Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое и речевое развитие.
В.А. Сухомлинский
Современный мир наложил свой отпечаток на развитие детей.
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами.
Современное поколение с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т.д. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Разговорная речь бедна, малословна. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточное внимание всестороннему развитию детей. Много ли сейчас родителей, которые сами рассказывают своим детям сказки, затем обсуждают их, развивают мышление и словарный запас ребенка. Большинство предпочитает сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал), включив в лучшем случае мультфильм, в худшем - давая самому ребенку пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она, для взрослого, или для детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Так же и компьютерные игры развивают плоскостное мышление у детей с однообразным алгоритмом действий.
По данным различных педагогов-психологов, большинство детей до 5 лет нуждаются в помощи учителя-логопеда.
Проработав воспитателем более 5 лет, я вижу, что действительно количество детей с нарушениями речи увеличилось. Наша задача как педагогов дошкольного образования способствовать гармоничному развитию ребёнка. А такое развитие невозможно без постановки речи. Язык занимает чрезмерно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.
Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?
Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Театрализованная деятельность - самый распространенный вид детского творчества, понятный ему. Всякую свою задумку, впечатления ребёнок воплощает в живые образы и действия в игре. Поэтому через театрализованную деятельность ненавязчиво можно решить обучающие и воспитательные задачи.
Именно поэтому театрализованная деятельность со своими воспитанниками – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Начиная с младшего возраста, я старалась поддерживать детскую инициативу, создавала условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе получения представлений об объектах окружающего мира.
Цель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности
Задачи:
- Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса;
- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- Совершенствовать артикуляционный аппарат;
- Развивать слуховую и интонационную культуру речи;
- Формировать позитивную установку к различным видам творчества;
- Овладевать навыками общения и коллективного творчества;
- Способствовать речевому раскрепощению детей, проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками;
- Совершенствование навыков общения детей в коллективе;
- Повышать общую культуру ребёнка;
- Способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка его интересов
Театрализованная деятельность может осуществляться как индивидуально, так и целой группой.
Осуществляясь в группе театрализованная деятельность:
- позволяет развивать ценные социальные навыки, связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
- дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
- повышает самооценку и ведет к укреплению личностной идентичности;
- развивает навыки принятия решения.
Практическая работа осуществлялась по трём направлениям:
1)Первое направление - формирование предметно-пространственной среды
Создание театрального уголка в группе, включающего в себя:
- Техническое оборудование (ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, звуки птиц, зверей, природных явлений, транспорта, детские сказки).
- Наглядные пособия: репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии;
- Создание мнемотаблиц в помощь к разучиванию этюдов, потешек, стихов;
- Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
- Атрибуты для организации театрализованных игр: ковролин, ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки, театр на ложках и др.).
Дидактические игры («Назови сказку», «Что перепуталось в сказке» «Назови одним словом», «Настроение» и др.).
2)Второе направление это работа с детьми:
- Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы:
- Дыхательно-речевая гимнастика: помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).
- Литературно-художественная практика (связная речь): дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
- Театрализованная деятельность: в театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам, потешкам;
- Организованная образовательная театрализованная деятельность включает в себя:
- просмотр спектаклей и беседы по ним;
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- отдельные упражнения по этике;
- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации или заимствованные из интернет - источников (для показа на ноутбуке или интерактивной доске)
Третье направление - взрослые:
Сотрудничество с родителями и взаимодействие соспециалистами ДОУ. Она включает в себя:
посещение театров семьями;
организация взаимодействия по изготовлению атрибутов и пособий;
создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;
совместное выступление детей и их родителей
В своей работе знакомство с театром я начинаю с детьми младшей группы. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем. Игры- подражания 3-4 лет направлены на обогащение жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями, и именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм.
Чтение художественной литературы каждый раз превращаю в сказку по ролям, для того, чтобы дети с малого возраста усваивали эталон персонажей их тембр, манеры голоса.
В последствие в старшем и подготовительном возрасте дети, которые изо дня в день были вовлечены, в той или иной степени, в театрализованную деятельность проявляют большую речевую активность.
С 2016-2017 я работаю в логопедической группе, театрализованная деятельность для моих детей является большим подспорьем для развития речи. Кроме того, театрализованной деятельностью мы в группе раскрываем и другие задачи: знакомство детей с социумом, закрепление безопасного поведения в быту, природе, в обращении с животными и людьми.
Дети проявляют устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимают основную идею литературного произведения.
Способны сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеют интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи. Импровизируют с куклами.
Владеют знаниями об эмоциональных состояниях героев, могут их.
У детей, которые активны в течение всего года, значительно активизировался словарь, они чаще употребляют в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Дети начали пользоваться прямой и косвенной речью, развивается диалогическая и монологическая формы речи, память, мышление, воображение.
Литература:
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: учеб. пособие.-М.: Просвещение, 1991.
- Гончарова О.В. Театральная палитра.-М.:ТЦ Сфера,2010.
- Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-7 лет: учеб. пособие. - М.: Вако,2007.
- Доронова Т.Н. Играем в театр. - М.: Просвещение, 2004.
- Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника.-СПб. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.
- Малахова А.Н. Развитие личности ребёнка.-СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.
- Тырышкина О.В. Игровые логопедические з анятия по мотивам сказок.5-7 лет.-Изд.2-е,перераб.- Волгоград:Учитель, 2015.
|