Автор: Нарцева О.Ю.
Аннотация:
Статья посвящена развитию навыков устной речи школьников средних общеобразовательных учреждений на английском языке в соответствии с требованиями Государственного Образовательного Стандарта.
В соответствии с требованиями Государственного Образовательного Стандарта обучение устной речи – одна из приоритетных задач. Формирование поликультурной личности учащихся, владеющих системой знаний об иностранном языке не только на уровне понимания, но и свободного общения- основная цель, которая стоит перед современной школой.
Обучающиеся должны уметь:
1. Кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание, характеристика, повествование, сообщение, эмоциональные и оценочные суждения;
2. Передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
3. Делать сообщения по прочитанному/ услышанному тексту;
4. Выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Следовательно, ведется постоянное совершенствование известных и поиск наиболее эффективных методов развития устной речи. Устная речь - это широкое понятие, включающее в себя основные виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, диалогическую и монологическую речь.
Обучение устной речи - одна из самых сложных задач в процессе освоения школьниками иностранного языка. Основная причина трудностей при обучении устной речи заключается в том, что языковой материал, которым человек должен овладеть, выступает совершенно в новом аспекте - им нужно владеть активно как средством общения.
Для успешной реализации требований ФГОС учитель должен создавать на уроке такую педагогическую ситуацию, при которой обучение становится частью личной жизни учащегося и приобретает для него глубокий практический смысл.
Результатом обучения должно быть интуитивное владение языковым материалом, когда нужное слово или нужная форма сами приходят в голову в связи с определенной мыслью, а в процессе слушания или чтения восприятие речи на слух или зрительно одновременно является и актом осмысления содержания ее.
Для улучшения преподавания устной речи необходимо соблюдение ряда условий. Первое условие, без чего вообще невозможно по-настоящему решать проблемы обучения устной речи, - это установление градаций в овладении устной речью.
Второе условие состоит в том, что учебники должны быть созданы непременно с учетом особенностей родного языка учащихся. Когда же в языке все чужое, такой ситуации нет, и нужно заново выучить все. Итак, обучение устной речи, его задачи и трудности часто будут зависеть от степени близости родного языка с изучаемым иностранным языком. Отсюда, чтобы успешно обучать иностранным языкам, нужно провести выявление специфических трудностей при овладении родным языком. От этого во многом зависит расположение материала, подход к практическим исследованиям.
Третье условие - это научный отбор лексического и грамматического минимума. Четвертое условие - это правильное, рациональное применение технических средств. Нужно найти действительную точку применения техническим средствам, где они будут наиболее эффективны.
Особенно необходимы технические средства для того, чтобы создать правильные звуковые образцы.
Они очень полезны для интенсификации учебного процесса, с их помощью можно увеличить количество времени для активной практики учащегося на уроке.
Наконец, последнее условие касается взаимоотношений ученика и учителя в процессе обучения иностранному языку. В процессе обучения иностранному языку и преподаватель, и учащийся должны быть сотрудниками. Нужно, чтобы учащийся понимал, что от него хотят и почему хотят выполнения именно этих упражнений, почему они даются в данной последовательности, что он должен сам в себе развивать, другими словами, чтобы ему был раскрыт педагогический процесс. Максимально соответствует данным условиям коммуникативная методика обучения иностранному языку.
Коммуникативная методика предполагает изменения учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» становится внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания.
Как известно, способом устно-речевого общения является говорение.
Задача сложная и начинать решать её нужно с начального этапа обучения, когда закладываются основы в обучении языку. Систематический контроль и оценка умений в устной речи –важный фактор, обеспечивающий успех в обучении. Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным. Каждая из перечисленных форм может осуществляться устно или письменно. Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки (аспект языка- вид речевой деятельности) и вида контроля (итоговый, текущий).
На начальном этапе большое внимание уделяется аудированию, фонетической отработке, многократному повторению, как слов, так и грамматических структур. Хотя языковой опыт ещё мал, тем не менее, необходимо направлять работу на умение общаться на иностранном языке. Важно выделить систему упражнений для развития навыков неподготовленной устной речи, так как эти упражнения будут использованы и в дальнейшем, но уже на более сложном уровне.
Обучение идёт по определённым темам. Учащиеся вовлекаются в самые разные виды деятельности. Сам язык, языковая тренировка структур скрыта за интересным содержанием темы. Слова и предложения становятся понятны именно благодаря контексту. Темы должны соответствовать интересам учащихся. Это способствует повышению мотивации, а поэтому полезно использовать дополнительные УМК.
Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях. Задача учителя в реализации принципов, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития, то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится. Для реализации данных принципов в процессе обучения иностранному языку следует использовать приемы активизации, которые учитывают все выше перечисленные признаки устного речевого вида деятельности. Преимущества этих приемов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.
Лучшими приемами активизации устной речи учащихся, на мой взгляд, являются приемы взаимодействия человека с человеком, то есть интерактивные приемы. Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact», что значит «interact» - «взаимный», «act» - действовать. Данные приемыпредполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный - равному», где учитель и участник занятия – часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Интерактивные приемыспособствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Их использование предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Перечисленные приемы способствуют взаимодействию между собой участников образовательного процесса, т.е. являются интерактивными. Учитель во время использования данных приемов на уроке является равным среди равных: он может задавать вопросы, предлагать ответы, делать предположения, высказывать свое мнение.
Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика. В данных приемах есть элемент неожиданности. Соревновательный дух, умение быть самостоятельными в тоже время работать в группе вызывает интерес учащихся и желание высказаться или поговорить на английском языке.
Реализация коммуникативной методики обучения иностранному языку позволяет достичь обеспечить овладение учащимися основам иноязычного общения, в процессе которого осуществляется воспитание, развитие и образование личности.
|
На: Развитие навыков устной речи учащихся на уроках английского
Ольга Юрьевна, спасибо за статью. Я тоже на своих уроках применяю дополнительные УМК, потому что можно подобрать интересные упражнения, тексты, иллюстрации, которых нет, например, в основном УМК. А по каким УМК работаете Вы?
На: Развитие навыков устной речи учащихся на уроках английского
Наталия Леонидовна, на своих уроках я активно использую сборник упражнений по грамматике под редакцией Ю. Голицинского (7-9 классы), серию книг для подготовке к ЕГЭ под редакцией Е.С. Музлановой (10-11 классы).
На: Развитие навыков устной речи учащихся на уроках английского
Ольга Юрьевна, спасибо за статью. Согласна, что интерактивное обучение очень своевременно в настоящее время
учитель иностранного языка
На: Развитие навыков устной речи учащихся на уроках английского
Ольга Юрьевна, я согласна с Вами, что использование коммуникативной методики обучения английскому языку позволяет достичь хороших результатов овладение учащимися основам иноязычного общения. Спасибо за статью!
Филатова Наталия
На: Развитие навыков устной речи учащихся на уроках английского
Ольга Юрьевна, спасибо за статью! Согласна с вами, что лучшими приемами активизации устной речи обучающихся являются интерактивные приемы, которые использую в подготовке обучающихся к экзамену.