Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию коммуникативных навыков и личностному росту у подростков «РОСТ».
Submitted by Анастасия Ваграмовна Законова on Fri, 24/02/2017 - 08:06
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическая целесообразность программы.
Одним из наиболее сложных и неоднозначных является период подросткового этапа взросления, это кризисный период внутренней борьбы ожиданий и возможностей, желание прийти к взаимопониманию с взрослыми и в тоже время освободиться от их контроля. Появление новых навыков , нового статуса, новых обязанностей и одновременно с этим новый взгляд на взаимодействие с миром и самим собой. Болезненный для большинства – переходный возраст - критичность мышления, склонность к рефлексии и саморефлексии.
На этом этапе взросления ведущей потребностью становится потребность в общении со сверстниками, именно в общении и через призму взаимоотношений с окружающими подросток формирует «я-концепцию» и многие подростки на этом этапе нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя вместе с психологом своевременно вникали в проблемы подростка. Чтобы подросток мог сознательно регулировать свое поведение, нужно научить его умениям конструктивного общения, адекватным социальным требованиям, предъявляемым к его личностному росту.
Актуальность программы.
Нарушения взаимодействия с окружающими, особенности поведения в микросоциуме, проблемы формирования самооценки, ценностных ориентаций – являются причинами наиболее частого обращения подростков и их родителей за помощью к педагогу-психологу. Оказание своевременной квалифицированной коррекционно-развивающей и консультативной помощи специалистов позволяет подросткам выработать продуктивную стратегию взаимодействия с окружающими, адекватную позицию в вопросах самооценки и самореализации.
Цели программы.
Цели программы – формирование навыков конструктивного взаимодействия и эффективного общения, повышение коммуникативной компетентности и общего адаптационного потенциала личности.
Основные задачи программы:
- познакомить подростков с психологическими особенностями взаимодействия с окружающими ( сверстниками, родителями, учителями ) и их влиянием на общение, поведение, учебную деятельность, личностный рост;
- познакомить подростков с психологической терминологией, необходимой для понимания характеров и психологических проблем;
- формирование положительной “Я-концепции”, адекватной самооценки, самопонимания и самоприятия;
- формирование ответственного поведения и взаимодействия в различных жизненных ситуациях;
- обучение психотехническим навыкам конструктивного взаимодействия с окружающими;
- расширение психологического опыта подростков в построении стратегий и тактик взаимодействия с людьми и личностного роста;
Коррекционно-развивающие:
- развить способности к рефлексии собственных качеств и чувствительность к психологическим особенностям окружающих людей;
- развить культуру общения (слушания, диалога, спора и конфликта).
Теоретические и методологические основы программы:
· Концепция отношений личности. (В.Н.Мясищев)
· Теоретическая концепция общения.(А.А.Леонтьев)
· Понятие “Я-концепции”, ее значение в жизни человека, механизмы ее формирования.(Р.Бернс, К.Роджерс, Г.М.Андреева, А.К.Колеченко)
· Понятие личностного роста.(А.Маслоу)
· Представление о конструктивном взаимодействии.(C.В.Кривцова, С.Н.Сартан, Е.К.Лютова)
Новизна программы.
Новизна программы связана с адаптацией современных технологий работы с личностной сферой подростка к особенностям и условиям работы с подростками, имеющими психологические проблемы, не решенные в условиях образовательного учреждения. Основные приемы работы: командные игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие коммуникативно-смысловой сферы, а также на формирование навыков личностной самоорганизации, самопрезентации и саморегуляции.
Основные этапы и формы реализации программы:
Реализация программы рассчитана на 18 часов.
- Диагностический - проведение психологического диагностического обследования с использованием психологических методик с целью определения ведущей психологической проблемы (индивидуальное и групповое тестирование).
- Консультативный - индивидуальные консультации по результатам диагностического обследования и комплектование психокоррекционных групп.
- Обучающий - проведение коррекционно-развивающих занятий.
Форма проведения коррекционно-развивающих занятий групповая
возрастная группа – 14-15 лет;
продолжительность каждого занятия 45 мин.
- Аналитический - оценка результатов занятий посредством анкетных и проективных методов психологического обследования.
Ожидаемые результаты.
Предполагается, что результаты прохождения подростками указанной программы найдут отражение в следующих психологических сферах:
-в индивидуальных особенностях коммуникативной сферы ( компетентность в общении в группе,классе, в школе и в семье );
-личностном росте (повышение уровня самосознания, самооценки, “Я-концепции”);
-в изменении социально-психологического статуса ( улучшение адаптации в группе,классе, в школе, в семье );
Критерии положительной оценки в решении психологических проблем подростков:
· наличие положительной динамики в развитии качественных характеристик коммуникативных способностей и повышении содержательности коммуникативной деятельности;
· сформированность умения правильно выражать свои чувства, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;
· формирование положительной “Я-концепции”, адекватной самооценки;
· повышение психологической компетентности подростков в особенностях взаимодействия окружающих людей и их влиянии на поведение, учебную деятельность, личностный рост;
· сформированность навыков конструктивного взаимодействия с окружающими;
Оценка результатов коррекционно-развивающей работы проводится с использованием методик психологического обследования детей, анкетирования и собеседования с родителями подростков, дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса коррекционно-развивающих занятий.