось и что не понравилось в игре?
4. Как вы считаете, что нужно изменить в игре?
5. Нужно ли провести эту игру ещё раз? Почему? И др.
Для развития и совершенствования устной речи обучающихся на уроках английского языка я использую лексические, грамматические, речевые и ролевые игры.
Лексические игры – повторяют, закрепляют, активизируют изученную лексику, формируют навыки монологической и диалогической речи.
Игра "The Chain”
Командам дается исходное слово, например , school, которое является началом цепочки. Последняя буква является первой буквой последующего слова.
Пример: school – letter – red – draw – write – eleven – nine – etc.
Выигрывает команда, в чьей цепочке больше слов за определенный отрезок времени.
Игра «Sets of words».
На листе представлены вперемешку слова из 5-6 (и более) словесных семей, т.е. тематик. Дети должны их отсортировать.
Грамматические игры.
Цели:
· научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности;
· создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
· развить речевую творческую активность учащихся.
В основном обучающие игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографическими и т.д. какую бы направленность ни имели игры, они отражают восприятие мира детьми: любознательность, любовь к животным, сказочным сюжетам и персонажам, соревнованиям, загадкам.
Игра “Picture corrections”
Цель: составление рассказа-описания, умение сравнивать, отрицать.
Время: 10-15 мин.
Подготовка: Вам понадобятся картинки и тексты к ним, слегка отличные от этих картинок, по числу пар в вашем классе. Но сначала на примере одной картинки и текста к ней объясняю задание.
Игра: Итак, у одного партнёра пары есть картинка, а у другого – текст. Им нельзя заглядывать в бумаги друг друга.
Партнёр с текстом читает напарнику, имеющему картинку. И тот должен исправить утверждение, если оно не соответствует информации на картинке.
Обсуждения могут выглядеть так:
Pupil 1: It is my yard near the house.
Pupil 2: I can’t see the house. (Because it’s near the yard.)
Pupil 1: There are five trees and kennel in this yard.
Pupil 2: No, there are not. There are seven trees in it.
Партнёр , у которого текст (Pupil 1), затем исправляет текст.
Замечание: усложнить игру можно, попросив обладателей картинок задавать вопросы участникам, имеющим тексты. Например: Are there seven trees in the yard?
Речевые игры также важны в процессе обучения иностранным языкам. Они позволяют организовать целенаправленную речевую практику обучаемых на иностранном языке, тренировку и активизацию в её рамках навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнёров по общению.
Цели:
· научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, выделять главное в потоке информации;
· развивать слуховую реакцию, слуховую память, речевую реакцию в процессе коммуникации;
· научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности.
Игра “Who is this”/What is this”?
Преподаватель загадывает знаменитого человека, сказочного, мультяшного персонажа, животное и т.д.(скрытый слайд, картинка, фото) обучающие задают вопросы и по ответам учителя догадываются о загаданном, если ответ правильный – открывается слайд или картинка. Другой вариант игры: учитель раздаёт картинки с изображением предметов обучающимся. Каждый описывает изображённый предмет до тех пор, пока остальные участники игры не поймут, о чём идет речь.
Ролевые игры представляют условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, преодолением «языкового барьера», повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. В ней всегда представлена ситуация, которая создаётся как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/диалогическим текстом и т.д. Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнёров. Описание роли даётся в ролевой карточке. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяю я, но их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личных характеристик обучающихся, а также от степени овладения ими иностранным языком.
Например:
Role card № 2
Your friend is on exchange trip in Britain. You are interested in his/her family habits.
Discuss with him/her your family habits. You begin the conversation
Role card № 1
You are on exchange trip in Britain. Your new friend is interested in your family habits .Discuss with him/her your family habits. Listen to your friend and give him/her necessary information.
Work with a partner. Take turns to think of situations and ask your partner to make deductions about them or to suggest possibilities about them. For example:
Student A: The house is empty and all the lights are out
Student B: the family must be out. They may be away on holiday. They could have gone for a meal.
Student B: Dad is late home.
Student A: He may be working late. He can’t have had an accident because he’s just phoned.
Систематическое применение дидактических игр на уроках английского языка даёт положительные результаты в развитии и совершенствовании устной речи.
В декабре 2016 года мои ученицы 11 класса приняли участие в международном конкурсе устной речи “Speak Spoken English” и заняли призовые места https://anglyaz.ru/128-uncategorised/609-rezultaty-mezhdunarodnogo-konkursa-ustnoj-rechi-speak-spoken-english.html. Положительный опыт это участия, надеюсь, станет залогом успешной сдачи ЕГЭ для моих учениц.
Таким образом, можно сказать, что применение игровых технологий – это наиболее эффективное средство развития и совершенствования устной речи у обучающихся на уроках английского языка.
Список используемой литературы:
- В.М. Букатов «Педагогические таинства дидактических игр».
Москва. Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта» 2003.
- А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю. Плотникова, С.Г. Яковлева «Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова». Издательский дом «Фёдоров». Издательство
«Учебная литература». 2010
- А.Г. Грецов «Лучшие упражнения для развития креативности». Санкт-Петербург. 2006
- М.Г. Ермолаева «Игра в образовательном процессе». Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. Кафедра педагогики и андрагогики.
Санкт-Петербург, 2005
5. Т.И. Ижогина, С.А.Бортников «Игры для обучения английскому языку». Ростов –на-Дону. Издательство «Феникс», 2004
6. Дж. Стайнберг «110 игр на уроках английского языка» ООО «Издательство Астрель», 2003
7. С.С.Яцкова (составитель) « Играем на уроках английского языка в начальной школе» Мозырь ООО ИД «Белый ветер» 2009
8. Игры на уроках английского языка
festival.1 september.ru
9. Развивающие игры на уроках английского языка
begin-english.ru
|
На: «Применение игровых технологий на уроках английского языка к
Уважаемая Наталия Леонидовна! Спасибо за статью. Безусловно, игры являются одним из интереснейших и увлекательнейших методов изучения иностранного языка. Дети всех возрастов с увлечением выполняют такого рода задания на уроках, а результаты не заставляют себя долго ждать: это и повышение интереса к предмету, и хорошая мотивация к более глубокому изучению языка, да и удовлетворение учителя от таких уроков значительно выше.
На: «Применение игровых технологий на уроках английского языка к
Спасибо Вам, Наталья Леонидовна!
На: «Применение игровых технологий на уроках английского языка к
Наталия Леонидовна спасибо за статью. Игры на уроках позволяют сделать его интересным и привлекательным для учащихся и повышает мотивацию к изучению иностранного языка.
На: «Применение игровых технологий на уроках английского языка к
Татьяна Александровна, спасибо Вам за ваш комментарий.
На: «Применение игровых технологий на уроках английского языка к
Уважаемая, Наталия Леонидовна! Мне понравилась ваша статья.Предложенные Вами игры интересны, способствуют развитию речевой деятельности. Хочу использовать их в своей практике. Спасибо!
Филатова Наталия
На: «Применение игровых технологий на уроках английского языка к
Наталия Николаевна, благодарю Вас за приятный отзыв. Очень рада, что предложенные мною игры, Вы будете применять на Ваших уроках. Всего доброго.
На: «Применение игровых технологий на уроках английского языка к
Наталия Леонидовна, я согласна с тем, что применение игровых технологий – это наиболее эффективное средство развития и совершенствования устной речи у обучающихся на уроках английского языка. Спасибо за статью!
На: «Применение игровых технологий на уроках английского языка к
Уважаемая Ольга Юрьевна, спасибо Вам за приятный отзыв.
На: «Применение игровых технологий на уроках английского языка к
Наталия Леонидовна! Спасибо за работу! Согласна с вами, что игровая деятельность как один из аспектов обучения иностранному языку расширяет возможность обучения устной речи начиная с младшего школьного возраста. Широко использую в своей работе данный метод.
На: «Применение игровых технологий на уроках английского языка к
Спасибо, Асима Амантаевна, за тёплый отзыв.