Актуальность нетрадиционных техник изобразительной деятельности для работы с детьми дошкольного возраста.
Существует много нетрадиционных методов обучения рисованию. Известно, что ребёнок хочет видеть результаты своего труда как можно быстрее, поэтому ему будет интересно, например, поставить на бумагу кляксы и обнаружить забавный рисунок, получить рисунок из собственной ладони и т. д. Перечисленные ниже техники позволяют получить желаемый результат.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
- оттиск печатками из картофеля;
- тычок жёсткой полусухой кистью.
В среднем возрасте можно знакомить с более сложными техниками:
- оттиск поролоном;
- оттиск печатками из ластика;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисунки из манной крупы.
В старшем и подготовительном возрасте дети могут освоить такие техники, как:
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее ,развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.
Рисование при помощи манной крупы.
Учиться рисовать можно не только карандашами, мелками, кисточкой, но и с помощью обыкновенной манной крупы. Этот приём можно использовать как дома, так и на занятиях по рисованию или аппликации. Его применение направлено на решение следующих задач:
- совершенствование зрительного восприятия;
- развитие зрительно - моторной координации;
- формирование плавности, ритмичности и точности движений;
- закрепление навыков рисования;
- развитие мелкой моторики;
- развитие воображения.
-
Результатами работы в данном направлении могут стать:
- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Рисование с помощью манной крупы способствует накоплению опыта общения с миром изобразительного искусства.
Освоение техники работы.
1-й этап.
Рисунки по манной крупе. Для этого надо насыпать манную крупу в поднос толщиной 0,5 мм. Предложить рисунок- образец (волна, кривая линия, круг, овал и др.)
2-й этап.
Заполнение фигурных рамок. Вместе с ребёнком показать засыпание рамок геометрических фигур манной крупой. Создание простых предметов - сюжетов.
3-й этап.
Засыпание лёгких рисунков. Теперь можно перейти к изображению яблока, груши, гриба и др. В этом случае также необходимо использовать образец, чтобы ребёнку было видно, что у него получается. Используем крашенную манную крупу.
4-й этап.
Создание простых сюжетов и приклеивание изображения на картон. Если дети освоили предыдущие этапы, можно переходить к наклеиванию манной крупы на картон, использовать в работе не только трафареты , лекала , закрашивание раскрасок ( старшая, подготовительная группа)
Мастер-класс по познавательному и художественному творчеству.
(Рисование манной крупой, как средство развития мелкой моторики, чувство цвета, речи детей дошкольного возраста)
Задачи для детей.
1.Совершенствовать зрительно - моторную координацию.
2.Раззвивать память, внимание, мелкую моторику рук.
3.Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание изобразить услышанное в стихотворении.
Материал для выполнения работы:
картон - голубой или синей, клей ПВА, поролон, манная крупа – белая , зелёная , коричневая, трафарет ёлочки, лекало медведя, клеёнка
Последовательность выполнение действий.
Ребята вы хотите оказаться в лесу.
(Читаю стихотворение.)
Как на ёлке снег,
И под ёлкой снег,
Как на горке снег,
И под горкой снег.
А под горкой спит медведь.
Тише, тише не шуметь.
(Показываю иллюстрацию с изображением спящего медведя)
Рассматриваем и отвечаем на вопросы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Предлагаю детям изобразить с помощью манной крупы.
Роль цвета в работах детей.
Роль цвета в работах детей огромна. На занятиях с детьми обязательно нужно обсуждать, какие чувства и впечатления вызывает у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребёнка взять в руки карандаш или кисть и рисовать. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков в работе с акварелью и гуашью помогает развитию у детей чувства цвета.
Вывод.
Важно, чтобы ребёнок испытывал радость от каждого занятия. Следовательно, задачи должны быть доступны для малышей, и усложнять их можно только после освоения всех этапов обучения.
|