Проект в старшей группе ДОУ "Как сохранить бумагу, не навредив природе?"
Submitted by Елена Евгеньевна Янес on Wed, 22/02/2017 - 14:02
Методический паспорт
Название проекта "Как сохранить бумагу, не навредив природе?"
Руководители проекта - Янес Елена Евгеньевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №46 комбинированного вида".
Возраст — подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий.
Цель проекта: Формирование у детей понятия о том, как сберечь природу, и о том, как важна бумага в настоящее время.
Задачи проекта:
- Познакомиться с историей возникновения бумаги в древнем мире и в настоящее время;
- Исследовать свойства, структуру бумаги в процессе практических опытов;
- Провести работу по изготовлению бумаги в домашних условиях;
- Дать представление о ценности сохранения природы;
- Побуждать познавательскую активность детей, интерес к экспериментированию;
- Привлечь родителей к совместной работе над проектом.
Вопросы проекта:
Проблемный вопрос:
Можно ли жить без бумаги?
Учебные вопросы:
Где используется бумага?
Как делают бумагу?
Какая бывает бумага?
Что такое макулатура?
Актуальность проекта.
Жизнь современного человека без бумаги была бы не полноценной. Мир книг, писем, открыток, бумажных салфеток столь необычен, что отказаться не возможно. Простая бумага помогает нам познать некоторые тайны окружающего мира, в которой их великое множество.
Мы повседневно сталкиваемся с бумагой и изделиями из нее. Бумага напоминает о себе, когда берем в руки книгу, достаем из почтового ящика газету. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна и для занятий, и для творческой работы, и в быту.
Но однажды нам стало интересно: «Как обходились без бумаги древние люди?», «Как появилась бумага?», «Бывает ли бумага ручной работы?», «Можно ли бумагу сделать самостоятельно?». Чтобы найти ответ на эти вопросы, мы обратились к воспитателю, провели опыты и эксперименты с бумагой.
Необходимое оборудование:
Бумага (цветная, белая, гофрированная), картон, краски, пластилин, клей, ножницы, емкости с водой, тарелочка, альбомы и журналы с изображением деревьев, презентация, отрывки из музыкальных произведений, ноутбук, интерактивная доска, иллюстрации.
Основные формы реализации проекта: опыты, чтение художественной литературы, беседы, рассказ воспитателя, вопросы, дидактические игры, пальчиковые игры, конструирование; рассматривание иллюстраций, фотографий деревьев; художественно-продуктивная деятельность; тематические выставки; экскурсия в библиотеку.
Предполагаемые продукты проекта: разработанные рекомендации и консультации для родителей; выставка творческих работ детей и родителей; выставка рисунков; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья и бумага», коллективная работа «Дерево достижений».
Предполагаемые результаты: сформированные знания у детей о бумаге; бережное отношение детей к сохранению деревьев, природы.
Способы оценки: наблюдение, беседа, анализ продуктов творчества детей.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
- Создание для детей проблемной ситуации.
- Определение актуальных знаний детей о сохранении природы, экологии.
- Подбор методической литературы для реализации проекта.
- Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин.
- Организация развивающей среды в группе.
- Подготовка информации для родительских уголков.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Содержание
Познавательное развитие (Формировать познавательные интересы: наблюдать, экспериментировать, анализировать, сравнивать; формирование осознанно-правильного отношения к природе: желания ухаживать беречь и любоваться красотой деревьев.)
Рассматривание иллюстраций «Знакомство с деревьями».
Просмотр передачи для детей «Фиксики. Бумага»
Рисование «Зимнее дерево», «Сказочный лес».
Экспериментирование с бумагой и водой «Растение и свет», «Помощница вода», «Пар – тоже вода», «Большой – маленький», «Коробочки с секретом», «Как растения пьют воду», «Разрывание бумаги», «Мнем и разглаживаем», «Складывание бумаги», «Шуршащая или поющая бумага», «Склеивание бумаги».
Чтение художественной литературы:
Михалков С. «Лист бумаги», «Бумага».
Нуждина Т.М. «Энциклопедия для малышей».
Мейяни А. «Большая книга экспериментов».
Берестов В. «Тетрадки».
Иген В. Тысяча один вопрос и ответ».
Токмакова И. «Дуб», «Осинка», «Рябина».
Пришвин М. «Золотой луг».
Успенский «История одной яблоньки», «Птицы».
Бианки В. «Лесной хор».
Заучивание загадок и стихов о деревьях и природе.
Речевое развитие (Учить аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения. Учить детей самостоятельно составлять связное описание с помощью вопросов по картине или карточкам.).
«Лесная газета» В. Бианки чтение рассказов;
Закрепить произношение «т» - «ть» с разной силой голоса.
Рассматривание репродукций и беседа «Что мы знаем о природе».
Чтение пословиц и отгадывание загадок (из книги «В лесу родилась елочка» А. Апир и Е. Михайленко).
Беседы с детьми: «Здравствуй, дерево!», «Какие деревья растут на участке», «Как появляются деревья», «Почему нужно беречь и охранять деревья?», «Что такое бумага и из чего она сделана?», «Почему на бумаге можно рисовать?».
Дидактические игры: «Деревья», «Когда это бывает?», «Найди сходство и различие», «Продолжи игру», «Кто быстрее найдет дерево», «Деревья и кустарники», «Так бывает или нет?», «Небо. Земля. Вода», «Что бывает из бумаги?», «Игра с бумагой и водой», «Принеси бумажный предмет», «Бумажные фантики».
Художественно-эстетическое развитие (Воспитывать желание у детей определять содержание своей работы самостоятельно, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать интересные работы (по теме, по выполнению).
Рисование: «Зимний лес», «Зима в лесу», «Украшение бумажной посуды».
Лепка «Мы гуляем на участке», «Высокие и низкие деревья».
Слушание музыки: запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
Аппликация: «Зимняя береза», «Дом в лесу», «Зимняя рябина», «Кто живет в зимнем лесу (заяц)», «Выносливый дуб».
Социально - коммуникативное развитие (Развивать у детей умение договариваться между собой в распределении ролей свободно и доброжелательно общаться со взрослыми и сверстниками; воспитывать отзывчивость, доброжелательность.)
Сюжетно-ролевые игры: «Найди свое дерево», «Ветер и листочки», «В лесу», «Защитники наши деревья».
Сюжетно-подвижная игра: «Лошадки», «Прятки», «Затейники», «Сделай как скажу», «Раз, два, три к дереву беги», «Сделай фигуру», «Прилет птиц».
Экскурсия в библиотеку.
Рассматривание герани, фикуса. Их сходства и различия.
Работа с родителями.
Беседы: «Умение строить диалог», «Воспитание интереса и любви к своей природе, животным», «Здоровье. Безопасность. Развитие», « «Формирование самостоятельности у детей», «Формирование основ культуры здоровья у детей», «Свежий воздух», «Такие разные».
Мастер-класс: «В стране оригами» (делаем журавлей из бумаги).
Рисование: «Мир без деревьев».
Консультация: «Экологическое воспитание детей в семье», «Зимние игры и развлечения».
Анкетирование: «Безопасность детей зимой на улице», «Экологическое воспитание детей в семье».
Рекомендации: «Закаливание детей».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Выставка рисунков «Дом в лесу», «Мир без деревьев»; выставка аппликаций «Дом в лесу», «Береза зимой»; оформление совместно с родителями плаката «Дерево достижений»,
Оформление развивающей среды группы.
Размещение проекта на портале «www.Openclass.ru».
Оценки содержания.
Теоретическая значимость проекта: систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о деревьях (особенности строения, произрастания).
Практическая значимость проекта: формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, развитие творческих способностей детей.
Познавательная значимость проекта: формирование познавательных интересов: наблюдать, экспериментировать, анализировать, сравнивать; формирование осознанно-правильного отношения к природе: желания ухаживать, беречь и любоваться красотой деревьев.
Перспектива: В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной посадка молодых саженцев деревьев на территории детского сада совместно с родителями и уход за ними.