Я – ПЕДАГОГ!
Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты.
В. М. Бехтерев, академик
|
Читаю отклики на образовательный стандарт педагога. Острые дискуссии, споры, мысль: стандарт – это всегда рамки. Как можно ограничивать деятельность педагога?!
Мне представляется, что ФГОС педагога – это никакие не рамки. А фундамент, на котором он должен строить свою деятельность. Каковы будут результаты, зависит от его умения, призвания и дарования.
Я -воспитатель в сельском дошкольном образовательном учреждении, старшей группы компенсирующей направленности. На сегодняшний день в группе 18 деток, чьих глазах светится вопрос: а что нового я привнесу в их жизнь сегодня?
Мои детишки – это листочки. Я глажу эти белые листочки, которые пришли в этот мир чистыми и непорочными. Одни передают тепло родительских рук, другие излучают свет любви и безмятежной радости. Они прилетели ко мне. Со своим именем, характером и видением мира. Взрослые хотят, чтобы я сотворила из этих листочков оригами-птиц, которые взлетят над просторами жизни, наслаждаясь красотами мироздания. На радость родителям.
В этом ожидании педагогу уготована роль балансира. Между тем, какой человек есть, и каким человек может стать. Уравновешивающего передачу знаний уроками тепла и доброты. Выдающийся педагог Януш Корчак отмечал: «Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке». Складываю все мои 18 листочков – получается книжка. Я должна наполнить ее формулами речевого развития, обогатить смыслом человеческого существования, обозначить и закрепить ценностные ориентиры в формирующемся жизненном пространстве. И так из часа в час. Изо дня в день…
Я занимаюсь с ними рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, математикой, чтением, театрализованными постановками, сюжетно-ролевыми играми, используя современные методики, основанные на достижениях передовых педагогов и учителей-логопедов, дополняя образовательный и воспитательный процессы оздоровительными мероприятиями.
Смотрю на детишек, с которыми скоро расстанусь. Шаг за шагом я веду их к новой ступеньке. Дальше – в школе – им предстоит самостоятельный путь. Каким он будет? Какими людьми они станут после школы? Мудрость Экзюпери: «Все взрослые сначала были детьми, только многие из них об этом забыли». Каким будут помнить свое детство мои малыши? Не захотят ли стереть воспоминания о нем, как пытаются стереть ластиком кривобокую линию на рисунке? Какую о себе оставлю память? Которая определяется не тем, сколько лет педагог проработал, сколько книг прочитал, сколько детишек выучил. А тем, сколько за отпущенный небом срок успел сотворить добрых дел, какой оставил след на земле и в душах своих воспитанников. Активные, любопытные, восприимчивые, искренние детишки, чью жизнь в детском саду – сегодня и сейчас – я пытаюсь сделать яркой, насыщенной и неповторимой, чтобы в дальней дали будущего их щедрый душевный источник не иссяк, огонек в глазах не погас. Чтобы на вопрос любознательной почемучки Миланы: «Наталья Александровна, а почему небо синее?», детишки, как обычно, спешили ей на помощь, предлагая свои цветовые объяснения, и единодушно соглашались с ответом признанного эрудита Димы: «Это чтобы людям было радостно!». Им еще неведомы понятиями «длина волны», «видимый спектр», «рассеяние Релея», но они подспудно осознают назначение мироздания: окружающий мир создан для радостного человеческого существования.
Мой путь к профессии воспитателя произошёл стремительно и неожиданно.
Даже будучи маленькой девочкой и живя в многодетной семье. Я не могла подумать, что во взрослой жизни помощь родителям и родственникам, посидеть, занять младших детей, перерастёт в профессию.
Воспитателем я стала по воле судьбе. Как молодой специалист была поддержана коллективом детского сада, это помогло мне на первых порах в работе, осознать свои способности и воплощать их в работе с детьми. С каждым днём работы я понимала, что эта профессия накрывает меня с головой. Профессия воспитателя позволяет использовать и реализовывать многим коллегам, как и мне, свой творческий потенциал.
Воспитатель – это крайне сложная и увлекательная работа. Начиная с раннего возраста и до выпуска воспитатель в глазах ребёнка пример для подражания, друг и помощник. Очень важно не подвести ребёнка, вовремя заменить изменения в поведении, интересов, поддержать.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что хороший воспитатель должен обладать четырьмя основными качествами: ответственностью, врождённой способностью к эмпатии и состраданию, высокоразвитым моральным чувством и, наконец, он должен быть хорошим путеводителем на пути ребёнка к познанию истины. Мне же, как простому воспитателю остаётся только надеяться, что всеми этими качествами я обладаю.
|